Ролевые игры: Жизнь офлайн
АрхивКомпьютерная игра - это всегда имитация. Развитие технологий все сильнее приближает ее к реальности, но никакие пиксельные шейдеры и многомерный звук не способны свести это различие на нет.
Компьютерная игра - это всегда имитация. Развитие технологий все сильнее приближает ее к реальности, но никакие пиксельные шейдеры и многомерный звук не способны свести это различие на нет. И если, например, любитель авиасимуляторов захочет узнать, каково на самом деле управлять настоящим боевым самолетом в боевых условиях - сделать это будет непросто. Особняком здесь стоят RPG, в которые можно легко поиграть "по-настоящему", безо всякого компьютера. Предлагаемая вашему вниманию статья посвящена именно таким живым ролевым играм. - И.Щ.
Объяснить человеку, который никогда не играл в ролевые игры, что это такое, - весьма непросто. Рассказать об этом явлении в одной статье и нигде не погрешить против истины - практически невозможно. Всегда найдутся люди, которые скажут, что "все было совсем не так, я знаю, я там был!"
Следует понимать, что все сказанное в этой статье - только одна из версий, которых существует великое множество. Ролевые игры как явление с трудом поддаются определению, описанию и классификации. Это одна из тех вещей, которые необходимо хоть раз попробовать самому. Потому что всякий опыт в данном случае уникален и не похож на предыдущие, поскольку каждый участник процесса приходит в игры за чем-то своим.
Ролевые игры - это вид интеллектуального развлечения для группы лиц, состоящего в моделировании различных жизненных ситуаций, с участием ведущего (мастера), исполняющего функции сценариста и арбитра.
Казалось бы, ролевые игры порождают гигантский информационный поток: сотни сайтов в Интернете, десятки периодических изданий, огромное количество художественных текстов, несколько защищенных диссертаций. Тем не менее все это информационное поле до сих пор хаотично: отсутствуют общепринятые термины, понятные любому, равно как и установленная раз и навсегда структура. Поэтому каждому следующему автору приходится выкручиваться, используя ролевой сленг и проговаривая определения каких-то ключевых понятий, дабы говорить с читателем на одном языке.
Мы поступим точно так же. Для дальнейшего понимания текста нам придется разграничить два понятия: ролевые игры и живые ролевые игры.
Ролевые игры - живые и не очень
Ролевая игра - более общий термин, обозначающий широкую категорию игр развлекательного и профессионального характера, связанных с выбором той или иной роли (модели социального поведения). В ролевые игры играют все, но не все об этом знают. Каждый из нас играет множество ролей - ребенка, родителя, подчиненного, начальника, слушателя, ученика, учителя, супруга, - и у каждого свой собственный список. Мы ведем себя по-разному в зависимости от обстоятельств, даже если нам кажется, что мы всегда остаемся собой. Умение вести себя - это умение правильно выбирать роль в каждой конкретной ситуации. Под ролевыми играми понимают огромное количество вещей, начиная от психологических тренингов и заканчивая театрализованными представлениями.
Нас интересуют так называемые живые ролевые игры. Это гораздо более узкое понятие, которое означает сознательную попытку пожить какое-то время в шкуре другого человека (или существа), производя от его лица какие-то действия, обусловленные обстоятельствами или необходимостью достичь поставленной цели. При этом все действия выполняются "как на самом деле", а не просто проговариваются или моделируются иным способом. Наиболее показательны в этом плане полигонные игры (те, которые проводятся на природе, на достаточно большом пространстве). Сотни и тысячи людей, среди которых преобладают студенты, но встречаются и дети, и солидные взрослые люди, с наступлением тепла едут в лес, где переодеваются в сшитые дома костюмы и начинают играть - странные актеры, которым не нужны зрители. Да, перед этим они еще несколько дней превращают палатки, сухостой, обрезки ткани и невесть что еще в декорации для своего причудливого представления. Человек, случайно оказавшийся среди играющих, чувствует себя Алисой, провалившейся в нору: любопытно, необычно и - совершенно непонятно. Как интересная книга, которую открыли на середине.
Что такое живая ролевая игра, почему она так привлекательна для людей? Не существует однозначного ответа на этот вопрос. Психологи и социологи радостно ухватились за это явление. Дж. Л. Морено, например, занимался "исследованием внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры"[Дж. Л. Морено, "Театр спонтанности". - Красноярск: Изд. "Фонд ментального здоровья", 1993. Дж. Л. Морено, "Социометрия". - М.: Изд. "Академический проект", 2001]. Но тут, как водится, сколько людей, столько и мнений. Так что придется разбираться самим.
