Архивы: по дате | по разделам | по авторам

На смерть CD-плеера

АрхивСтатьи
автор : Константин Гончаров   18.01.2006

Хотя компакт-диск и остается стандартом для компьютеров и стационарных развлекательных систем, популярность портативных плееров на флэш-памяти привела к практически полному отказу от переносных CD-проигрывателей. Они еще выставляются на прилавках магазинов, но их окончательное исчезновение - вопрос месяцев.

Хотя компакт-диск и остается стандартом для компьютеров и стационарных развлекательных систем, популярность портативных плееров на флэш-памяти привела к практически полному отказу от переносных CD-проигрывателей. Они еще выставляются на прилавках магазинов, но их окончательное исчезновение - вопрос месяцев.

Помнишь, как все начиналось?

А кто не помнит? Автор этой статьи в 1997 году был невероятно счастлив, когда купил свой первый портативный дискмэн Sony. Тогда большинство любителей послушать музыку в дороге ходили с кассетными проигрывателями, а то и с радиоприемниками, в ту пору бессмысленными в метро. Хотя бы из-за этого CD-проигрыватель был продуктом уже массовым, но еще эксклюзивным. Стоит ли добавлять, что стационарного CD-проигрывателя у меня тогда не было, вместо него использовался компьютер или тот же портативный плеер.

Но все началось еще раньше. В 1982 году компания Sony, совместно с Philips разработавшая стандарт компактного оптического диска, представила первый в мире стационарный проигрыватель CD. Уже через два года был представлен первый портативный CD-проигрыватель. По сравнению с нынешними "дискменами" то был чуть ли не венец технологий, ведь в нем были реализованы такие функции, которые потом так и не появились в других моделях. Как вам, например, десятиступенчатая система усиления басов? А параметрический эквалайзер? Конечно, многого в той модели еще не было. Во-первых, системы защиты от сбоев, "антишока", из-за чего плеер хоть и считался переносным, на практике досаждал владельцам постоянным "заиканием". Во-вторых, увесистой аккумуляторной батареи хватало на два часа работы. Но Sony тогда был важен сам принцип. В свое время ей удалось аналогичным образом завоевать рынок кассетных проигрывателей, с "дискмэнами" тоже все прошло без запинки, в отличие от плееров на флэш-памяти, с которыми всесильная японская корпорация сильно припозднилась, уступив долю рынка молодым компаниям.

Портативный ренессанс

Хотя история развития компакт-диска всегда была связана с компанией Sony, в начале девяностых появились и другие производители портативных плееров. Свои модели, весом под полкилограмма, разумеется, выпустил второй соучредитель стандарта CD, компания Philips. Позже подтянулись и другие компании, поработавшие на рост популярности новинки. Это было всего пятнадцать лет назад, хотя возникает ощущение, что речь идет о событиях вековой давности.

Пресловутый "антишок" появился только тогда, когда стала доступной по цене, размерам и энергопотреблению обычная оперативная память. Ведь если считывать данные с CD заблаговременно (что не составляет проблем), то надо их где-то хранить. В CD-плеерах первого поколения данные с диска нигде не задерживались, сразу отправляясь в цифро-аналоговый преобразователь и усилитель. Уже упомянутая система усиления басов в первых плеерах Sony (и вплоть до 1998 года) была аналоговой, ведь даже настольные ПК тех времен вряд ли могли справиться с цифровой обработкой звука в режиме реального времени. Первые антишоковые системы обеспечивали защиту всего на три секунды, но уже с таким буфером можно было спокойно прогуливаться с плеером в кармане, слушая музыку без сбоев. Пробежка с плеером в руке, впрочем, была еще фантастикой.

Количество и качество

Самым интересным моментом развития портативных CD-плееров стало как раз отсутствие цифровых схем обработки сигнала. То, что уже в конце девяностых преподносилось, как серьезный прогресс в качестве звучания, на практике только ухудшило ситуацию. Действительно, пока плееры еще не скупали миллионами, пока они еще были достаточно редким и дорогим товаром, производители не очень-то экономили на электронных схемах. Плеер Sony D-777, выпущенный в 1997 году в честь двадцатилетия портативных плееров Walkman стоил около 400 долларов и оказался последним портативным плеером японской компании, отличавшимся действительно качественным звучанием. Настолько качественным, что его можно было сравнивать с приличными стационарными проигрывателями (не музыкальными центрами, естественно).

При розничной цене в 400 долларов производители с историей и традициями, такие как Sony, могли и, по-видимому, считали необходимым поддерживать планку качества.

Ситуацию изменили производители второго эшелона, неизвестные "сборщики" и солидные тайваньские и китайские компании, предложившие аналогичные плееры куда дешевле "фирменных". Дизайн у большинства таких поделок был, безусловно, ужасен, но по надежности они уже не слишком отличались от более дорогих аналогов. Электронные схемы в них использовались те же самые, да и комплекты механики для проигрывателей CD начали понемногу стандартизироваться. Как только технологии позволили, образно говоря, собирать CD-плееры на коленке, без труда высококвалифицированных рабочих и сложных механизмов, их начали собирать и предлагать дешевле. Таковы законы рынка, но если бы влияние оказывали только они, мы бы до сих пор покупали китайские плееры подешевле и японские - подороже и помоднее. И совсем не это стало концом портативного проигрывателя CD.

Пришествие MP3

Подозреваю, что популярность Napster поставила жирный крест на не одном долгосрочном плане развития во многих компаниях. Для кого-то MP3-свобода - спасение и доступ к интересной музыке без капиталовложений, для кого-то - лишение ранее гарантированного бутерброда с черной икрой. Что ж, обидно, но обидами прогресс не остановишь.

