Web... money... money... money... money... money...
АрхивТаджикистан в смысле хайтека и особенно - цифровых коммуникаций, - место довольно особое. Впрочем, возможно, для Средней Азии и стандартное, - а особое - если сравнивать с Москвой, Западом или, скажем, Японией.
Таджикистан в смысле хайтека и особенно - цифровых коммуникаций, - место довольно особое. Впрочем, возможно, для Средней Азии и стандартное, - а особое - если сравнивать с Москвой, Западом или, скажем, Японией. Приехав в Душанбе, я начал с того, с чего обычно начинаю, куда-то приехав: с проверки GPRS (заграничный роуминг которого с МТС у меня всегда включен). Ни хрена! Совершенно как в материковом Китае. Наутро мой душанбинский друг, к которому я и приехал и который, прожив там всю жизнь, знаком - по-восточному - практически со всем городским истеблишментом, повел меня в центральную контору одного из, кажется, трех местных мобильных операторов по имени Babilon (привет БГ!), и мальчик минут двадцать тыкал в кнопочки моего телефона, пытаясь настроиться. Хрен вам! Хорошо, поехали к главному шефу. Шеф, никуда не тыкая, объяснил, что с МТС GPRS-роуминга у них нет и пока не предвидится, а вот с BeeLine вроде бы скоро будет. Можно было, конечно, купить местную SIM’ку, но второго аппарата у меня не было, а отключаться от своего номера, известного друзьям, не хотелось.
Ладно. У друга, у которого, в самом центре города, в огромном саду, прилегающем к дому, я и жил (на улице, в беседке, спал на свежем воздухе и поздоровел), - два городских телефона. Один он мне выделил в полную собственность, предварительно свозив к Интернет-провайдеру, который и выписал логин и пароль для дайлапа. Песня! Ничего подобного я не припомню, - даже пятнадцать лет назад, когда Интернет потихоньку пробивал дорогу в Москву, такого низкого качества соединения, такого количества разрывов и таких черепашьих скоростей просто не бывало! У самых худших провайдеров! Но Средняя Азия настраивает на философское отношение к суете, - и я лениво пересоединялся, получал, что успевал, соединялся снова, - и проводил так буквально часы. Правда, в один прекрасный момент такое времяпрепровождение начало потихоньку надоедать, и я позволил себе едкое замечание в адрес местного Интернета - на что получил справедливый отлуп: оказывается, я терял не только собственные время и нервы вагонами, но еще и раскалывал на бабки гостеприимного хозяина: телефон у них, оказывается, повременный, провайдер на себя время соединения не берет, - и вот часы, в течение которых я соединялся, рассоединялся, пересоединялся, чтобы получить полмегабайта писем, обернулись весьма внушительным по местным меркам телефонным счетом. (Сюда же замечу, что за некоторое, вполне скромное количество звонков по мобильнику и чуть менее скромное количество SMS’ок с меня слупили не 15-20 баксов, как обычно бывает после поездки в Европу, Китай или даже на дорогущую Украину, а больше сотни!) Заглянувший по-соседски на огонек шеф дайлап-конторы признал: да, есть проблемы, работаем, а на вопрос про ADSL сообщил, что и ADSL в Душанбе есть. Почем? - спросил я, хотя все равно не захватил с собой ADSL-модема. - А на какой скорости? - в свою очередь осведомился гость. Я назвал параметры "Стрим Флай": 320/128 при 25 баксах в месяц и без лимита на трафик. - Он поднял брови и сказал, что подобное у них стоит баксов 700, а народ, который подключается по ADSL, обычно заказывает дайлапные скорости... Что ж, пришлось, взяв ноутбук под мышку, искать поблизости интернет-кафе, которых, надо заметить, оказалось множество и весьма недорогих, около доллара в час, - правда, далеко не в каждом можно было подключить к Сети собственный ноутбук...
Все это затянувшееся вступление (культур-повидло, по Голубицкому) мне понадобилось для того, чтобы вам было понятно, каким неожиданным (и приятным) сюрпризом стала для меня вывеска на одном из домов главной улицы Душанбе, хийобон не то Низами, не то Рудаки (прежде, по воспоминаниям, - хийобон Ленин): "WebMoney" [Как позже выяснилось, - не официальное представительство, а пункт пополнения кошельков, открытый местным энтузиастом].
Ибо как раз к этому моменту я озверел от розыска и покупки разного образца карточек для оплаты "Стрима", для оплаты "Сипнета", для оплаты МТС, для оплаты, наконец, Skype Out (там совсем недавно добавили возможность перевода денег через WebMoney, - правда, посредством посредника, который берет за услугу без цента три доллара!) и созрел-таки испробовать этот платежный сервис, давно уже не новый и даже давший Голубицкому время и повод написать о нем толстую и подробную книжку ("WebMoney, ваш электронный кошелек, самоучитель". - М.: NT Press, 2004).
