Предсказание прошлого
АрхивСтатьиПредсказать, когда кончится нефть, трудно - слишком мало данных. Последствия представить проще. Что произойдёт с экономикой, когда исчезает лежащий в её основе? Ответ не так очевиден, как может показаться.
Вряд ли кто-то сомневается, что однажды запасы нефти подойдут к концу. Вопрос только в том, когда это случится. Для точных прогнозов слишком мало данных, но можно попробовать представить себе последствия. Что происходит с экономикой когда энергоноситель, лежащий в ее основе, внезапно исчезает - если не насовсем, то хотя бы на время - мы уже знаем.
История, о которой пойдет речь, началась еще в девятнадцатом веке. Именно тогда появились двигатели, использующие в качестве топлива углеводороды. На тот момент проблема недостатка энергоресурсов еще не вставала перед людьми. Это доказывает хотя бы тот факт, что революция в России не вызвала серьезных потрясений на мировом рынке. До 1917 года Россия была одним из основных поставщиков продуктов перегонки нефти в мире. В конце девятнадцатого века половина мира освещалась российским керосином, конкурировавшим на тот момент лишь с американскими нефтепродуктами. Добыча нефти в Российской Империи в период с 1861 года, когда было отменено крепостное право, по 1913 год, когда началась Первая Мировая война, успела вырасти в 1496 раз.
Следующая ситуация, потенциально способная породить кризис предложения на нефтяном рынке, сложилась существенно позже, в начале семидесятых годов. 14 сентября 1960 года был создан своего рода нефтяной профсоюз - ОПЕК, организация, объединившая представителей государств-экспортеров нефти: Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия. К тому моменту большая часть мировой добычи осуществлялась дочерними предприятиями семи основных нефтедобывающих корпораций, в основном американских, в странах третьего мира. Первоначально ОПЕК была создана для попытки изменить ситуацию, мягко говоря, не устраивавшую экспортеров. Корпорации извлекали из добычи нефти до 125% прибыли, в то время как прибыль экспортеров составляла 5-6%.
В то же время Советский Союз, к тому моменту форсировавший развитие нефтедобывающей отрасли, резко увеличил экспорт нефти по демпинговым - иногда вдвое ниже рыночных - ценам. Это привело к очередному снижению цен на мировом рынке и подтолкнуло экспортирующие государства к объединению. Контроль над поставками около 80% всей экспортируемой в США нефти дал ОПЕК возможность увеличить долю экспортеров с доходах от продажи.
Отныне организация могла ограничивать объем добываемой странами-участницами нефти, уменьшая тем самым предложение на рынке. С помощью этого инструмента стало возможным быстро поднимать цены на рынках западных стран, за счет своей развитости не могущих не только сократить потребление топлива, но даже прекратить его рост. Время спокойного процветания, отлаженного за счет феноменально низких цен на топливо, державшихся в течение пятидесятых и шестидесятых годов, закончилось.
Первый пик кризиса пришелся на 1973-1974 годы. В ответ на поддержку, оказанную западными державами Израилю, ОПЕК резко снизил объем добычи нефти и объявил эмбарго на поставку арабской нефти в США и несколько европейских стран. Эмбарго действовало всего три месяца, но этого оказалось достаточно, чтобы обрушить нефтяной рынок и за год взвинтить цены в четыре раза. Стоимость нефти превратилась из экономического фактора в политический.
Продолжение истории последовало в 1979 году, когда в Иране произошла революция, в результате которой Иран стал теократической республикой. Во время революции Иран, бывший одним из основных экспортеров нефти на тот момент, резко сократил добычу и экспорт.
В США, ставших основной целью атаки, разразился полноценный экономический кризис. Стоимость импорта нефти в США выросла в 8 раз к 1975 году и в 17 раз к 1979 году. Цена барреля нефти, до 1970 года не поднимавшаяся выше двух долларов, в следующий раз упала ниже десяти долларов только в 1998 году.
Влияние нефтяного кризиса распространилось на все отрасли экономики, показав ее зависимость от основного энергоносителя. Кризис спровоцировал изменение концепций нефтедобычи во всем мире. Северные государства Европы начали развивать технологии шельфовой добычи. США в ответ на объединение арабских нефтяных министров создали «большую семерку», изначально задуманную как международный инструмент решения энергетических проблем, перешли к более аккуратной политике на Ближнем Востоке, и переориентировали систему импорта нефти на страны Западного полушария. Благодаря резкому росту экспорта нефти в Западную Европу, Советский Союз смог поддержать на требуемом уровне нерентабельную военную промышленность и продолжать производство оружия и разработку новых его видов.
