Архивы: по дате | по разделам | по авторам

В космос из джунглей

Архив
автор : Александр Бумагин   28.02.2006

Недавно между Индонезией и Россией было подписано предварительное соглашение о постройке космодрома невдалеке от северного побережья Новой Гвинеи, на острове Биак. В 2007 году планируется начать реконструкцию местного аэродрома.

Недавно между Индонезией и Россией было подписано предварительное соглашение о постройке космодрома невдалеке от северного побережья Новой Гвинеи, на острове Биак. В 2007 году планируется начать реконструкцию местного аэродрома.

В позапрошлом номере "Компьютерра" писала о райском уголке, обнаруженном в индонезийской части острова Новая Гвинея, и о бережном отношении властей к природным богатствам. Увы, всем известно, что людьми часто движет стремление к иным благам, и потому не удивительно, что идея постройки космодрома в этой части Индонезии возникла давно. Правительство страны еще в самом начале космической гонки, в 1960-х годах, делало меркантильные намеки обеим сверхдержавам того времени, но предложение спросом не пользовалось, хотя резон использовать островок для стартов ракет, безусловно, был и есть.

Биак расположен в какой-то сотне километров от экватора, и там почти максимально можно использовать скорость вращения Земли при запусках. Экономия топлива налицо, да и полезного груза можно отправить в космос гораздо больше. Выигрыш по сравнению с Байконуром составляет примерно 25%. Более того, возможные обломки ракеты при правильно рассчитанной траектории будут падать в нейтральные воды, не создавая лишних политических проблем. Все бы хорошо, но Индонезия далеко и от России, и от США, а космодром, как известно, требует развитой инфраструктуры. Необходимость огромных вложений в те годы делала игру не стоящей свеч. Однако через несколько десятилетий нашелся иной путь преодоления проблемы: упрощение процедуры запуска с помощью так называемого воздушного старта.

Ракету можно запускать не с земли, а с самолета. Для этого нужны, во-первых, самолет достаточной грузоподъемности, во-вторых, специальная ракета и разработанный механизм ее старта и, в-третьих, аэродром, который мог бы обслуживать тяжелый авиатранспорт. Самое главное, что в месте старта вовсе не нужно иметь столь уникальный и сложный комплекс, как тот же Байконур. Эту идею так и сяк крутили конструкторы разных стран, но из всех разработок до ума была доведена лишь одна, советская, она же оказалась и самой дешевой.

У программы изначально был военный подтекст, и знаменитый Ан-124 "Руслан" проектировался именно как будущий ракетоносец. Один самолет - одна межконтинентальная ракета. Идеал, по мобильности несравнимый даже с "вражескими" авианосцами. Самолет был готов, а разработку собственно ракетного комплекса погубил распад СССР. В 1998 году проект "Воздушный старт" неожиданно ожил и стал развиваться исключительно в мирном русле. В Воронеже была создана одноименная корпорация, в которую с 1999 года входят авиакомпания "Полет" и КБ химавтоматики (учредители), АНТК им. Антонова и другие предприятия России и Украины. Заброшенные "Русланы" были реконструированы, доработана и система непосредственного старта ракеты с борта самолета. После попыток обойтись вытяжными парашютами остановились на пневматике. Двухступенчатую ракету назвали прозаично: "Полет".

В начале века нашими разработками заинтересовалась фирма Air Launch Aerospace Indonesia, которая уже давно присматривалась к аналогичным программам. И в 2004 году миру был представлен совместный проект космодрома на острове Биак. Схожие проекты других стран Индонезия отклонила как неконкурентоспособные. Все они или слишком дороги, или не способны выводить на орбиту большие грузы. Российская же ракета "Полет", стартовав с "Руслана" на высоте 10–11 км, сможет вывести на низкую орбиту груз массой до четырех тонн, а на геостационарную орбиту - до шестисот килограмм. Цена вывода в космос одного килограмма полезной нагрузки при "Воздушном старте" составит примерно семь тысяч долларов, при этом достаточно будет совершать шесть-семь запусков в год, чтобы затея приносила прибыль. Система воздушного старта вчетверо дешевле морского космодрома и на порядок экономичнее наземного.

Многие (особенно азиатские) компании уже выказали готовность воспользоваться новым космодромом для своих нужд. Пока же ожидается июньский визит президента Индонезии в Москву, в ходе которого запланировано окончательно утвердить программу строительства космодрома. На сегодняшний день проект оценивается в 130–160 млн. долларов, 25 млн. из которых вложит корпорация "Воздушный старт". Юридическими вопросами, а также поиском других инвесторов займется Air Launch Aerospace Indonesia. Она же обязана, вложив около 35 млн. долларов, реконструировать аэродром на Биаке.

А вот на важный вопрос "когда?" ответить пока трудно. Сперва планировалось начать коммерческие запуски уже в 2007 году. Теперь на тот же год намечено лишь приступить к реконструкции аэродрома. Не менее трудно и угадать, как скажется бурная космическая деятельность на индонезийском Эдеме, затерянном в горах Фойя.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.