Небезопасны при любой скорости
АрхивИсследовательская группа из Университета Карнеги Меллона (США) опубликовала новую аналитическую работу о потенциальных опасностях, которые представляют для авиационных перелетов сотовые телефоны и прочая электроника пассажиров.
Исследовательская группа из Университета Карнеги Меллона (США) опубликовала новую аналитическую работу о потенциальных опасностях, которые представляют для авиационных перелетов сотовые телефоны и прочая электроника пассажиров. Главный вывод сводится к тому, что угрозы мобильных телефонов в настоящее время недооцениваются, и по крайней мере несколько серьезных происшествий последнего времени, происходивших при взлете-посадке на американских авиалиниях, могли быть следствием безалаберности пассажиров, нарушающих запреты и пытающихся звонить с борта самолета, который в это время выполняет сложный маневр.
Существенной частью исследования был "эксперимент", когда ученые по согласованию с TSA, Администрацией безопасности полетов, садились на случайно выбранные авиарейсы, имея в ручной клади аппаратуру прослушивания - широкополосную антенну и анализатор электромагнитного спектра. Регистрация радиосигналов на борту показала, что при каждом коммерческом полете по сотовому телефону звонят в среднем от одного до четырех пассажиров. Чаще всего это происходит во время посадки самолета, когда, судя по всему, у людей кончается терпение.
Как говорит Билл Стросс (Bill Strauss), эксперт по электромагнитной совместимости при Центре военно-морской авиации и один из соавторов отчета, используемые пассажирами устройства могут нарушать функционирование ключевых приборов в кабине пилотов, особенно приемников GPS, которые становятся все более важными для безопасной посадки. Стросс утверждает, что риски, порождаемые радиоизлучениями, на самом деле выше, чем принято считать. Хотя исследования в первую очередь были направлены на отслеживание сотовой связи, они также продемонстрировали, что и другое оборудование, используемое пассажирами на борту, например ноутбуки и игровые консоли, тоже излучает потенциально опасные для работы электроники самолета сигналы. На основе собранных материалов авторы отчета настоятельно рекомендуют, чтобы во время полета бортовые рекордеры, помимо прочего, отслеживали и регистрировали радиоизлучение на борту.
Вполне очевидно, что это исследование, проведенное группой авторитетных экспертов, добавит остроты дискуссиям, ведущимся вокруг сотовых телефонов в самолетах. Не далее как в июле прошлого года Федеральная комиссия по связи (FCC) предложила смягчить свой собственный запрет на использование мобильников в воздухе, введенный еще в 1991 году. Предполагалось, что с тех пор коммуникационные технологии шагнули далеко вперед и уже не представляют угрозы для безопасности полетов. Однако в нынешнем отчете Университета Карнеги Меллона констатируется, что снятие запрета на звонки с борта самолета - очень плохая идея, вместо которой предлагается нечто совершенно противоположное - оснащать экипажи специальными приборами для отслеживания работы нештатных электронных устройств на критически важных стадиях авиаполета.
Можно также напомнить, что "несвоевременные" предложения FCC были в штыки восприняты и рядом других государственных ведомств США, таких как ФБР и Управление внутренней безопасности (DHS). Правда, совсем по иной причине - для мобильных звонков с борта самолета труднее реализовать действующие в стране правила о перехвате и прослушивании сотовой связи. Оправдывая свою "реформаторскую" позицию, в FCC заверяют, что руководствуются в первую очередь интересами публики, которая очень бы хотела иметь нормальную мобильную связь и во время авиаперелетов. Но и на сей счет, как выясняется, нет однозначного мнения. Социологическое исследование, проведенное в прошлом году Национальной лигой потребителей США, показало, что в большинстве своем пассажиры хотели бы сохранить запрет на мобильную связь в самолетах, чтобы оградить себя от невыносимо болтливых попутчиков и не слышать отовсюду раздражающие звонки вызова.
Упомянутый отчет публикуется в мартовском номере журнала IEEE Spectrum.