Ну, коль есть и этот самоучитель, и другие подобные книжки, рассказывать о WebMoney в подробностях я не стану (да и места не найдется), - расскажу только о собственных живых впечатлениях от вхождения в это комьюнити. Программу, управляющую кошельками, - WebMoney Keeper Classic 3.0.0.1, - я скачал с главного сайта WebMoney и почти без труда и проблем (ну, разве что при вводе пароля никак не переключался язык, и до сих пор не переключается) ее установил. В процессе меня просили шевелить мышью и стучать, как мартышка, неосмысленно, по клавиатуре, чтобы сформировать уникальный ключ; потом подсказали, что мой пятибуквенный пароль слишком ненадежен (впрочем, для тех нескольких десятков долларов, больше которых я не собирался единовременно хранить в своих кошельках, морочить себе голову супернадежным, супербессмысленным паролем я не стал); потом - что у меня нет постоянного IP-адреса (а откуда ж ему при "Стриме"-то взяться?!), - и это, дескать, не дает стопроцентной защиты (меня - при этих десятках баксов - и девяностопроцентная вполне устроила), - и осталось положить в кошелек некоторое количество денег (Keeper Classic открывает по умолчанию четыре кошелька: долларовый WMZ, под евро - WME, под рубли - WMR и наконец, WMU - под гривны! Правда, под таджикские сомоны кошелька почему-то не оказалось - несмотря на вывеску на хийобоне).
Положить в кошельки деньги можно тремя способами:
а) купив карточку (они есть не то чтобы во всех, но во многих "карточных" киосках - например, даже в моем переходе к метро "Проспект Вернадского", - однако по очень высоким ценам: за стодолларовую карточку в упомянутом киоске я заплатил 3080 рублей, то есть, учитывая курс ЦБ в тот момент, наценка составила едва ли не 15%! Сто раз подумаешь, стоит ли таких денег комфорт при оплате разных цифровых удовольствий);
б) в специализированном обменном пункте (их куда меньше, но есть как минимум один, недалекий от меня, на Ленинском, а комиссия там едва ли не на порядок ниже, в районе 1,5%; мест, где можно купить карточку или положить деньги вообще без комиссии, в природе не существует: это политика компании, заточенной на внутрисистемные денежные расчеты), где можно, наоборот, веб-деньги обменять на обычные бумажки;
в) получив их внутренним, вебманиевским путем за работу или, скажем, в подарок. Таким образом, например, вот уже несколько лет рассчитывается с иногородними авторами "Компьютерра". Вместо того чтобы, как раньше, секретарю идти на почту и заполнять десятки бланков отдельных денежных переводов, платя заметную комиссию, - приобретается сразу некоторое количество карточек (или - в обменном пункте - кладется в кошелек сколько надо), - и потом переводы идут почти в одно касание, на компьютере, а стоят совсем по-божески, как и большинство прочих вебманиевских транзакций, - 0,8%. Идеала эта система достигла бы, если б часть рекламодателей оплачивала услуги журнала тоже через WebMoney.
Увы, у меня не оказалось в Сети мест, которые готовы были бы мне платить именно через WebMoney. Например, деньги за фотографии, проданные с сайта Fotolia, я могу получить только через более популярные в мире, но менее заточенные на Россию PayPal или MoneyBookers, через них же (и только через них) могу заплатить кое за какие электронные удовольствия - например, положить деньги на счет VoipCheap, бесплатного для полумира SIP-сервера, к которому мне удалось-таки подключиться. Идеальной система стала бы, когда приобрела бы универсальность Visa или Master Card, но, как говорится, лиха беда начало; тут же стоит заметить, что постепенно интернет-оплата с помощью этих кредитных и дебитных карт все больше теряет популярность, все больше служб отказываются принимать деньги таким способом, все больше пользователей остерегаются покупать: количество мошенничеств на почве кредит-карт известно, а любая чисто электронная, вроде WebMoney, система увеличивает надежность хранения и перевода ваших денег как минимум на порядок. Во всяком случае, когда я платил за услуги "Сипнета" через WebMoney, - мне пришло несколько запросов-подтверждений, и я в любой момент мог отказаться от услуг посредника, если б сертификат его сайта вызвал подозрения. Более того, несколько раз мне так и не удалось заплатить за "Стрим", потому что в моей системе что-то (оставшееся неизвестным) было как-то не так, - так что платеж прошел только после совета, полученного из службы поддержки: загрузиться в Safe Mode.
Наиболее надежные сайты для оплаты наиболее распространенных у нас цифровых услуг перечислены как в разделе "Сервисы" родительского сайта WebMoney, так и - что, пожалуй, удобнее - на закладке "Информация" самого Keeper Classic. Чего там только нет! И заказ авиабилетов, и регистрация доменов, и торговля на аукционе eBay, и "Продать товар", и услуги страхования, и электронные книги, и оплата TV-каналов, и оплата мобильной связи и услуг интернет-провайдеров, включая тот же "Стрим"...
Но можно и просто набрать в поисковой строке того же Google фразу вроде "оплата МТС через WebMoney" и получить добрый десяток ссылок, большинство которых, правда, будет вести на сайты-посредники, готовые, например, брать добавочные 10 центов "за срочность" (предварительно, как мне показалось, выставив задержку, ибо обычно платежи происходят мгновенно), или три доллара за Skype Out (до тех пор пока сами WebMoney не сконтактируют со Skype и не добавят эту услугу к своему долгому перечню), или - что-нибудь в этом же роде.
Однако про серьезные кражи и мошенничества в системе я покуда не слышал, потому что взломать мощный криптоключ - совсем не то же, что перехватить в момент платежа десяти- (или сколько там?) значный номер Visa... К тому же любую транзакцию можно при необходимости отследить и проверить и - при необходимости же - призвать, что называется, к ответу!
Хотя, если совсем в принципе, - на всякую хитрую гайку всегда найдется болт с левой резьбой. Но тут главное - чтобы нарезать эту левую резьбу не вышло себе дороже.
- Их журнала "Компьютерра"