Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Второй пошел?

Архив
автор : Виктор Шепелев   07.06.2006

24 мая, с горем пополам, стартовал главный этап второго конкурса для студентов-программистов Google Summer of Code (см. "КТ" #637) - собственно реализация проектов.

24 мая, с горем пополам, стартовал главный этап второго конкурса для студентов-программистов Google Summer of Code (см. "КТ" #637) - собственно реализация проектов.

А "горя" было немало. Начать с того, что "старт" (то есть публикацию списка проектов, выбранных для "Кодового лета") назначили на 23 мая. Целый день 6400 студентов и 101 опенсорсная организация ждали решения "Поисковика №1" - и ничего. Утром 24-го на веб-страничке code.google.com/soc все еще висела старая заставка, однако письма участникам все же были отправлены. Здесь, правда, организаторы поспешили - 1800 студентов получили ошибочные уведомления о том, что их проект выбран. Весь день 24 мая ньюс-группа Summer Of Code пестрела извинениями и инструкциями на тему "если вам пришло одно письмо с сообщением, что вы избраны, - а потом второе, что нет, то верить надо второму"; а равно и упреками "обманутых вкладчиков".

Тем не менее начали. В этом году для получения 4500 долларов за интересное времяпровождение было отобрано 630 проектов против прошлогодних 410. Немного, если учесть, что количество "отметившихся" организаций выросло в 2,5 раза (101 против 40). Солидный прирост желающих заполучить "студентов на халяву" неудивителен после победных реляций SoC 2005: более 84% проектов было завершено успешно и в срок, организации-менторы получили полезный код, а студенты-участники - полезные деньги. Менее афишируется, что по прошествии полугода с первого "кодового лета" ситуация выглядит не так радужно: всего около 30% студентов продолжили развитие своих проектов, а большинство предпочло "свалить с деньгами". В общем, это понятно (на голом энтузиазме, не подкрепленном гугловскими деньгами, не каждый продержится), однако достойно сожаления - ведь код, оставшийся без "хозяина", во многих случаях становится "мертвым грузом": даже если его не выкидывают из проекта, то развивать задел все равно некому.

И тем не менее интересно проанализировать расклад сегодняшнего лета - ведь в нем отметились многие "общественно-значимые" проекты; и по тому, какие идеи были для них предложены и выбраны, можно оценить не только близкое будущее, но и настоящее (по принципу "так вот чего здесь не хватало"). Напомним схему выбора концепций для реализации: организация-ментор кратко описывает, какие идеи им интересны; студенты присылают подробные описания того, что они готовы сделать и как; организации сортируют предложения студентов в порядке привлекательности для себя; а гугловские специалисты составляют финальный список "принятых" предложений (чем они руководствуются - тайна сия велика есть).

По спискам идей, принятых для различных вариантов *nix, можно неплохо представить ориентацию этих операционных систем: BSD-клоны, традиционно "серьезно-серверно-сетевые", сосредотачивают усилия на воплощении сетевых функций и улучшении файловых систем, а также расширении количества железяк, на которых FreeBSD/NetBSD портированы[К слову сказать, на страничке FreeBSD очень странно смотрится задача "исправить уязвимости IPv6", отданная на откуп студенту-энтузиасту]. У Gentoo-дистрибутива Linux с репутацией "максимально настраиваемого" бо’льшая часть задач - менеджеры, настройщики и конфигураторы; у "самого человечного" Ubuntu - задачи интерфейсные, вроде "экранной лупы" или "экранной клавиатуры специально для TabletPC". Такое же "разделение обязанностей по предназначению" и у оконных менеджеров: KDE развивает множество своих "финтифлюшек" - PIM, фотоальбом, KOffice, редактор формул; более "стройный и системный" Gnome сосредотачивается на сетевой функциональности и внутренних библиотеках (хотя и здесь упомянуты различные дополнительные приложения).

Впрочем, отдельные программы по масштабам участия догоняют операционные системы: монструозный OpenOffice.org 2.0 намерен за "гугловское лето" радикально улучшить интеграцию с Mac OS X; Gaim, который "всего-навсего интернет-пейджер", заграбастал аж девять студентов (больше, чем некоторые из линуксов)[У Gaim’а наиболее положительный прошлогодний опыт - из десяти студентов, выбранных прошлым летом, все десять до сих пор работают в команде]; еще тринадцать взяли "на двоих" графические редакторы GIMP и Inkscape.

Шумиха последнего года вокруг различных версий Web не прошла даром: одна только Apache Foundation "подняла" 27 проектов. Справедливости ради заметим, что они относятся не только к одноименному веб-серверу, но все же бо’льшая часть - это реализация фич, связанных с новомодным AJAX и сходными технологиями. Wikimedia Foundation, "хозяин" Wikipedia, из сотни предложенных проектов выбрал всего два; правда, один из них скромно называется Video for Wikipedia и подразумевает "отображение видео со страниц Википедии в браузере, не требующее установки плагинов" (!). Отметились и другие вики-движки, CMS и библиотеки для создания AJAX-эффектов; в списке организаций-участников фигурирует даже LiveJournal; правда, он почему-то не выбрал ни одного проекта.

Сюда же, в категорию "скоростного веборазвития", стоит записать и четыре основных языка веб-разработки (Perl, PHP, Python и Ruby, обязанный своей резко возросшей популярности библиотеке RubyOnRails). Из них Perl’овцы активно занялись подготовкой Perl6, который чуть ли не пять лет пребывал в состоянии "скоро будет спецификация", а за последний год практически завершен благодаря усилиям удивительного человека Одри (Атриус) Танг[Долго рассказывать, чем он(а) удивителен(льна). Интересующихся отсылаю к Google]. PHP и Ruby ничего интересного не обещают; зато Python, с его выигрышной комбинацией высокой выразительности и относительно неплохой скорости, похоже, развивается во всех направлениях сразу: среди его 25 (!) проектов - и веб с AJAX’ом, и развитие популярных игровых библиотек, и 3D-графика, и сложные научные вычисления, и радикальные улучшения самого языка[Python Foundation, видимо, удовлетворился результатами прошлого года - несмотря на то что в полном объеме была реализована лишь треть идей, а часть студентов и вовсе исчезла еще до конца лета]. Энтузиастам Ruby, который пока выигрывает в выразительности языка, но радикально проигрывает в скорости и количестве библиотек, сейчас должно быть не слишком весело; тем более что Django, прямой конкурент RubyOnRails, но написанный на Python, тоже участвует в SoC (в отличие от самих "Рельсов").

Кроме четырех упомянутых "столпов", в рамках Summer of Code ведутся работы над языками Haskell и Lisp, а также десятками других утилит для разработчиков (библиотеки, компиляторы, среды разработки, средства контроля версий). Эти проекты не вызывают никаких опасений за свою судьбу: большинство студентов, взявшихся за развитие утилит для разработчиков, делают это в первую очередь "для себя".

Из оставшихся проектов выделим несколько динамично развивающихся 3D-движков (OGRE, Project Looking Glass); ряд задач под эгидой NASA (Free Earth, Mars Space Flight Facility); Internet Archive с его "машиной времени", стремящийся еще улучшить свой и без того ни с чем не сравнимый сервис; а также постепенно "выползающий из тумана" мегапроект Internet 2. Google не забыл и о себе: в его активе удивительная задумка "Игры для счастья" ("веб-игра, в которой широкая аудитория учится быть счастливой"), задача с зубодробительным названием, касающаяся машинного перевода, и пара чисто технических проектов.

В общем, поезд пошел. Следующая остановка - 26 июня, "Оценка середины работы".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.