Мониторы
АрхивПолучив перед поездкой "партийное" задание написать в отчете про мониторы и наслушавшись от старших товарищей страшных историй о стендах, буквально заставленных и увешанных этими средствами отображения информации, я заранее смирился со своей печальной участью и приготовился терроризировать девушек-консультантов вопросами о том, чем данная конкретная ЖК-панель отличается от точно такой же по виду панели, висящей во-о-он на том стенде конкурента.
Получив перед поездкой "партийное" задание написать в отчете про мониторы и наслушавшись от старших товарищей страшных историй о стендах, буквально заставленных и увешанных этими средствами отображения информации, я заранее смирился со своей печальной участью и приготовился терроризировать девушек-консультантов вопросами о том, чем данная конкретная ЖК-панель отличается от точно такой же по виду панели, висящей во-о-он на том стенде конкурента. Но обошлось: мониторов было немного, и на стендах они стояли действительно "по делу" - ничего откровенно скучного, к моему удивлению, не было.
CRT-мониторов на всей выставке было, дай бог, штук десять, да и те лишь на "служебных" местах экспозиции. Время электронно-лучевых трубок ушло безвозвратно, - причем теперь уже абсолютно объективно: цены на ЖК-мониторы упали практически до такого же уровня, а детские болезни вроде ограниченных углов обзора, цветопередачи, медленного времени отклика производители благополучно вылечили. И как бы я ни любил свою профессиональную, но уже очень старую двадцатидвухдюймовку японской сборки, не могу не признать: превосходным 24” широкоформатным дисплеям ценою меньше полутора тысяч долларов громоздкий и тяжеленный HP, увы, проигрывает по всем статьям. Что рынок уже и зафиксировал: продажи CRT быстро сходят на нет, а ведущие производители избавляются от соответствующих подразделений. Так что рассказ пойдет о ЖК. И немножко о плазме.
Главная тенденция: производители, похоже, отказались от дальнейшего совершенствования матриц - во всяком случае, шильдиков с привычными "эн миллисекундами" отклика жидких кристаллов я не увидел. Более того - монитор с рекордным временем отклика 1 мс фирма Samsung никак не выделяла - он попросту использовался на игровом стенде, а рядышком притулилась табличка с характеристиками. Акцент отныне перенесен на "умную" электронику, компенсирующую основные врожденные недостатки технологии ЖК, и светодиодные технологии подсветки, снимающие все остальное (в частности, сильно улучшающие цветопередачу) (рис. 1). Технология этой подсветки была изначально представлена на рынке компанией NEC (LuminiLED), и соответствующие профессиональные мониторы (вроде SpectraView 2180WG-LED), появившиеся в конце минувшего года, произвели фурор - их цветопередача была не просто хорошей, она была близка к идеальной, причем охватывала не sRGB, а гораздо более широкое цветовое пространство Adobe RGB. На CeBIT аналогичные продукты (LED BLU 105%) привезла уже и Samsung; остальные производители, без сомнения, тоже помаленьку переползут на светодиодную подсветку. Не заметить разницы (даже не ставя мониторы рядом) просто невозможно, настолько отличается картинка традиционных и светодиодных дисплеев. У светодиодов, по сравнению с использующимися сегодня люминесцентными лампами подсветки, - сплошные достоинства и почти никаких недостатков: у них лучше ("белее") спектр, они обеспечивают более равномерную засветку экрана, они экономичнее, не мерцают. Их яркость гораздо проще регулировать (и вообще светодиодами проще управлять), - а это не только широкие возможности для настройки, но и возможность, например, на лету приглушать подсветку в темных сценах, чтобы черный цвет был действительно черным, и "включать на полную катушку" в ярких сценах, где "серость" черного цвета уже не так заметна. Единственная проблема - сложность изготовления, но, похоже, прорыв уже совершен, а дальнейшее - дело техники.
Однако никакая подсветка не позволит справиться с такими недостатками технологии ЖК, как низкое время отклика или маленькие углы обзора. И здесь на выручку приходят "программные" технологии, самой известной из которых является Overdrive - метод вывода картинки на экран, учитывающий конечную скорость поворота жидких кристаллов и слегка корректирующий подаваемый на матрицу сигнал таким образом, чтобы, например, при переключении от черного цвета к серому сигнал вначале соответствовал белому, а потом серому. Переключиться от черного к белому за время одного цикла обновления экрана ЖК-ячейка все равно не успевает, зато переключается к нужному уровню серого в гораздо большей степени, чем если бы на нее подали сигнал, соответствующий "правильному" серому цвету. В результате - кардинальное уменьшение времени отклика ЖК на, казалось бы, старой и медленной матрице[Подробнее об этом см. статью "Overdrive для монитора" ("КТ" #603)]. Overdrive не только позволил достичь ранее недостижимых показателей, "выжав" возможности панелей до капли, - он еще и снял больной вопрос выбора между быстрой, но плохой во всех других отношениях технологией TN+Film и медленными, но хорошими в остальном панелями MVA/PVA (и в меньшей степени - S-IPS). В результате Samsung, например, считает, что будущее - именно за PVA, - а мнение этого производителя, крупнейшего в мире поставщика ЖК-панелей, что-нибудь да значит.
Впрочем, одним лишь Over-drive дело не ограничивается. Самый показательный в этом отношении стенд был у компании BenQ, с ее технологией Senseye, где замечательно иллюстрировалось, как ЖК-мониторы и ЖК-телевизоры нового поколения адаптивно подстраивают контрастность и насыщенность картинки, на лету выполняют деинтерлейсинг, повышают резкость, применяют антиалиасинг и подавляют шум. Эффект - несомненный, и большинство домашних пользователей, полагаю, будут от него в восторге, хотя кое-где с "улучшениями" явно перегибается палка - порой при демонстрации потрясающей четкости новых форматов видео высокого разрешения в изображении ощущался довольно неприятный "песок" (рис. 2).
Как и следовало ожидать, не обошлось без рекордов - на стенде LG.Philips красовался самый большой в мире 100-дюймовый ЖК-телевизор, а на стенде Samsung - самый большой плазменный телевизор - 102-дюймовый (рис. 3), и самый большой серийно производимый - 80-дюймовый. Телевизоров на выставке было, пожалуй, больше, чем компьютерных мониторов, - их рынок сбыта шире, причем, в отличие от мониторов, технология CRT (с укороченной трубкой) и разная альтернатива ЖК, вроде проекционных ТВ, еще живет и здравствует. Равно как живет и развивается технология производства проекторов, где тоже начинают активно задействоваться всяческие "электронные" улучшалки изображения и появились две новые технологии, уменьшающие зернистость проецируемой картинки (рис. 4). Такой революции, как в области ЖК, здесь нет, но выглядит все действительно симпатично.
Прогресс в области жидкокристаллических мониторов за минувший год производит сильное впечатление. Технология явно миновала "юношеский" этап развития и перешагнула порог, который отделяет новое решение от хорошего. Конечно, потребуется время на переоснащение производственных линий и распродажу складских залежей, так что ожидать счастливого будущего уже в следующем месяце, конечно, не приходится. Но к концу года этот рынок, полагаю, изменится до неузнаваемости.