Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Нарисуем - будем жить

АрхивФайлы
автор : Андрей Письменный   06.05.2006

SkethUp - средство быстрого создания архитектурных моделей. В Google его новизну оценили так высоко, что купили компанию целиком. Теперь SkethUp доступен и бесплатно.

Google продолжает разрастаться и потихоньку скупать различные удачные разработки. Когда речь идет о компаниях, продукты которых связаны непосредственно с вебом, вопросов не возникает, но иногда "поисковик номер один" закладывает такие виражи, что публике остается лишь удивляться.

Именно такой случай - покупка компании @Last Software, работающей над программой SkethUp. SketchUp - довольно оригинальная система проектирования. Оригинален здесь в первую очередь простой интерфейс, позволяющий даже непрофессионалу быстро разобраться с программой. А уж профессионал, побаловавшись со SketchUp может достичь поистине невероятных результатов.

Звучит замечательно, но при чем здесь, спрашивается, Google? Ответ на этот вопрос достаточно странен: SketchUp позиционируется теперь как средство создания трёхмерных моделей, которые впоследствии можно добавить в Google Earth или обменяться ими с другими пользователями при помощи специально разработанного сервиса.

Такой ответ понять можно, но любопытство он все же удовлетворяет не полностью. Даже учитывая то, что была выпущена бесплатная версия SketchUp (она называется Google Sketchup и функциональность в ней заметно урезана), поверить в то, что Google ждут, пока пользователи сами нарисуют красивую карту мира с объёмными домами, достаточно тяжело.

Впрочем, попытки понять логику действий Google лучше пока оставить. Даже если с должным скепсисом относиться к заявлением отцов компании о том, что у них имеется подробный план развития на сотню лет вперед, нельзя не признать дальновидность их решений. Так что Google SketchUp легко может оказаться чем-то, что проявит себя гораздо позже.

Давайте лучше взглянем на саму программу. Сразу после первого запуска она встречает пользователя раскрытым окном подсказок и предлагает на выбор не такой уж и большой ассортимент инструментов.

Здесь есть карандаш, рисующий прямые линии, ластик, стирающий любые объекты, ведёрко, заполняющее замкнутые контуры текстурой, прямоугольник, окружность, дуга, инструмент, позволяющий вытягивать или вдавливать поверхности, инструмент обвода контура и инструменты поворота. На этом основной инструментарий программы, которая метит на роль полупрофессионального (или даже профессионального) средства моделирования, заканчивается.

Взяв в руки любой из инструментов, и попробовав им воспользоваться, обнаруживаешь две вещи: во-первых, окно со справкой моментально отображает нужную информацию, во-вторых, этой информации не так уж и много. Любым инструментом можно пользоваться легко и почти интуитивно.

Примерно так же легко научиться ориентироваться в трёхмерном пространстве. Учитывая то, что программа поддерживает лишь перспективный вид и только в одном окне, эта легкость ориентировки - немалая заслуга разработчиков. Способствуют ей такие удобные инструменты, как увеличение выделенного, центровка сцены, возврат к предыдущему виду (примерно как кнопка "назад" в интернет-браузере).

Рисовать линии и создавать объекты также очень удобно: всё сделано так, что потеряться довольно сложно. Оси, относительно которых откладывается то или иное расстояние, подсвечиваются, положение создаваемого объекта относительно уже созданных также легко фиксируется.

Вопросы начинаются позже - когда появляется потребность создать не параллелепипед или цилиндр, а шар, конус, тор и другие объекты, которые в обычных программах моделирования представлены в списке примитивов. Здесь для этих же целей (а заодно и многих других) используется инструмент "Follow Me", позволяющий вытягивать объекты по заданному контуру. С его помощью, к примеру, два круга легко превращаются в шар или тор, а окружность и треугольник - в конус.

Отдельно стоит отметить возможность исполнения команд или целых программ на языке Ruby. Этот объектно-ориентированный скриптовый язык отлично подходит для нужд моделирования.

Таким образом, для продуктивной работы с программой больше, по сути, ничего не нужно. Освоив эти незамысловатые принципы, можно приступать к творческому процессу. Следующий раз, когда придется столкнуться с ограничениями программы - экспорт созданной модели. Если открывать можно и файлы AutoCAD и 3D Studio Max и еще несколько форматов, то на выходе можно получить только модель для Google Earth, файл в собственном формате программы или картинку-снимок. О рендеринге здесь речи не идет - сохраняется лишь то, что и так уже представлено на экране.

Для чего же Google дала нам эту "профессиональную игрушку"? Ответ пока не ясен, но кроме очевидной возможности поиграться с трёхмерным моделированием и обменяться результатами через уже упомянутый сервис, можно найти и достаточно дельные применения вроде быстрого создания набросков чертежей или, к примеру, планирования расстановки мебели в помещении.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.