Карманный эмулятор старых игр
АрхивШтукиGamePark уже давно занимается разработкой карманных игровых приставок, позволяющих запускать игры со старых консолей. Теперь в продаже есть новая модель с более широкими возможностями и Linux на борту.
Пробиться на рынок карманных игровых приставок совсем не просто, и провалившийся недавно проект Gizmondo это красочно демонстрирует. Дело здесь в том, что если создать устройство не так уж и сложно, то заставить издателей обратить на него внимание и облагодетельствовать выпуском какого-нибудь хита - задача непосильно сложная для новых компаний. Что тут говорить, даже Sony, продвигая Playstation Portable, испытывает в этом деле закономерные трудности.
Тем не менее, альтернатива изделиям Nintendo и Sony всё же существует, причём довольно давно. Карманная игровая консоль GP32 была выпущена ещё в 2001 году, и имела определённый успех (несравнимый, конечно, с успехом Gameboy). Причина этого успеха - тот факт, что создатель консоли, корейская компания GamePark, не стала держать в секрете стандарты и торговать средствами разработки, а наоборот предоставила их в открытый доступ на официальном сайте. Именно это позволило хоть каким-то оригинальным играм появиться на GP32.
Но главной причиной, по которой люди покупали GP32 были вовсе не эти несколько игрушек, и не DOOM и Wolfenstein, портированные с PC, и даже не сомнительная возможности смотреть видео DivX низкого качества, а скорее большое количество доступных эмуляторов, созданных энтузиастами. Шутка ли - носить в кармане одновременно GameBoy Color, Nintendo Entertaiment System, Sega Master System, Sega Genesis, а заодно несколько моделей Atari, Commodore и ZXSpectrum. Конечно, это далеко не самые новые платформы, но зато и игры для них уже давно в открытую лежат в интернете.
Есть для GP32 и эмуляторы чуть менее древних приставок: SNES и Gameboy Advance, но работают они на 133-мегагерцовом процессоре не слишком резво. В GamePark, однако, последние пять лет не сидели, сложа руки, а трудились над новой версией консоли - XGP.
Это уже куда более продвинутая штуковина: 266-мегагерцовый ARM-процессор, 4-дюймовый экран с разрешением 480 на 272 точек, отображающий 1,6 миллиона цветов, графический ускоритель с поддержкой OpenGL, 64 мегабайта SDRAM, слот для карт SD, WiFi, USB 2.0 и прочие радости жизни. Будет выпущен и уменьшенный вариант приставки с более скромным экраном (2,2 дюйма, 320 на 240, 256 цветов), вдвое меньшим объемом памяти и без WiFi. Процессор в младшей модели будет тот же.
Работа над новинками, правда, шла не совсем спокойно, и в её процессе от компании отделилась группа разработчиков, имевших несколько другое видение проекта. Покинув GamePark и образовав GamePark Holdings, они воплотили это видение в приставке GP2X. Изначально планировалось назвать её GPX2, но эта марка оказалась занята, и название слегка изменили.
GP2X имеет двуядерный 240-мегагерцовый ARM-процессор, 64 мегабайта оперативной памяти, 3,5-дюймовый дисплей с разрешением 320 на 240 точек, 64 мегабайта встроенной флэш-памяти, слот для карт SD и интерфейс USB 2.0. Работает устройство от двух батареек типа AA.
Отличий от XGP предостаточно: здесь нет поддержки трёхмерной графики и WiFi, зато в качестве операционной системы выбран Linux. XGP тоже, по всей видимости, будет его поддерживать, равно как и Windows CE, но основной операционной системой будет GPOS - собственная разработка GamePark.
Но главное - это то, что GP2X-F100 уже давно готов и продаётся. Недавно вышла его обновлённая версия GP2X MK2, с заранее установленной новой прошивкой и улучшенным аналоговым джойстиком. Программ для GP2X тоже уже хватает, есть в их числе и полюбившиеся поклонникам GP32 эмуляторы. Игры для SNES теперь работают куда быстрее, но для эмуляции GameBoy Advance мощности всё же маловато. Теоретически, код для процессора ARM7 (использовавшегося в GBA) можно исполнять на ARM9 (стоящем в GP2X) напрямую, но пока соответствующего софта не создано.
Конечно, многим хотелось бы погонять на карманной приставке старые игрушки для PC, но с их эмуляцией GP2X справиться, увы не может. О выпуске оригинальных игр для GP2X пока ничего не известно, портировано лишь несколько свободных проектов. Среди них есть и ScummVM - эмулятор движка, использовавшегося LucasArts при создании множества игр для PC. ScummVM поддерживает также Beneath a Steel Sky, Broken Sword 1 и 2, Flight of the Amazon Queen, Gobliiins, Inherit the Earth, Simon the Sorcerer 1 и 2.
Что до мультимедийных возможностей GP2X, то здесь никаких ограничений нет: можно смотреть видео, закодированное при помощи DivX или XviD различных версий, есть аппаратная поддержка MPEG4, можно слушать музыку в MP3 и OGG Vorbis. Кодек WMA пока не реализован, но должен появиться в будущем. О WMV подобных заявлений пока не поступало.
Конечно, ждать, что кто-то из крупных издателей начнёт делать игры для GP2X или XGP не стоит, и эти приставки так и останутся, по всей видимости, не слишком дешевыми (GP2X стоит долларов на 50 больше, чем современный Nintendo DS), но максимально свободными устройствами, позволяющими играть в старые игры с других платформ. На такой товар вполне находятся покупатели, пусть их число, скорее всего, будет не слишком впечатляющим.
Если, конечно, не случится чуда, и разработчики игр не проникнутся вдруг идеей свободы и независимости, и не ринутся делать игры для мобильной платформы, работающей на Linux.