"Черный ящик" Луки Пачоли
АрхивКафедра ВаннахаОдин "черный ящик" часто ищут среди
иллюстрирующий некоторые положения
кибернетики. А вот работы Луки Пачоли
объединяют в себе оба понятия
"черного ящика", и оба лежат в основе
нашей индустриальной цивилизации. =+=+=+=
Один "черный ящик" знают все. Его часто ищут среди обломков аэропланов. И хоть это вовсе не ящик, а шар, и не черный, а оранжевый, он таит в себе информацию о том, что на самом деле происходило с погибшей машиной. Кое-кто может помнить и о другом "черном ящике". Абстрактном объекте, иллюстрирующем некоторые положения кибернетики, который представляет собой закрытую систему, изучаемую только по состоянию ее входов и выходов. А вот работы Луки Пачоли объединяют в себе оба понятия "черного ящика". И оба лежат в основе нашей индустриальной цивилизации, хотя жил талантливый итальянец задолго и до кибернетики, и до аэропланов.
Лука Пачоли (Pacioli) родился в 1445 году во флорентийском Городе Святого гроба на правом берегу Тибра. В детстве помогал местному торговцу Фолько де Бельфольчи; слушал рассказы дяди - армейского капитана Бенедетто. На учение попал к Пьеро делла Франческо (1416-92), прославленному художнику и математику. Из двух сторон дарования своего наставника юноша безоговорочно отдал сердце науке.
В девятнадцать лет Лука устраивается учителем в дом венецианского купца Антонио ди Ромпиази. Воспитывая трех его сыновей, учится сам, особенно охотно - у знаментиого математика Доменико Брагадино. И там же, в Венеции, путешествуя на кораблях, перевозящих товары, помогая отцу учеников вести конторские книги, он делает первые шаги к тому, что стало основой нашей цивилизации. В 1470 году Пачоли пишет первую, рассчитанную на воспитанников, книгу - учебник коммерческой математики. Тогда же он оставляет работу учителя и переселяется в Рим. По просьбе делла Франческо Луку радушно принимает великий Леон Батиста Альберти (1404–72), архитектор, ученый, писатель, музыкант. "Красота, - учил Альберти, - есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются, - отвечающие строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, то есть абсолютное и первичное начало природы". Слова эти запали в душу Луки Пачоли.
В доме Альберти Лука знакомится с семьей Ровере. Ее глава Франческо из генералов ордена францисканцев становится в 1471 году Папой Сикстом IV. Пачоли, друживший с племянниками Папы, тоже выбирает духовную стезю. В 1475 году орден францисканцев пополняет фра Лука ди Борго Сан-Сеполькро. Но славу ему принесет не теология, но математика.
Профессор математики в университете Перуджи с 1477 года. После трех лет преподавания - перерыв. Восемь лет в Заре. Исполнение орденских обязанностей, штудии теологии. С 1486 года Лука именуется магистром священной теологии. В 1487 году он опять в Перудже. Опять профессура. И здесь Пачоли вступает в спор флорентийцев с Микеланджело. Горожане считали, что живут в "...гиблое время, когда человеческий разум исчерпал свои возможности. Все, что можно узнать, - узнано; все достижимое - достигнуто; изобретаемое - создано". Микеланджело же считал, "что человечество придумает машины, предложит идеи, которые пока непостижимы для нас". Пачоли был на стороне горожан, и, пытаясь свести всю сумму математики воедино, он начал работу над книгой, которой было суждено обрести всемирную славу. Рим, родной городок, Венеция - именно там 10 ноября 1494 года из типографии "мудрого Паганино ди Паганини" выходит в свет "Summa de Arithmetica, Geometria, Proportioni et Proportionalita" - "Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях".
Это был шаг к созданию теории математики, а XI трактат IX отдела книги, посвященного применению математики в коммерческом деле, обрел отдельную жизнь. Трактат назывался "Trattato dei Computi e delle Scritture" [Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. М., 1983]. Революционным шагом было двойное внесение всех операций купца в Quaderno, Главную книгу. Дебет и Кредит. Модель причинно-следственных связей в строгих бумагах бухгалтеров. Повышение точности и надежности учета. Повышение качества управления материальными ресурсами. Основа грядущей рационализации и индустриализации.
Член нищенствующего ордена - и основа капитализма. Сумма знаний - и фундамент революции.
Вернер Зомбарт, один из исследователей генезиса нашей цивилизации, говорил об итальянской бухгалтерии поэтически. "Просто невозможно, - писал он, - представить капитализм без двойной бухгалтерии; они соотносятся друг с другом как форма и содержание... Двойная бухгалтерия родилась из того же духа, что и системы Галилея и Ньютона, учения современной физики и химии... В двойной бухгалтерии можно усмотреть идеи всемирного тяготения, кровообращения, сохранения энергии"[Sombart W. Der moderne Kapitalismus. B., 1928, II, S. 129]. (К этому списку можно по праву добавить и будущую кибернетику.) И другой философ истории, Освальд Шпенглер, в "Закате Европы" ставил Пачоли рядом с Колумбом и Коперником.
Фра Лука преподавал в Милане (одновременно с да Винчи), Флоренции, Болонье, Риме. Умер в 1515 году на родине. Возможно, Леонардо да Винчи, рисуя эскиз счетной машины, думал о своем друге математике Луке Пачоли. Но уж использование для учета компьютеров, которые и считают, и пишут в память, однозначно связано с мыслями францисканца, давно оторвавшимися от его "Трактата…" и пустившимися в свободное плавание.
- Из журнала "Компьютерра"