Мы будем говорить об играх "на погружение". Во-первых, это живые игры, то есть те, в которых участник сам совершает все действия, а не управляет виртуальным персонажем, будь то компьютерная или словесная игра. Во-вторых, в них существует стартовая ситуация, но отсутствует сценарий, развитие сюжета не предопределено и полностью зависит от участников игры. И последнее, но самое главное: человек заранее продумывает своего персонажа (биография, характер, привычки, костюм) и на все игровые события реагирует так, как, по мнению игрока, поступил бы его персонаж - даже если личный опыт подсказывает сделать все с точностью до наоборот.
RPG и живые ролевые игры: на перекрестке миров
Существует распространенное мнение, что такие жанры компьютерных игр, как CRPG (Computer Role-Playing Game) и MMORPG (Massively Multiplayer Online Role-Playing Game), появились под влиянием офлайновых RPG. Это не совсем так. Они, несомненно, являются ролевыми играми в широком понимании, однако никакого отношения к живым ролевым играм на начальном этапе не имели. Эти явления до определенного момента развивались параллельно. Понятно, что сейчас многие поклонники RPG и особенно MMORPG играют в живые ролевые игры (и наоборот), однако вряд ли можно говорить о том, что эти люди составляют большинство. Хотя с компьютеризацией общества их количество, естественно, увеличивается, но мало-мальски серьезных статистических данных на сей счет пока нет.
Было бы ошибкой утверждать, что только игроки являются связующим звеном между компьютерными и живыми ролевыми играми. И те и другие зачастую строятся на одних системах - в качестве примера можно привести AD&D (Advanced Dungeons and Dragons), на базе которой сделано множество CRPG и которая в то же время лежит в основе некоторых полигонных и словесных ролевых игр.
Сегодня создатели компьютерных игр зачастую берут на вооружение приемы, опробованные на полигонах. Со своей стороны, мастера создают живые ролевые игры по популярным компьютерным. Играют по Final Fantasy, Fallout, Vampire: the Masquerade. Этим летом состоится уже пятый Warcraft, и впервые делают игру по Heroes of Might and Magic.
Зеленое солнце Толкиена
Очень часто, услышав о тех, кто играет в ролевые игры, люди восклицают: "А, знаю, это толкиенисты!" - и оказываются не правы. Толкиенизм - всего лишь одно из направлений ролевых игр, причем далеко не самое распространенное. Толкиенисты - это поклонники творчества Дж. Р. Р. Толкиена, которые, как правило, свободно владеют его текстами, в том числе непереведенными, изучают созданные им языки, историю и культуру Средиземья. Многие становятся серьезными специалистами и впоследствии защищают диссертации, связанные с трудами Толкиена. Среди толкиенистов встречаются люди, которые играют только в ролевые игры, сделанные по мотивам его произведений, - точно так же, как есть и те, кто вовсе не интересуется ролевыми играми.
Исторически сложилось так, что именно толкиенисты положили начало живым ролевым играм в России - в том виде, в котором они существуют сейчас. Существует легенда о том, как четыре подростка прочитали первый изданный у нас перевод "Властелина Колец" и решили поиграть в Средиземье. Местом встреч стал Нескучный сад. Они выбрали удобный для всех день - и каждый четверг собирались в парке, чтобы подраться на деревянных мечах и представить себя героями описываемых в книге событий. Имена четверки история не сохранила, а в Нескучном саду и по сей день каждый четверг собираются люди - сразиться на мечах, попеть песни, пообщаться с друзьями и приятелями, посмотреть фотографии с игр…
От Средиземья до Хогвартса
Помимо толкиенизма в ролевом движении существует масса других направлений. Они неравнозначны; люди могут одновременно принадлежать к нескольким течениям. Тех, кто занимается только чем-то одним, не так много.
Толкиен и созданный им мир - не единственный, снискавший такую любовь и популярность. Наиболее ярко, помимо толкиенистов, в ролевом движении представлены любители "Звездных Войн" и - относительно недавнее, но стремительно развивающееся на данный момент направление - "Гарри Поттера". Это обусловлено тем, что, с одной стороны, вышеназванные миры самобытны и подробно описаны, чтобы в них можно было играть, а с другой - они являются яркими и самодостаточными, чтобы не смешаться с чем-то еще. Каждое из этих течений представляет собой особый пласт ролевого движения, некую субкультуру внутри субкультуры, со своими привычками, сленгом, модой и пр.
Остальные группы не столь ярко выражены. Это любители какого-то определенного жанра, школы, исторического периода или даже мастерской группы.
