Свобода от...
АрхивСтатьиОсознание отдельными индивидуумами прискорбного факта, что интернет и информационные технологии вообще перестали быть подспорьем, обратясь в нечто прямо противоположное, - это личное дело тех самых индивидуумов.
Третья статья на тему "Маятника внимания".
Перманентное частичное внимание превратилось из казавшегося безотказным способа быть всегда на гребне волны в настоящий камень на шее. Можно долго и нудно спорить с Линдой Стоун, увязавшей это явление напрямую с количеством разводов, можно вопрошать, с какой стати она наделила себя правом объявить следующее отклонение маятника, но, по-видимому, не из пальца всё это высосано. Поскольку в последнее время появилось множество публикаций на данную тему (и на смежную - о средствах лечения от "недуга"), в том числе, в самых, что ни на есть, мейнстримовых СМИ, в New York Times, например, становится очевидным, что явление стало носить массовый характер.
Тоскливое осознание отдельными индивидуумами того прискорбного факта, что интернет и информационные технологии вообще перестали быть подспорьем, обратясь в нечто прямо противоположное, - это личное дело тех самых индивидуумов. Но только до тех пор, пока это не начинает реально препятствовать ведению бизнеса. Судя по тому, что британское подразделение Nestle решило по пятницам запрещать e-mail, чтобы проверить, не станут ли работники продуктивнее в своей деятельности, если будут общаться лично, именно на бизнесе свет клином и сошёлся.
Итак, качнулся ли маятник внимания в обратном направлении? Возможно, хотя, опять-таки, пока это не станет, в свою очередь, массовым явлением, оперировать такими возвышенными фразами, как "Человечество опомнилось!", просто бессмысленно.
Тем не менее, как уже упоминалось в первой статье, в последнее время появилось множество публикаций (как электронных, так и оффлайновых), касающихся и информационной перегрузки, и рассеивания внимания, и, что самое главное, того, как это можно перебороть.
Ответ приходит, собственно, немного со стороны: в обществе наравне со спросом на функциональность рос спрос на простоту использования. И что могло остаться, когда функциональность достигла предельного уровня?
Простота пришла...
...не вчера и не сегодня. Возможно, отправной точкой можно считать интерфейс поисковика Google, например. Вот уж действительно, что может быть проще?
Нам скажут, дело не в простоте, а в том, что у Google поисковый движок очень умно сделан. Ну да, и это тоже. Однако простота и понятность интерфейса оказали своё влияние, и влияние колоссальное. Классический случай: Google обеспечивает максимально релевантные результаты при минимальных усилиях пользователей, которым не мозолит глаза мельтешение десятков, а то и сотен заголовков (каковым полагается быть на любом уважающем себя портале). Сравните внешний вид Yahoo.com, MSN.com и Google.com, а затем представьте, что их поисковики все дают одинаковые результаты поиска, и спросите себя, каким именно вы предпочтёте пользоваться.
Как утверждает Марисса Майер, менеджер по продукции, а на самом деле человек, непосредственно отвечающий за главную страницу www.google.com, сам по себе Google напоминает "швейцарский нож в сложенном состоянии". Функциональность огромная, но пользоваться всем этим очень просто. К тому же, в отличие от настоящих ножей, со временем отдельные лезвия извлекать не становится труднее.
Занятно и другое: параллельно с тотальным снижением кликабельности баннеров, а соответственно, падением эффективности данного типа рекламы, тот же Google умудрился разогнать до "всех паров" локомотив контекстной рекламы. Текстовые строки, содержащие необходимый минимум информации о рекламируемых товарах или услугах, соотносящиеся по теме с результатами поиска, - кажется, проще некуда. А ведь сработала идея совершенно термоядерным образом: Google получает с этого типа рекламы немалые доходы. Просто потому что, опять-таки, имеют место быть максимально необходимые результаты при минимальных затратах усилий пользователя.
