Mail.ru на новый лад
АрхивWeb 2.0После появления GMail бесплатные почтовые службы начали стремительно наращивать размеры ящиков и тестировать интерфейсы на AJAX. Не стала исключением и компания Mail.ru.
Наверное, уже никто не сомневается, что появление 1 апреля 2004 года GMail произвело настоящую революцию на рынке бесплатных почтовых служб. Эпоха ящиков размером в несколько мегабайт ушла в прошлое, а над созданием интерфейсов на основе технологии AJAX не работает только ленивый.
Не остались в стороне и российские компании. Уже в апреле 2004 года - спустя несколько недель после появления GMail - лидеры российского рынка бесплатной почты Mail.ru и "Яндекс" объявили о снятии ограничений на размер почтовых ящиков, причем сделали это в один день. В обоих случаях бесконечность дробится на довольно мелкие порции: 20 Мб в "Яндекс.Почте" и 25 Мб в Mail.ru. В случае ящиков размером в несколько гигабайт появляются и другие нюансы, однако речь пойдет не о них, а о второй важнейшей особенности GMail - интерфейсе на базе AJAX.
Строго говоря, впервые веб-интерфейс, в котором клиентские скрипты умели отправлять HTTP-запросы, а основные действия выполнялись без перезагрузки страницы, сделали не в Google, а в Microsoft в ходе разработки компонента Outlook Web Access, входящего в состав пакета Exchange Server. С помощью Outlook Web Access можно получить доступ к хранящимся на сервере электронной почте и календарям через веб-интерфейс, внешне копирующий интерфейс пакета Outlook из состава Microsoft Office. Однако применение Outlook Web Access ограничивалось корпоративными почтовыми системами, тогда как общедоступные службы использовали веб-интерфейсы без "наворотов".
Такая ситуация сохраняется, по большому счету, и по сей день. В большинстве популярных почтовых служб пользователи могут работать с классическим интерфейсом, а AJAX-версии находятся в процессе тестирования, причем зачастую с ограниченным числом участников. Да и GMail остается бета-версией и работает по приглашениям, достать которые, впрочем, давно не составляет труда.
Российские почтовики тоже не остались в стороне от экспериментов с AJAX, хотя на появление новых интерфейсов времени понадобилось значительно больше, чем на увеличение размеров ящиков. Первой о разработке нового интерфейса объявила компания Mail.ru весной нынешнего года. Правда ознакомиться с новым интерфейсом сразу не разрешили - дело ограничилось демонстрацией нескольких скриншотов и предложением оставить заявку на участие в будущем тестировании. Поэтому первым работающую версию почтового интерфейса с элементами AJAX показал "Яндекс". Обзор новой версии "Яндекс.Почты" был опубликован в "Компьютерре-онлайн" в апреле.
Новая версия интерфейса Mail.ru стала доступна пользователям несколько дней назад и располагается по адресу pro.mail.ru. Доступ к новому интерфейсу могут получить все желающие, достаточно иметь ящик на Mail.ru.
После ввода логина и пароля начинается загрузка интерфейса. Она идет довольно долго даже на широкополосных каналах. Например, в случае канала ADSL с пропускной способностью 320 кбит/с в Internet Explorer 7 Beta 2 загрузка длилась 24 секунды, а в Firefox 1.5.0.4 - 17 секунд. Для GMail время загрузки составило 13 и 11 секунд соответственно. Перед замерами времени загрузки кэш браузеров полностью очищался. Повторная загрузка, конечно, происходит заметно быстрее за счет кэширования. Впрочем, пользователям коммутируемых линий, особенно низкокачественных, все равно придется запастись терпением.
Как и было обещано весной, новый интерфейс Mail.ru имитирует обычный почтовый клиент. Такой подход используется в уже упоминавшемся Outlook Web Access, а также в новой версии службы Yahoo Mail, которая уже довольно долго находится в процессе бета-тестирования. Любой пользователь новой почты Yahoo наверняка найдет в новом облике Mail.ru множество знакомых черт. Это, впрочем, не удивительно. Прототип выбран один и тот же - стандартный почтовый клиент, хотя расположение строки поиска в Mail.ru выглядит явным заимствованием у Yahoo.