Следует помнить, что понятие жанра весьма условно. Например, на игре, в первую очередь рассчитанной на боевые взаимодействия, почти всегда найдется место и лирическому герою, и ученому, и бродячему музыканту, и безобидной ведьме.
Что такое мертвятник и зачем нужны булавки
Мир игры, базируясь на непреходящих и справедливых для любого времени и места ценностях, таких как добро и зло, свет и тьма, честь и подлость, любовь и ненависть, вынужден манипулировать каким-то количеством условностей, чтобы существовать как полноценная реальность. Немалая часть этих условностей является общей для большинства игр, а прочие описываются мастерами в правилах, коим обязуется следовать игрок, заявляясь на конкретную игру.
Какими же условностями оперируют игроки? В первую очередь понятием смерти. Невозможно смоделировать, например, раздираемое смутами и войнами королевство, в котором бы никто не умирал, не погибал в драках или от предательского ножа. Как же быть? Для этого существуют боевые правила (сколько раз и куда нужно ударить человека игровым оружием, чтобы его персонаж считался умершим; чем моделируется и как действует яд и т. п.) и правила посмертия. Если персонажа убивают (съедают, он умирает от старости и т. д.), игрок некоторое время отыгрывает собственный труп, дабы все заинтересованные его увидели и могли поднять панику, снять отпечатки пальцев, похоронить, воскресить, порыдать на его груди - в зависимости от ситуации и фантазии свидетелей. После этого игрок сообщает о своей гибели мастеру, либо, если игра рассчитана на большое количество людей, идет в мертвятник - отгороженное от остального полигона место, в котором его встречает мастер по мертвым. Дальше для игрока либо все продолжается уже в загробном мире (как правило, подобные вещи делаются на играх с развитым мистическим пластом), либо он получает возможность несколько часов отдохнуть, успокоиться после собственной гибели и придумать себе новую роль. Разумеется, смерть не единственная условность такого рода. Отыгрываются болезни, раны, беременность. Что касается последней - то, проходив с воздушным шариком под платьем в течение шести часов (да чтобы не лопнул, это считается выкидышем, героиня может умереть!), начинаешь очень живо ощущать все прелести бытия "в положении". А на какие только ухищрения не идут игроки, придумывая способы отыгрыша секса! Ведь какой портовый (да и любой другой) город без борделя, король без любовницы, а султан без наложницы - и всем им надо чем-то заниматься. И это "что-то" должно быть приятным и не причиняющим неудобств игрокам. Традиционными способами отыгрыша являются массаж, расчесывание волос и игра в гляделки, но существует и масса оригинальных методов. Одними из наиболее своеобразных являются, на мой взгляд, булавки. Идея состоит в том, что каждый совершеннолетний персонаж прячет в одежде некоторое количество английских булавок. Задача в том, чтобы эти булавки на партнере найти и снять. Степень интимности определяется самим человеком, который решает, куда булавки приколоть.[Подробнее см. на www.goldenforests.ru/games/2005/gp-ek/newsite/you-know-what.html]
Классификация, которой на самом деле нет
Как мы уже говорили, общепринятой классификации ролевых игр не существует, хотя какое-то деление, разумеется, есть. Чаще всего игры делятся по месту проведения. Это так называемые кабинетки, павильонки, полигонки и городские игры.
Кабинетки, они же кабинетные игры, обычно проходят в квартире или другом небольшом помещении и, как правило, рассчитаны на десять-пятнадцать человек. Изредка, если квартира позволяет, количество участников может достигать двадцати пяти. Чаще всего существует какая-то игровая причина, по которой персонажи на протяжении игры не могут или не хотят покинуть это место. Обычно моделируются небольшие замкнутые пространства: космический корабль, занесенная снегом усадьба, подводная лодка.
Продолжительность таких игр - от четырех до двенадцати часов (очень часто играют часов с восьми вечера и до утра).
Павильонки, они же павильонные игры, собирают до полутора сотен участников и проходят, как правило, в нескольких просторных помещениях и прилегающих коридорах. Кроме того, павильонные игры часто бывают "многосессионными", то есть состоят из нескольких частей. Люди собираются и играют, например, каждую субботу в течение месяца по несколько часов, продолжая один и тот же сюжет. Перерывы логически обосновываются (могут, скажем, разыгрываться еженедельные приемы при дворе императора или регулярные заседания правительства).