В этом смысле показательны следующие высказывания: "Меньше" не значит "больше", а вот "столько, сколько надо" - это и есть "больше", так как "столько, сколько надо" содержит эстетический компонент, который обеспечивает разнородность восприятия. Иными словами, простота цепляет внимание, служит элементом привлекательности.
Привлекательности ли?
Между тем, на протяжении многих десятилетий разработчики бытовой электроники и информационных технологий стремились поставлять как можно более многофункциональные устройства. Под видом широты выбора постепенно стало поставляться "всё и сразу", естественно, потому что таков был спрос, а предложение под него, дескать, и подлаживалось. На самом деле право выбора практически исчезло: какую электронику сейчас ни купи, функций и возможностей наверняка окажется куда больше необходимого.
В свою очередь, и шоу-бизнес, и рекламщики использовали одни и те же казавшиеся бессбойными приёмы для привлечения внимания: яркие, броские, быстро меняющиеся картинки, цвета из серии "вырви-глаз" (почему-то считающиеся особо жизнерадостными), в общем, всё то, что именуется нынче "гламуром". Ныне же все ломают головы, что делать, как привлечь внимание людей, ведь эффективность привычной рекламы "стандартного исполнения" падает (как в интернете, так и в оффлайне). В теории ответ очень прост: откажитесь от всех этих шаблонов и предъявите нечто совсем не гламурное.
"Нет, ни за что!" - скорее всего, скажут на это рекламщики. - "Как можно?! А как же жизнерадостность и позитивность?! Разве можно преподносить людям "мрачняк"?!"
Журналисты отечественной редакции журнала Rolling Stone как-то раз очень точно высказались в том смысле, что современное общество культивирует "явно нездоровую позитивность". Возможно, точнее будет сказать, что позитивность эта откровенно фальшивая. Это далеко не все ощущают, зато, поскольку в масс-медиа эта "как бы жизнерадостность" доминирует, она начинает восприниматься как рутина и, следовательно, утомлять.
Стоит ли удивляться периодически возрастающей (а потом снова, правда, спадающей) популярности всяческого декадентства, рассматривающего заброшенные, полуразрушенные здания и устарелые порождения инженерной мысли как нечто, обладающее самостоятельной эстетической ценностью и заслуживающее отображения в произведениях искусства?
Декадентская эстетика - это просто пример наиболее отъявленного "антигламура". Помимо неё, "пластиковому веселью" можно противопоставить и другие вещи - всё ту же простоту и минималистичную строгость, например.
На вопрос, будут ли такие вещи вообще привлекательны, хочется отметить, что обычный городской воробей в вольере с попугаями, скорее всего, будет бросаться в глаз, какими бы цветастыми и горластыми тропические чуда в перьях ни были.
Wabi-Sabi: между радостью от вещей и радостью свободы от вещей
Сен но Рикю желал изучить Путь Чая. Он пришёл к Мастеру чайных церемоний Такено Дзё-О, и тот для начала отправил Рикю ухаживать за своим садом. Рикю с рвением взялся за работу. Он рыхлил землю до тех пор, пока не привёл её в идеальный порядок. Закончив, он осмотрел результаты своего труда, а затем напоследок потряс немного сакуру так, что несколько цветков опали на землю - как попало. И тогда Мастер Дзё-О взял Рикю в свою школу. И Рикю сделался великим Мастером чайных церемоний. Именно ему принадлежит идея Wabi-Sabi - изящной простоты.
Такова легенда о зарождении идеологии Wabi-Sabi.
Попросту говоря, данное учение усматривает красоту во внешних (но только внешних!) несовершенстве, непостоянстве, незавершённости и неполноте, в вещах скромных и при этом необычных. Это прямое противопоставление рационалистским представлениям о красоте. Наиболее точным сравнением рационалистических воззрений и Wabi-Sabi будет антитеза прямоугольной формы стального контейнера (или просто даже куба) и относительно грубой глиняной лохани: "правильная", рациональная форма против "неправильной", искусственные материалы против природных и т.д.