Как и в большинстве почтовых клиентов, например Outlook Express, интерфейс Mail.ru разделен на три области. Слева находится узкая колонка со списком папок, а правая часть разделена по горизонтали пополам. Наверху - список писем, внизу - текст выбранного послания. Если кликнуть по заголовку два раза письмо откроется в отдельном окне. Клавишу Enter использовать тоже можно, но в этом случае Internet Explorer всплывающее окно блокирует и приходится возиться с настройками браузера. С клавиатуры можно также удалять письма - достаточно нажать клавишу Del. Другие клавиатурные команды в Mail.ru пока не работают.
Полный список операций над письмом содержится в контекстном меню, которое, как и положено, открывается при щелчке правой кнопкой мыши. Контекстное меню есть и в области со списком папок. Если же щелкнуть правой кнопкой в области с текстом письма, откроется стандартное контекстное меню браузера.
Интерфейс поддерживает также перетаскивание писем мышью, хотя работает перетаскивание несколько заторможено - ухватить и перетащить письмо удается быстро, но между отпусканием кнопки мыши и перемещением письма в другую папку проходит около 2-3 секунд. Поддерживает интерфейс и прокрутку колесом мыши. Правда, прокручивать быстро список писем не получится - заголовки подгружаются не сразу, а порциями по 20 штук. Это вполне оправдано, ведь в противном случае пришлось бы слишком долго ждать загрузки папок с большим объемом корреспонденции.
К сожалению, в новом интерфейсе не предусмотрено гибкой системы меток, вроде используемой в GMail и "Яндекс.Почты". Письма можно раскладывать только по папкам, что не добавляет гибкости работе с корреспонденцией. Разочаровывает и поисковая система. Категорию, по которой ведется поиск (отправитель, тема, текст письма и т.д.) нужно выбирать из меню, выпадающего при нажатии на стрелку на значке с лупой в строке поиска. По умолчанию поиск ведется только среди отправителей, хотя куда удобнее было бы искать по всем полям сразу. Форма расширенного поиска выглядит так монструозно, что разбираться в ней желания совершенно не возникает. О поиске на лету и вовсе речи не идет.
Не слишком удобно реализована и борьба со спамом. В интерфейсе не предусмотрено специальной кнопки вроде "Фу" в "Яндекс.Почте" или Report Spam в GMail. Найти соответствующую команду можно лишь в контекстном меню, или в меню, выпадающем из кнопки удаления писем. Кроме того, жалобу на спам нужно подтверждать во всплывающем диалоге. Впрочем, в стандартной версии Mail.ru жаловаться на спам еще менее удобно: и кнопку с первого раза не найдешь, и для подтверждения грузится отдельная страница. Видимо, в компании очень надеются на "Антиспам Касперского", но он, к сожалению, частенько пропускает мусорную корреспонденцию.
При написании письма открывается новое окно. Текст можно составить как в текстовом формате, так и в HTML с помощью визуального редактора.
Есть возможность вставки графических смайликов и жестов, в том числе неприличных. Для вставки файлов используется вполне удобный всплывающий диалог. Кроме того, есть возможность автоматического перевода с русского на английский и обратно, хотя ожидать чудес от переводчика не стоит. В целом, новый интерфейс написания писем показался нам более удобным и логичным, нежели прежний, хотя по функциональности они практически не отличаются.
К недостаткам нынешней версии AJAX-интерфейса стоит отнести отсутствие настроек. Пока все настройки интерфейса касаются только традиционной версии. Другие функции (фильтры, пересылка, автоответчик и т.д.) тоже настраиваются по-старому, хотя их функционирование от интерфейса не зависит.
В заключение нужно сказать несколько слов о совместимости. Официально новый интерфейс поддерживает только Internet Explorer 6 и старше или Firefox 1.5 и старше. Однако в Firefox 1.0.7 и Opera 9 новая версия Mail.ru тоже работает, хотя и не без нюансов. Например, в Firefox 1.0.7 отказалась работать прокрутка мышиным колесом, а в Opera 9 не заработали контекстные меню, а поначалу новый интерфейс и вовсе в "Опере" не грузился. Кроме того, при смене папки в Opera интерфейс перекореживается, хотя восстановить нормальный внешний вид можно, просто изменив размер окна.
В целом, новый интерфейс оставляет впечатление неплохо отлаженного и работоспособного продукта, требующего разве что косметических изменений, в частности, хорошо заметной кнопки удаления спама. Единственный вопрос в том, зачем использовать веб-интерфейс, в точности имитирующий почтовый клиент, когда в состав любой современной ОС встроена почтовая программа, работающая быстрее и не зависящая от версии браузера.