Нетелевизионный разговор
АрхивСовсем недавно наличие больше шести номерных кнопок на телевизионном пульте вызывало недоумение. Потом стали появляться новые каналы, однако и сейчас количество общедоступных бесплатных каналов не превышает шестнадцати.
Совсем недавно наличие больше шести номерных кнопок на телевизионном пульте вызывало недоумение. Потом стали появляться новые каналы, однако и сейчас количество общедоступных бесплатных каналов не превышает шестнадцати. Если же вам захочется окунуться в мир National Geographic и Animal Planet или послушать новости BBC или Deutsche Welle, то неизбежно придется задуматься о кабельном или спутниковом телевидении.
Я вот тоже задумался, но стоимость оборудования для приема спутникового телевидения отпугнула, а кабельщиков в моем доме нет до сих пор. Однако, когда компания "МТУ-Интел" предложила своим постоянным клиентам бесплатно протестировать оборудование и в случае положительного исхода подключится к услуге "Стрим-ТВ", я не отказался. Платить три доллара в месяц за аренду мне не тяжело[Должен признать, что условия аренды вполне честные, это даже скорее напоминает лизинг. Если вы отказываетесь от услуги, но модем хотите (или вынуждены) оставить себе, то с вас берется стоимость модема (171 доллар) за вычетом уже выплаченной суммы "аренды"], а 46 каналов в базовом десятидолларовом пакете меня вполне устраивали.
Сначала в своем "личном кабинете" (для тех, кто уже является абонентом "Стрим") необходимо оставить заявку на проверку возможности подключения "Стрим-ТВ". Далее через десять дней, если, по мнению МТУ, все в порядке с линией, можно заглянуть в офис и бесплатно взять коробку с ТВ-приставкой к себе домой на тестирование.
Что я и сделал. Расчехлив орудие проникновения "буржуазной" культуры в массы и подключив его к своему ADSL-модему, я увидел очень информативную надпись "Loading…", которая так бы и висела на экране часами, если бы мне не удалось собрать всю ту информацию, которой я хочу поделиться. В скорости своего канала (6144 кбит/с) я не сомневался, поэтому оставалось лишь разбираться с настройками ADSL-роутера. Инструкция по настройке ADSL-модема выдается на компакт-диске только вместе с самим модемом. Если у вас уже есть модем и вы берете только приставку, то никакого компакт-диска вам не полагается - настраивай как знаешь[Рекомендую использовать такой запрос для поиска настройки вашего устройства в поисковике: "название роутера VCI VPI 91"].
Посочувствовав, я решил узнать, а что может сделать пользователь, если у него возникнут схожие проблемы, и куда ему обращаться - в МГТС или в МТУ? Соответственно я позвонил туда и туда. В компании ОАО "МГТС" всячески открещиваются от "Стрим", говорят: "это в первую очередь бизнес "МТУ-Интел", лучше обращаться сразу туда, ведь если вы что-то покупаете в магазине, вы же в первую очередь обращаетесь не к тому, кто товар разрабатывал, а к тому, кто его вам продал…"
С другой стороны, когда я спросил о щелчках, шипениях, и тому подобных помехах, которые явно не улучшат связь и ADSL-модема, то меня заверили, что если проблемы со связью возникают и во время обычного разговора - то стоит написать заявление на свою телефонную станцию, возможно, там смогут что-то сделать.
Позвонив в "МТУ-Интел", я получил более обстоятельный ответ. Самое главное, что там признают свою ответственность за качество предоставления услуги (в том числе касательно скорости соединения). Евгений Рябовол, с которым я общался, посоветовал сразу обращаться в службу технической поддержки, и уже их технические сотрудники свяжутся с соответствующими службами МГТС. Заодно он отметил, что была проведена модернизация call-центра, однако этим же вечером я убедился, что телефон службы поддержки по-прежнему наглухо занят. С другой стороны, он посоветовал пользоваться либо факсом, либо e-mail, заверив что к таким обращениям относятся со всей серьезностью.
Также Евгений добавил: если у клиента возникает подозрение, что сотрудник компании "не дорабатывает" в решении его проблемы, можно обратиться по адресу complain@stream.ru, и руководство отдела по работе с абонентами рассмотрит жалобу.
Напоследок я спросил, какой процент абонентов, пытающихся подключиться к "Стрим-ТВ", вынужден отказать себе в удовольствии? На что Евгений ответил, что, согласно статистике, лишь около двух процентов желающих получают отказ из-за недостаточной скорости ADSL-соединения.
Конечно, если пользователь ничего читать не хочет, то для этого есть технический персонал, который подъедет и все настроит. Если хочет, то, на мой взгляд, искать информацию на компакт-диске не так удобно, как в брошюрке. И что делать тем, кому диск "не полагается"? Да и в любом случае, стоило бы сделать какую-либо памятку в бумажном виде, чтобы все-таки не огорошивать клиента экранными надписями, а разъяснить некую общую последовательность действий по подключению приставки, отсылая за подробностями к документации на компакт-диске или хотя бы дать конкретный URL в Интернете. И наконец, в этой самой документации описывается настройка только одного модема - Paradyne (который выдают они), и если у вас модем другого производителя[Как у меня, например, D-Link G604T со встроенным модулем беспроводной связи. С таким устройством возникает сразу несколько проблем, о которых я расскажу далее], то неминуемо возникнут "недокументированные" трудности. Даже действуя по аналогии, не всегда можно понять, что именно в настройках мешает работать. Дело в том, что ТВ-приставка рассчитана на определенную конфигурацию сети, в ней уже зашиты настройки соединения, а так как ADSL-роутеры берут управление внутренней сетью и распределение трафика полностью на себя, то декодер просто не может соединиться с сервером провайдера. Именно этим и объяснялась моя "долгоиграющая" надпись на экране.
