Архивы: по дате | по разделам | по авторам

А в небе дроны зоркие летят. Американцы хотят ввести ПДД для беспилотных самолетов

Архив
автор : Киви Берд   11.04.2006

Специфического типа люди, которых принято именовать "чокнутые конспирологи", регулярно пытаются предупредить человечество о заговоре властной элиты против народа, планах установления "нового мирового порядка", тайных контактах с инопланетянами и прочих захватывающих вещах.

Специфического типа люди, которых принято именовать "чокнутые конспирологи", регулярно пытаются предупредить человечество о заговоре властной элиты против народа, планах установления "нового мирового порядка", тайных контактах с инопланетянами и прочих захватывающих вещах. Одной из тем в этом ряду стали так называемые дроны, беспилотные летательные аппараты-роботы (БПЛА), которые корпорации военно-промышленного комплекса якобы разрабатывают для тотального контроля за населением.

Правы конспирологи в своих подозрениях (порою солидно аргументированных) или глубоко заблуждаются - не суть важно. Гораздо важнее, что БПЛА за последние годы начали играть заметную роль в армии США и других стран, ведя не только воздушную разведку, но и поражая цели с помощью бортовых ракет. Более того, дронов уже начали понемногу применять и внутри США - например, для присмотра за мексиканской границей и отлова нелегальных эмигрантов. А в одном из графств Северной Каролины полиция осваивает небольшие БПЛА и для наблюдения за собственными гражданами. Так, благодаря инфракрасным телекамерам на борту дронов копы с высоты в несколько сотен метров незаметно приглядывают за ночными сборищами байкеров, а в ближайшем будущем планируют отыскивать посевы марихуаны.

Масштабы этой деятельности вызывают серьезнейшие опасения у организаций, связанных с безопасностью авиаполетов. Как правило, БПЛА не оборудованы приборами, предназначенными для обеспечения безопасности и предотвращения столкновений, а операторов, управляющих дронами (если те не полностью автономны), не учат, как пилотов, взаимодействию с другими воздушными судами. И если военные забавы с дронами где-то в Афганистане или Ираке американских граждан волнуют мало, то растущее число летающих роботов в небе США вызывает обеспокоенность уже и в Конгрессе.

В конце марта в Палате представителей проходили специальные слушания, посвященные планам правоохранительных органов по широкомасштабному внедрению БПЛА для обеспечения внутренней безопасности страны - от патрулирования границ, портов, трубопроводов и прочих стратегических объектов до наблюдения за населением. Как сказал Майкл Костелник (Michael Kostelnik), один из начальников Управления внутренней безопасности: "Нам требуются дополнительные технологии для обеспечения воздушного наблюдения и гарантирования более эффективного мониторинга территории Соединенных Штатов".

Этим планам активно противодействует Ассоциация владельцев и пилотов самолетов (AOPA), поскольку БПЛА чаще всего летают на тех же высотах и скоростях, что и небольшие коммерческие и частные лайнеры, но при этом дроны игнорируют установленные правила. А зачастую и не могут не игнорировать вследствие ограниченного набора бортового оборудования. Например, для полетов в ночное время самолеты должны иметь сигнальные огни, а маневрирование в районах оживленных аэропортов требует наличия передатчика, постоянно транслирующего высоту аппарата над землей. Понятно, что небольшие шпионские дроны подобными "излишествами" не располагают.

По свидетельству специалистов, разработка правил полетов для дронов представляет собой практически неподъемную задачу, поскольку под определение БПЛА подпадает чрезвычайно широкий спектр абсолютно разных аппаратов - от авиамоделей весом меньше килограмма до многотонных самолетов с размахом крыльев больше чем у Боинга 737. Но за разрешение массовых полетов дронов в воздушном пространстве США сейчас ратует влиятельнейший альянс UNITE, представляющий интересы Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Обычно эти компании находятся в состоянии острейшей конкуренции друг с другом, однако бизнес на дронах обещает фантастические прибыли, а ради такой цели можно и объединить усилия. Поэтому практически нет сомнений, что Федеральная авиационная администрация США, где уже создано специальное подразделение для регулирования внутренних полетов БПЛА, успешно справится с решением "неподъемной задачи".

А там, глядишь, и другие страны подключатся - ведь угроза терроризма интернациональна. Впрочем, это уже так, конспирологические бредни.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.