Командная игра
АрхивВокруг среднего образования сломано столько копий, что хватило бы на несколько античных армий. Нужно ли школьникам уметь решать дифференциальные уравнения?
Вокруг среднего образования сломано столько копий, что хватило бы на несколько античных армий. Нужно ли школьникам уметь решать дифференциальные уравнения? Не пора ли ставить в кабинеты информатики Linux? Является ли преподавание дарвиновской теории эволюции нарушением права на свободу совести? Делать курс истории религий обязательным или факультативным? Однозначных ответов нет - мнений здесь слишком много, и привести их к общему знаменателю вряд ли удастся.
Тем не менее один недостаток нашей средней школы мне кажется очевидным. В ней не учат одной вещи, очень важной в современном мире: умению работать в команде. Не учат делать что-то сообща, обмениваться информацией и согласовывать свои действия с другими. Устройство школьного обучения предполагает только "вертикальные" отношения учитель-ученик, практически забывая про "горизонтальные" связи между самими школьниками. Если какое-то взаимодействие между ними и происходит, то оно обычно сводится к банальному списыванию - и, естественно, не только не поощряется, но даже наказывается (по крайней мере, официально). Словосочетание "коллективное творчество" имеет в школе однозначно негативный оттенок. Исключения есть, но они остаются исключениями.
В общем-то, в таком положении дел нет ничего удивительного, ибо одна из главных задач этой системы - удостовериться, что конкретный учащийся овладел некоторой суммой знаний и навыков, и выдать ему соответствующую бумажку. А когда происходит какая-то совместная работа, совершенно непонятно, как ее оценивать. Учитывая низкую степень мотивировки со стороны большинства школьников, становится ясно, что любой командный проект, предусмотренный учебным планом, будет выполняться одним, наиболее способным или ответственным учеником - а остальные просто "примажутся" к результату. Сделать так, чтобы работали все, - непростая (если вообще разрешимая) задача, которой проще не заниматься.
К счастью, так считают далеко не все: разные люди предпринимают разные попытки ее решения. Осенью я писал о том, как энтузиасты в США экспериментируют с использованием различных инструментов коллективной работы (в первую очередь блогов и вики-сайтов) в средней школе (см. "КТ" #615, "Образование будущего"). Тогда я посетовал на отсутствие аналогичных попыток в наших краях, ожидая получить опровергающие этот тезис отзывы. Таковых не последовало. Тем не менее тезис все-таки оказался ошибочным - как я узнал позднее, на конференции "Открытый софт в высшей школе" в Переславле-Залесском.
В качестве "контрпримера" можно привести проект Letopisi.Ru, созданный при поддержке Intel и "Транстелеком". Он представляет собой своеобразную "маленькую википедию", посвященную происходящим на наших глазах историческим событиям в небольших городках и деревнях России и наполняемую совместными усилиями школьников, студентов и преподавателей. Инициаторы надеются, что участие в проекте научит не только пользоваться wiki-разметкой, но и разовьет терпимость к действиям и мнениям коллег, а также способность к творчеству.
Проект только открылся, и делать какие-то выводы еще рано. Пока можно сказать лишь одно: работа на сайте идет, и, несмотря на неизбежные трудности (начиная от вандализма и заканчивая непониманием многими участниками некоторых концепций wiki), приносит определенные результаты. На базе "Летописей" уже проводятся соревнования между школьными командами по написанию коллективных текстов. Здесь уже можно учить детей работать вместе.
Впрочем, не стоит забывать, что wiki или любые другие технологии были и остаются лишь инструментом, результат работы которого всецело зависит от того, в чьих руках он находится. Тем отраднее видеть среди участников "Летописей" студентов педагогических вузов. Их заинтересованность позволяет надеяться, что школьное образование будет пусть медленно, но все-таки двигаться вперед. Несмотря ни на что. Потому что главное - это не принятые учебные планы и официально одобренные программы, а конкретные люди.