Полигонной называют любую игру, которая проходит на природе, то есть "на полигоне". Основная масса проводится с мая по сентябрь, но изредка случаются и зимние - для особо морозоустойчивых. Такая игра не ограничена ни количеством участников, ни продолжительностью, ни сюжетом. Это могут быть пятнадцать человек, собравшихся на один вечер в соседнем парке, а могут быть и сотни, съехавшиеся со всей страны. Самые распространенные форматы полигонных игр - примерно 150, 300 или 500 участников. Хотя никогда нельзя предугадать, сколько человек доберутся до полигона: могут неожиданно приехать незаявленные игроки или, наоборот, соберутся не все (если, например, внезапно испортится погода).[Рекорд ролевых игр - 2,5 тысячи участников]
Особняком стоят городские игры. Они проходят в режиме реального времени, без отрыва от повседневной жизни. На протяжении некоторого заранее оговоренного срока (от нескольких дней до двух недель) участники игры живут как бы в двух реальностях одновременно. Игровые события могут как дополнять повседневную жизнь, так и существовать параллельно. В городской игре могут участвовать от нескольких десятков до нескольких сотен игроков.
Кто на новенького, или Трудно быть богом
На игре люди делятся на мастеров и игроков. Первые делают игру для вторых. На некоторых играх присутствуют также игротехники - люди, которые, участвуя в игровом процессе, не преследуют собственные цели, а выполняют поставленные мастерами задачи (например, игротехник может играть героя, которому предстоит умереть в самом начале игры, или распространять определенную информацию).
Подготовка к игре - это совместная работа мастеров и игроков. Игроки пишут заявки, продумывают квенты (историю персонажей), шьют костюмы, готовят антураж. Прошли те времена, когда плащ из занавески годился на все случаи жизни. Сегодня подготовка костюма к игре - трудоемкий процесс, требующий времени и денег. Что не мешает безденежным студентам выкручиваться и создавать роскошные одеяния буквально из ничего. Впрочем, все это не отменило актуальности занавески - любая швея скажет вам, что лучшие исторические придворные костюмы получаются из портьерной ткани. Мастера, в свою очередь, пишут правила, помогают игрокам найти родственников, друзей и врагов на игру, продумывают, чем они будут заниматься. Но не следует воспринимать мастера как своеобразного массовика-затейника, который берет на себя обязательство развлекать игроков. Он только создает условия для насыщенной интересной игры, предоставляет возможность каждому найти себе приключения по душе, а воспользоваться предоставленной возможностью - это уже дело игрока. Хороший игрок умеет закрутить вокруг себя события и людей, "сделать" себе и окружающим интересную игру.
Несомненно, главное, что дают людям ролевые игры, - это возможность реализовать себя в самых неожиданных областях. А кроме того - попробовать всё, прожить много маленьких, не похожих друг на друга жизней, чтобы потом не ошибиться, выбирая свое место в одной, большой и "настоящей". И многие приходят именно за этим. А кто-то находит в ролевом движении ту самую свою - большую и настоящую.
Глоссарий
Заявка - письмо, которое игрок отправляет мастеру и в котором говорит, на какую роль он претендует, а также описывает свое видение персонажа. Если речь идет об одном из ключевых персонажей - рассказывает о своем игровом опыте. Обычно требуется сообщить минимум данных о себе - как правило, имя и фамилию, возраст и медицинские противопоказания (для полигонных медиков).
Квента - биография, которую игрок придумывает для своего персонажа и исходя из которой действует на игре. Слово произошло от квэнийского quenta - история (quenya - язык эльфов, придуманный Толкиеном).
Квест - конкретная задача, которая стоит перед персонажем на игре. "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". От англ. quest - поиск.
Мастер - создатель игры. Он вырабатывает правила, продумывает сюжетные завязки и является последней инстанцией в решении спорных вопросов. На больших играх существует команда, состоящая из мастеров-специалистов (которые ведают узкой областью - экономикой, боевыми взаимодействиями, магией, костюмами, сюжетом и т. д.), региональщиков (которые координируют игроков из определенной игровой локации и решают срочные вопросы на местах) и главмастера.
Мертвятник - место, в котором игроки проводят некоторое время после гибели своего персонажа, прежде чем выйти новыми.
Бывает неигровым (люди приходят в себя, пьют чай, пишут сочинения на тему "моя жизнь и смерть", вместе с мастером придумывают себе новую роль) и игровым (игровые события продолжаются и по ту сторону жизни).
Реконструктор - человек, подробно изучающий какой-то конкретный период истории (чаще всего только один). Он стремится максимально точно воссоздать быт и материальную культуру интересующего его народа. Полная реконструкция подразумевает в том числе соответствующий эпохе способ производства - то есть костюмы, например, шьют вручную, используют только натуральные ткани и т. п.