Фактически исключаются какая-либо шаблонность и повторяемость. Вместо них имеет место нарочитая "природная" огрублённость очертаний и ощущений. При этом Wabi-Sabi в обязательном порядке органично вписывается в своё окружение.
Ну и самое главное: "Wabi-Sabi в точности указывает, где находится баланс между радостью от вещей и радостью свободы от вещей".
Радость свободы от...
Именно об этом и речь: если что-то неумолимо рассеивает твоё внимание, избавься от этого. Упрости свой инструментарий до минимально необходимого, истреби всё ненужное, которое вроде бы должно помогать, а на самом деле только мешает.
Наиболее радикальные средства предлагают, как ни парадоксально (а парадоксально ли?), сами "айтишники". Писатели Пол Форд и Нил Стивенсон говорят о том, что предпочли отказаться от многих современных технологий: Форд пользуется чуть ли ни детской электронной записной книжкой и допотопным WordPerfect, а Стивенсон отказался от e-mail, чтобы не отвлекаться от своего основного занятия - литературы.
Кстати, очень показательны в этом плане его пояснения:
"Писать книги - дело сложное, и оно требует протяжённых, непрерывных промежутков времени. Четыре спокойных часа - это "ресурс", который для меня оказывается очень важным и полезным. Два временных промежутка, каждый протяжённостью по два часа, вместе составляют все те же четыре часа, однако проку от них несравнимо меньше, чем от непрерывных четырёх часов. Если я знаю, что меня прервут, я не могу сосредоточиться, и если я подозреваю, что меня могут прервать, я вообще не способен ничем заниматься... Иными словами, уравнение производительности оказывается нелинейным...", - пишет Стивенсон, объясняя, почему он нечасто отвечает на электронную почту и редко выступает на всяких сборищах. Поскольку (sic!) для него гораздо значимее его литературная деятельность, а не переписка и говорильня.
Простота - это избавление от "наносных слоёв". Оказалось, что сейчас она востребована, потому что в этом, в простоте, в удалении всевозможных отвлекающих и перегружающих факторов, "лишних" технологий, "лишнего" функционала, "лишней" визуальной броскости и цветастости усматривается способ с относительно малыми усилиями и сравнительно безболезненно снова собрать рассеявшееся внимание в фокус.
Проще - лучше?
Вот по этой ссылке активно славят эстетичную простоту и ядовито проезжаются по всему перегруженному.
Особое внимание обращает на себя сравнение методов презентаций (а это тоже составная часть ИТ-бизнеса, как ни крути), проводимых главой Apple Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом сотоварищи.
Симпатии автора блога явно на стороне Джобса, а приводимые им иллюстрации заставляют невольно симпатизировать такому отношению. Своей простоте презентации Apple обязаны информативностью и изяществом. А цветастые, "перегруженные" картинки на экране над головой руководителей Microsoft наводят неприятные ассоциации с фильмами ужасов на тему клоунов-потрошителей, подкарауливающих своих жертв в ночных парках, с позволения сказать, культуры и отдыха. Судите сами.
Аналогично безумно популярны разработки микрокомпании (со штатом из трех человек) 37signals.com, про которых в Wall Street Journal написали как-то:
"Продукция 37signals - это красивые, простые, элегантные и интуитивно-понятные инструменты, по сравнению с которыми Outlook выглядит как софтверный эквивалент пыточной камеры".
В сущности, у 37signals сформировалась целая идеология, в центре которой располагается принцип "Меньше - это конкурентное преимущество". Меньше денежных затрат, меньше людей, меньше времени, меньше абстракций и меньше софта. Тогда, считают в 37signals, получается простой, полезный, великолепно отполированный софт, выполняющий то, что должен (и, стало быть, не "живущий своей жизнью", в отличие от нынешних "гекатонхейров").
