Химия и спам
Архив13 комнатаС журналом "Химия и жизнь" наверняка знакомы многие наши читатели. По тиражам он хоть и уступал флагманам вроде "Науки и жизни" или "Техники молодежи", но пользовался заслуженной любовью и популярностью у советской интеллигенции, но не раз страдал за отклонения от идеологической линии. Об одном таком случае в свое время писал Кир Булычев в своей колонке в журнале "Домашней компьютер". Впрочем, все эти неприятности кажутся мелочью по сравнению с катастрофой начала 1990-х, когда вместе с крахом СССР исчезло государственное финансирование, число подписчиков снизилось, резко упали тиражи.
За время реформ журнал прошел через ряд пертурбаций, в процессе которых сменил название на "Химия и жизнь - XXI век". Сейчас журнал издается АНО "НаукаПресс". Данных о тираже на сайте нет. Зато есть история, в которой рассказывается о том, как советские чиновники принудительно ограничили тираж 250000 экземпляров. Думается, о таких цифрах нынешним издателям и мечтать не приходится. Они, впрочем, не унывают и уже не первый год зарабатывают на продаже электронного архива журнала за все сорок лет его существования.
В этом, разумеется, нет ничего плохого. Меня перед приобретением архива останавливает наличие бумажной подшивки (к сожалению, неполной), а в большей степени - нелюбовь к чтению старых журналов на компьютере или КПК. Ощущения совсем не те, что от бумажного номера...
Однако в середине июня мое отношение к деятельности, развернутой, АНО "НаукаПресс" приобрело негативную окраску. Все дело в появлении в почтовом ящике писем с темой "про "Химию и жизнь". Некто, подписавшийся "Читатель" сообщал о том, что "Теперь там можно прочитать отдельные статьи и послушать рассказы о науке, выложенные в формате мр3" и о продаже дисков с архивом журнала. Поначалу я подумал, что кто-то из читатлей "Компьютерры" решил рассказать о новинках у "Химии и жизнь" (одно время журналы часто сравнивали). Однако все дело испортило то, что в ящике таких писем обнаружилось почти с десяток, и все они были отправлены с разных, явно "левых" адресов и по случайно выбранным адресам в доменах, принадлежащих "Компьютерре". То есть, мы имеем дело с банальным спамом.
Очень обидно, что издатели одного из лучших научно-популярных журналов своего времени берут на вооружение сомнительные рекламные технологии. Но это, разумеется, куда проще, чем пытаться наладить контакт отечественной науки с прессой. Результат такой позиции виден невооруженным глазом: на рынке доминируют переводные научно-популярные издания, а бывшие отечественные гиганты боятся меняться, чтобы не распугать горстку оставшихся с советских времен подписчиков.