Кризис не был непредвиденной случайностью - еще в конце сороковых годов в США начались разговоры о необходимости сокращать зависимость страны от импортируемой нефти. Собственные стратегический запасы уже тогда рассматривались американцами как неприкосновенные, отложенные на случай войны. В 1948 году газета "Нью-Йорк Таймс" писала: "Соединенные Штаты находятся на пороге коренной революции в химии. В последующие десять лет мы увидим возникновение новой мощной промышленности, которая ликвидирует зависимость от иностранных источников нефти. Бензин станут производить из угля, воздуха и воды."
Оптимистическое настроение было присуще многим. Министерство внутренних дел США уверяло общественность в том, что произведённый из угля бензин будет стоить не больше 11 центов за галлон, то есть почти вдвое дешевле обычного.
Велись разговоры даже о начале нового Манхеттенского проекта, только на этот раз не для создания атомной бомбы, а для ускоренной разработки синтетического горючего. Чтобы достичь цели за 4-5 лет, требовалось не менее 10 миллиардов долларов. Дело не пошло: американское правительство выделило на исследования вдесятеро меньшую сумму.
К 1951 году разработчики пришли к выводу, что цена такого бензина превысит рыночную цену топлива в 3.5 раза, и проект был закрыт. Русская пословица, гласящая, что "пока гром не грянет, мужик не перекрестится", оказалась вполне применимой и к американским ковбоям.
Последствия не заставили себя ждать. Американцы, успевшие стать самой автомобильной нацией в мире, выстроились в очереди к заправкам. Бензина не хватало, что спровоцировало правительство ввести государственный контроль цен на топливо, расконсервировать несколько нефтяных скважин из государственного резерва и распорядиться закрывать автозаправки по выходным, а также регулировать доступ к заправкам в будние дни - по четным числам заправлялись машины с четными номерами, по нечетным - с нечетными. Было введено общефедеральное ограничение скорости в 55 миль в час.
Но на фоне такого роста цен этих мер оказалось недостаточно. Проблема могла быть решена только изменением подхода к использованию топлива. В 1975 году Конгресс принял акт, ограничивший производство автомобилей с большим расходом топлива. Производители автомобилей с большим расходом было решено штрафовать. Эти ограничения действуют до сих пор, правда, уже не в первозданном виде. Впервые американская промышленность была вынуждена строить автомобили, по размерам и объему двигателя меньшие, чем предыдущие модели. Теперь мотор должен был стать не только мощным, но и экономичным. Тройка крупнейших американских автомобильных компаний была вынуждена уменьшить габариты производимых автомобилей. Огромные "крейсеры", на которых ездила Америка сороковых и пятидесятых, ушли в прошлое. Окончательно перестроить автомобильную промышленность удалось далеко не сразу - первый малолитражный американский автомобиль был выпущен только 5 декабря 1977 года.
После второго кризиса, случившегося в 1979 году, президент США Джимми Картер попытался подать пример всей Америке и распорядился соорудить в Белом доме дровяные камины, а на крыше установить солнечные батареи. Параллельно президент призвал американцев последовать его примеру и без крайней необходимости не расходовать горючее для отопления. Впрочем, это нововведение не прижилось - уже при Рейгане солнечные батареи сняли, а камины разобрали.
Очень остро кризис отразился на Японии. В отличие от США, даже на пике импорта производивших 50% топлива внутри страны, Япония вовсе не имеет собственных ресурсов, а потому мировые цены подвергли серьезному риску всю экономику страны, отстраивавшуюся предыдущие два десятилетия. После первого кризиса в 1973 Япония приложила все усилия, чтобы создать условия для импорта из Ирана, и ей это удалось. Это усугубило последствия второго кризиса в 1979 году, ведь его эпицентром стал именно Иран, поставлявший японцам 20% потребляемой ими нефти.
Последствия этой катастрофы стали некоторой неожиданностью. Японская экономика, предыдущие 20 лет развивавшая тяжелое машиностроение, была вынуждена обратить инвестиционную активность в менее энергоемкие отрасли, например, в электронику. Вынужденный шаг был сделан в правильную сторону - в 1974 году ни один американец не поверил бы, что в Японии будут производить лучшую электронику в мире.
Кроме того, нефтяной кризис, подкосивший американскую автомобильную промышленность, дал японским автомобилестроителям шанс на завоевание новых рынков. В отличие от американцев, японские машиностроители не страдали гигантоманией и производили в основном компактные, экономичные машины, которые в США научились делать только в 1977 году...