10 лет Quake!
АрхивPCОказывается, как раз 22 июня свет увидела игра, перевернувшая индустрию, - в очередной раз. Quake - уникальное детище id Software, по-прежнему стоит несколько особняком от большинства других игр id, поскольку в наименьшей степени представляет собой "техническую демонстрацию", - а именно это можно сказать в адрес и классических Wolfenstein 3D, и Doom/Doom II, и Quake II и III.
Quake была всем играм игра. Потрясавшая воображение давящая атмосфера (чему всецело способствовал саундтрек и озвучка за авторством Трента Резнора), угрюмые архитектурные изыски, где рядом органично смотрелась и готика, и футуристические военные базы, кровожадные "даже на вид" монстры и финальное рандеву с кошмарьёзной Шуб-Ниггурат, - одним из наиболее, пожалуй, кошмарных порождений нездоровой фантазии господина Лавкрафта, упокой Великий Ктулху его душу.
Игра была проработана до мелочей, - ничего лишнего, никаких изысков ради изысков, чем грешили и некоторые прежние, и некоторые последующие разработки id, на базе которых творились подлинные шедевры, - но только уже другими разработчиками.
Тут уместно будет вспомнить серию компании Raven Heretic/Hexen, выполненную на базе переработанного движка Doom; Heretic II, где использовался движок Quake II, также сильно модифицированный; American McGee's Alice на базе Quake III и масса других игр на том же движке выполненных.
Надобно заметить, что движок первого Quake тоже немало поплясал в умелых руках сторонних разработчиков. Например, в основе Half-Life лежит как раз движок именно первой "кваки", но о-о-о-очень сильно модифицированный. То же самое можно сказать в отношении таких игр, как Hexen II, SiN, и т.д. Этим играм уже крайне желательно было наличие 3D-ускорителя, в то время, как оригинальный Quake вообще ускорения не поддерживал.
В 1999 году движок Quake вышел под GPL, что привело к появлению огромного количества портов и модификаций, временами очень интересных. О них, вероятно, надо будет порассказать отдельно.
P.s. Игра изначально не была рассчитана на запуск в среде операционных систем Microsoft на ядре NT, однако проблему всё-таки вскоре исправили, - и Quake легко запускается с помощью утилиты WinQuake, которую проще всего достать здесь (Zip-архив, ~400 кбайт).
UPD: По ошибке к играм на движке Quake изначально был приписан Thief: The Dark Project. Это не так: в основе Thief и Thief II лежит свой собственный движок - Dark Engine, принципиально отличающийся от "квейковского". Приношу извинения читателям, - Ю.И.