Итак, чтобы "открыть поток" кроме основного соединения[Его можно сделать как в режиме Bridge — в этом случае надо подключаться к Интернету с компьютера, так и в режиме PPPoE, тогда эту функцию и соответственно распределение трафика по сети берет на себя сам роутер-модем] с параметрами VPI/VCI - 1/50, в ADSL-роутере необходимо создать еще два в режиме Bridge с параметрами 1/91 и 1/92. Первое - отвечает непосредственно за взаимодействие приставки с сервером (сервис Video-on-Demand: обеспечивает демонстрацию программы передач, просмотр своего счета и тому подобные услуги), второе - непосредственно обеспечивает трансляцию изображения.
Кроме того, приставка при включении получает свой IP-адрес через DHCP, поэтому если в роутере был включен свой DHCP-сервер, то ничего работать не будет. Именно с этой проблемой я и столкнулся в начале. Более того, изучив опыт других "собратьев по несчастью", я выяснил, что никакие ограничения на выдачу адресов не помогают; видимо, приставка рассылает широковещательный поисковый запрос к DHCP-серверу только один раз, а сервер в локальном роутере отвечает быстрее "стримовского". Так как новый запрос не выдается даже в случае отказа присвоить локальный IP-адрес, то приставка вообще остается без какого-либо адреса. Поэтому функцию DHCP-сервера приходится выключать в любом случае. Это действительно неудобно, особенно если у вас роутер с модулем WiFi, к которому подключаются мобильные устройства: придется по приходе домой каждый раз переключатся с автоматического получения адреса на статический IP, заново задавая все настройки маски, шлюза и DNS…
У роутеров с WiFi есть и другие проблемы. Дело в том, что пакеты с видеоданными имеют очень высокий приоритет, и если видеопоток транслируется в широковещательном режиме, то на некоторых роутерах он практически полностью забивает весь WiFi-эфир. В результате беспроводные устройства либо вообще не могут подключиться к точке доступа, либо испытывают проблемы при передаче данных. Выглядит это следующим образом: когда приставка "Стрим-ТВ" выключена - все прекрасно работает, но после того как вы ее включаете, Интернет в мобильных устройствах пропадает. Чтобы устранить проблему, необходимо указать, на какие конкретно порты роутера будет поступать поток видеоданных из ADSL-канала. В разных устройствах это делается по-разному - где-то в виде таблицы, где то в виде настроек соединения, в общем, нужно штудировать инструкцию. Однако в моем случае таких проблем, к счастью, не возникло.
После того как все заработало, я столкнулся с очень неудобным расположением каналов. Сначала я думал, что это задается "намертво" поставщиком сигнала, однако оказалось, что его можно настроить, переключая в меню способы сортировки каналов; среди вариантов есть так называемая "личная", где можно переставлять каналы местами - не очень логично, но работает.
Вообще, интерфейс у "Стрима-ТВ" все-таки странный… Например, как попасть в статистику по счету? Находясь в основном меню, надо нажать синюю кнопку на пульте, причем в меню нет никакой подсказки! Это волшебное заклинание надо просто знать. К тому же у статистики "Стрим-ТВ" никакого веб-интерфейса[С 1 февраля "МТУ-Интел" обещает объединить счет "Стрим" и "Стрим-ТВ", соответственно доступ ко всей статистике должен быть из единого личного кабинета "Стрим"]. Очень интересно, может есть еще какие-нибудь интересные кнопки? Если найдете - дайте знать.
Файл с кодами для настройки можно скачать с www.stream-tv.ru/streamtv/faq/tvbr_codes.html.
Если уж затронули тему "секретных" кнопок, то расскажу еще про одну. У приставки есть свои внутренние настройки, в них можно выбрать отношение сторон экрана (4:3 или 16:9), максимальный уровень громкости, номер канала, на который будет транслироваться сигнал (если вы по каким-то причинам выбрали композитный выход для подключения приставки к телевизору), можно переключить сигнал на стандарт S-Video (см. врезку), а если вы приобретете беспроводную инфракрасную клавиатуру - то можно настроить и ее параметры. Попасть в это меню несложно: сразу после включения приставки, дождавшись появления белого экрана, надо нажать на пульте кнопку "Menu", и через некоторое время приставка перейдет в экран своих настроек. По окончании главное - не забыть нажать "Save changes".
Подводя итог, хочется отметить, что транслируемое изображение не вызывает никаких нареканий; в конференциях даже счастливые владельцы многодюймовых плазменных панелей признают высокое качество телевизионной картинки. Так что если у вас каждый месяц находятся ненужные как минимум 13 долларов, имеется хорошее качество ADSL-соединения и вы не боитесь настроить ваш модем (или готовы подождать "фирменных" настройщиков), то я настоятельно рекомендую присмотреться к этому виду телевизионного досуга.
Если вы готовы взять в руки паяльник и сделать такой кабель самостоятельно, то вам понадобится знать "распиновку" разъема. Приставка имеет многофункциональный 10-контактный выход стандарта mini-DIN. Поэтому попробуйте раздобыть провод с аналогичным разъемом для подключения видеокарты ATI All-in-Wonder к телевизору (такими кабелями комплектовались и другие видеокарты, например производства Matrox; рекомендую обратиться в сервисный отдел какой-нибудь крупной компьютерной фирмы), в этом случае задача сведется лишь к перепайке контактов в соответствии со схемой.
Есть еще один секрет - у этой приставки есть и RGB-выход. Если у телевизора разъем SCART, то вы можете подключить телевизор и таким образом, но имейте в виду, что на управляющем входе "RGB Status" (16-й контакт SCART) должен быть сигнал +1…3 В.