Архивы: по дате | по разделам | по авторам

ГМ-угроза

АрхивСтатьи
автор : Юрий Ильин   31.05.2006

Что должна сделать биотехнологическая компания чтобы взбесить всех, кого только можно? Можно обойтись без острова имени доктора Моро, населённого гибридами людей и галлюциногенных кактусов. Всё проще.

Что должна сделать биотехнологическая компания, даже совсем маленькая, чтобы взбесить всех, кого только можно? Чтобы фермеры мысленно потянулись к двустволкам? Чтобы крупная сельскохозяйственная ассоциация в открытую желала этой компании исчезнуть с лица земли? Чтобы экологи и политики (не считая тех, кто уже сидит на администраторских постах) сверкали глазами и раздували ноздри и, багровея от одного только осознания своей правоты, призывали все казни египетские на головы этой крошечной конторки?

Наверное, надо покуситься на все устои и выпустить на волю смесь бульдога с носорогом, способного спариваться со всем, что есть на свете четвероногого. Или организовать в Тихом океане остров имени доктора Моро и населить его гибридами людей и галлюциногенных кактусов...

Да нет, всё проще. Хотя вот насчёт гибридов... Дело в том, что компания Ventria выращивает - в медицинских целях - модифицированный рис, содержащий человеческие гены.

Барышни, в обморок просьба не падать! Так вот, о человеческих генах. На самом деле, проблема даже не в них. Проблема в том, что Ventria выращивает свой ГМ-рис на открытых площадях. Недавно вот компания получила разрешение Министерства земледелия США расширить посевные площади. Производители риса в шоке.

Дело в том, что этот ГМ-рис производится не как пищевая культура, а как промежуточная продукция, из которой затем делается лекарство. Лекарство от диареи, уж извините за неаппетитные подробности.

В этом рисе содержатся два человеческих белка, которые встречаются в материнском молоке, слюне и слезах. Они препятствуют обезвоживанию при приступах упомянутого заболевания. Учитывая, что в развивающихся странах диарея может представлять (и представляет) смертельную опасность для маленьких детей, такое лекарство как нельзя кстати.

Вот Ventria, штат которой насчитывает всего шестнадцать человек, как раз и занимается производством этого средства из натуральных компонентов. Натуральнее некуда.

Самое интересное, что эта компания уже подала заявку в американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов с целью получить разрешение на вывод своей продукции на рынок. Причём не в качестве именно лекарственного препарата, а как пресловутой "пищевой добавки".

Некоторое время назад этот порошок от диареи применяли на экспериментальной основе в некоторых перуанских больницах. По утверждениям некоего местного учёного (пользующегося спонсорской поддержкой Ventria), применяли небезуспешно: приступы диареи, в среднем, сокращались с 5,21 до 3,67 суток, если порошок добавляли в обычные лекарства.

То, что этот порошок будет продаваться в качестве "пищевой добавки", означает, что Ventria не придётся тратить время и деньги на серьёзные и вдумчивые испытания средства на людях, как было бы в случае, если бы порошок продавался как фармацевтический препарат. Достаточно вот таких вот окказиональных положительных примеров использования и заключения многомудрых экспертов, что "в общем и целом, порошок безопасен для употребления".

Противников у Ventria более чем достаточно. И дело даже не в оригинальном, так сказать, ГМ-рисе, а в методах выращивания оного. Есть опасение, что может произойти случайное скрещивание ГМ-риса Ventria с традиционным пищевым.

Что это будет означать? Во-первых, постепенное и, возможно, повсеместное распространение этого риса, пресечь которое будет весьма не просто.

Во-вторых, если это происходит, основные страны-импортёры американского риса, в частности, Япония и Европа, могут от импорта просто отказаться, учитывая их, мягко говоря, подозрительное отношение к ГМ-продукции. Трансгенные технологии, как в один голос утверждают специалисты, по-прежнему несовершенны. Говорить, что безопасность стопроцентная, могут только самые нахальные (и богатые) дельцы от сельскохозяйственной промышленности. У Европы и Японии имеется чрезвычайно невесёлый опыт с технологиями повышения эффективности сельского хозяйства - угроза пресловутого "коровьего бешенства", которое лишь, похоже, по чистой случайности не приняло характер эпидемии.

Рисовая промышленность США половину доходов получает как раз от экспорта. И ей совсем не хочется терять более полумиллиарда долларов ежегодных доходов на том, что какая-то маленькая компания затесалась в миссурийский сельскохозяйственный пояс со своим ГМом.

Ventria, между тем, утверждает, что угроза как таковая отсутствует. Во-первых, рис - самоопыляемое растение, следовательно, перекрёстное опыление невозможно, говорят представители компании. Кроме того, выращенный урожай целиком и полностью перемалывается в процессе извлечения нужных белков. В общем, Ventria говорит то же, что и любые другие коммерсанты в аналогичных ситуациях: "Хороший еда, можно кушать".

Проблема с генной инженерией, в общем и целом, заключается даже не в том, что в растения пытаются внедрить гены, к растениям изначально отношения не имеющие, хотя, конечно, именно это далеко не всем и нравится. Почти на любой демонстрации противников трансгенных технологий найдутся люди, держащие в руках плакаты с изображенной помесью карася с клубникой. После того как в мире разразилась буря вокруг "коровьего бешенства", раздавались голоса, что это прямое следствие искажения человеком природного естества. Дескать, коровы, которых для пущей мясистости стали кормить измельчёнными костями их забитых товарок, по факту превратились в каннибалов, будучи от природы травоядными, и всё такое.

Кому-то покажется, что в этих словах есть доля правды, кому-то - это всё разговоры перепуганных прогрессом луддитствующих обывателей, и, мол, нечего на них оглядываться: вперёд, прогресс!

Но проблема в том, что, как уже сказано, ГМ-технологии по-прежнему очень сырые. Да, с одной стороны, это та же селекция, но производимая более передовыми, если угодно, способами. А с другой, слишком много неизученного, слишком малы возможности по контролю за перемещениями генов.

Впрочем, по словам заместителя директора Института физиологии растений РАН им. К. А. Тимирязева Владимира Дылыковича Цыдендамбаева, противников ГМ-технологий среди тех, кто понимает в том, что это такое, как таковых нет.

"Это не противники именно ГМО, а противники бесконтрольного распространения вот этих самых генетически модифицированных источников, их коммерческого использования, до того как будет доказано, что они абсолютно безопасны", - отметил В. Цыдендамбаев в интервью "Компьютерре-Онлайн". Целиком интервью с ним читайте здесь.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.