И понеслась. Оказалось, компакт-диски не так уж и нужны нашим дорогим покупателям. Они загружают альбом из интернета и слушают его на компьютере. Хотя пока для портативного прослушивания они записывают MP3 на все те же компакт-диски, тут же появляются плееры, читающие перезаписываемые CD: "Вот вам, только купите, наконец, нашу новую модель!"

Между тем, в 2001 году появились и первые массовые MP3-плееры. И они, конечно, были выпущены крупными компаниями, десятилетиями разрабатывавшими технологические ноу-хау? Черта с два! В продаже появляются странные бренды Lenoxx, iRiver и им подобные. Дизайн плееров ужасен, управление неудобное, но их покупают! Инфаркты почтенным руководителям "столпов индустрии" гарантированы, небо упало на землю.

Ошибка резидента

Примерно так все и было. Это уже, заметьте, новейшая история, в которой и закон DMCA, и CD с защитой от копирования, выпускаемые медийным подразделением Sony, и ошибки создателя стандарта, исправлять которые начали только сейчас. Самой главной ошибкой было то, что Sony увлеклась разработкой собственных портативных стандартов: да, у них действительно работали талантливые инженеры, вот только их труд оказался никому не нужен. Речь, конечно, идет о минидисковых плеерах и соответствующем носителе.

Сам по себе этот стандарт неплох. Алгоритм сжатия с потерями, примененный для записи на 200-мегабайтный диск большого количества музыки, в чем-то был сходен с MP3 и, в отличие от последнего, непрерывно развивался, вплоть до недавнего времени, когда был выпущен носитель Hi-MD гигабайтной вместимости. Небольшой диск в защитном кожухе с приличной емкостью, интересные модели плееров с традиционно шикарным дизайном. Что помешало их развитию, да еще так, что плееры и диски Hi-MD не укупишь даже напрямую у Sony?

Во-первых, поздно. Стандарт был представлен уже во времена первых MP3-плееров с флэш-памятью. Чуть позже появились флэш-плееры объемом в гигабайт, и безо всяких дисков, заметьте. Во-вторых, если бы на диски и обратно можно было бы копировать любые файлы и музыку без ограничений, то Hi-MD как технология нашла бы своих поклонников. Но не срослось. Драконовские ограничения, установленные на копирование музыки с диска на компьютер и запись без потери качества, сразу сделали этот продукт непривлекательным. Стало ясно, что поезд ушел, и завоевать сердца покупателей такой "новой" технологией уже не удастся.

Эпоха флэш

Выше я упомянул, что свои ошибки Sony начала исправлять только в этом году, представив любопытную линейку MP3-плееров на основе флэш-памяти и жестких дисков a la iPod Mini. Да, законодателю мод пришлось пойти на поводу у компании Apple, которую еще недавно можно было отшить надменной фразой: "Вас здесь не стояло". Благодаря привычке руководства Apple к более оперативному мышлению была создана линейка MP3-плееров, позволившая компании занять лидирующие позиции на этом рынке.

Но есть и еще один момент. Знаете, когда Sony выпустила свой первый флэш-плеер? Не поверите, в 1999 году! Устройство Memory Stick Walkman NW-MS7 использовало фирменные флэш-карты Sony, что даже позволяло, при желании, таскать с собой несколько карточек с разным объемом музыки.

И все бы было совсем по-другому, если бы и в этот, и в последовавшие за ним плееры не были встроены те же технологии защиты от копирования, накладывавшие на устройство массу ограничений. Люди, естественно, не стали покупать то, что неудобно, стоит дорого, да и в 1999 году было еще не так практично, как в году 2005. Только отказавшись от формата Atrac3 и упростив систему копирования музыки на плеер, Sony вернулась на путь истинный. По количеству рекламных плакатов Sony с плеерами можно понять, как этой компании хочется вернуться в список лидеров. Только вот получится ли теперь?

This is the end

Нынешняя ситуация с CD-плеерами выглядит достаточно типично, ее можно сравнить с продажами кассетных плееров в середине 90-ых годов. Примерно тогда появилась уйма поделок малоизвестных брендов, бравших не качеством, а ценой. Таким производителям, как Sony, Panasonic и Philips пришлось выпускать максимально дешевые модели, чтобы хоть как-то противостоять неожиданной угрозе. Между тем, производители из азиатских стран набирали силу и со временем стали не только выпускать качественную продукцию под собственным брендом, но и занялись производством "марочных" плееров по заказам тех же Sony, Panasonic и иже с ними. Глобализация и удешевление продукта через универсальность сделали свое дело - продукцию Sony теперь и не отличишь от поделок какой-нибудь BBK.

Итак, последние модели CD-плееров могут проигрывать MP3 и WMA, оснащены удобной системой навигации по множеству папок на CD, некоторые могут и видео проигрывать, если их подключить к телевизору. В то же время, появились совсем дешевые CD-проигрыватели стоимостью от 50 долл., но не стоит надеяться, что они будут пользоваться ажиотажным спросом, когда за 100 долл. уже можно купить миниатюрный флэш-плеер.

Sony положила начало индустрии портативных CD-проигрывателей, она же возвестила и о скором ее конце. Последняя топовая модель японской компании, D-NE20 - это действительно, самый тонкий и легкий проигрыватель компакт-дисков. Диаметр - чуть больше диаметра CD, да и по толщине не сильно отличается. От одной батарейки работает чуть ли не сутки, есть и удобный пульт управления. Замечательная вещь, которую приятно держать в руках. Ее, наверное, многие купили бы, если бы в этом "привете из прошлого" был хоть какой-нибудь практический смысл. Увы, в эпохе, начало которой ознаменовал выход iPod nano, CD-плееру места не найдется.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.