Это очень близко к "старинным" идеологиям разработки ПО, таким как Worse is Better ("хуже - лучше"), на которую опирались разработчики Unix. Суть состоит в том, чтобы сделать нечто, что просто, может быть, даже грубовато, но нормально работает здесь и сейчас. Пусть это синица, но, главное, она в руке. Оно может казаться каким угодно грубоватым и кособоким, но работает.
Однако такая идеология была актуальна до появления масс-программинга. По мере того как разработка ПО коммерциализовалась, и началось строительство софтверных БАМов, актуальность микроразработок практически исчезла.
В итоге, гекатонхейры росли, росли и выросли - все одного роста, с одинаковым количеством рук-ног-голов. Ведь функциональность у всех конкурирующих разработок в той или иной мере выровнялась, и на первый план вышли совсем иные аспекты. 87% респондентов, участвовавших в опросах Consumer Electronic Association (ещё в 2002 году дело было), заявили, что самое важное для них в новых технологиях - простота в использовании.
Так для миллионов пользователей, одуревших от мельтешения на экранах, многорукости техногекатонхейров и рассеивающих внимание десятков и сотен поверхностных собеседников, простота стала снова актуальной.
Долой всё лишнее, пора сосредоточиться.
Пара "но" вместо заключения
Итак, простота как избавление от всего лишнего рассматривается в качестве средства перестройки внимания, избавления сознания от всего лишнего и наносного.
Но тут можно и, быть может, даже нужно возразить, что человек неорганизованный, даже если ничто извне его не отвлекает, даже если ему не нужно "думать в несколько голов сразу", сколько бы непрерывного времени у него ни было бы, порастратит всё на что ни попадя, а за дело возьмётся в последнюю очередь.
Это же, кстати, касается и тех, кого на американском офисном сленге именуют crisis junkies, людей, способных производительно трудиться только в состоянии аврала (кстати, некоторые из них частенько начинают искусственно поддерживать это состояние вокруг и внутри себя, чтобы не падала производительность).
Так вот, на самом деле вопрос личной организованности - это вопрос индивидуальной воли. Необходимость поддерживать состояние аврала означает, что человеку недоступны иные средства самоорганизации, то есть, воля недостаточно сильна, чтобы нормально работать - без аврала и без стресса.
Так что стремление к простоте - это стремление ещё и укрепить (или снабдить своеобразными подпорками?) собственную волю. Проблема в том, что клобук монахом не сделает.
И ещё одно. Если и есть смысл говорить о спросе на простоту, то субъектами этого спроса оказываются люди в возрасте примерно от 18 лет и, в большинстве своем, даже за 30 лет. Это обыватели, которые относительно недавно приобщились к информационным технологиям, и им глубоко лень разбираться, с какой стороны подходить к новому агрегату, и как им пользоваться.
Между тем, ныне даже самые маленькие дети моментально осваивают "умную технику". Безо всяких подсказок двух-трёхлетние малыши, не всегда еще внятно изъясняющиеся, разбираются, как, например, включить компьютер и монитор, зачем нужны клавиатура и мышь, и это некоторым из них оказывается интереснее, нежели пихать в открытые PCI-слоты монеты и прочие неожиданные находки.
Подражая действиям взрослых, нынешние малыши моментально осваивают технику, которая количеством элементов управления способна загнать в ступор иных повидавших технарей.
Стало быть, не исключено, что маятник внимания скоро (как раз через предсказанные Линдой Стоун двадцать лет) снова пойдёт назад, по мере того как будут подрастать теперешние дошколята.
P.S. Возможно, приведённые ниже ссылки будут интересны:
1. 37signals. "Присоединяйтесь и распрощайтесь с раздутым софтом", - значится на главной странице компании.
2.Less as a competitive advantage: My 10 minutes at Web 2.0 - Выступление главы 37signals Джейсона Фрида на Web 2.0 Conference.
"Традиционная разработка ПО - путь пожирания ресурсов, по сути, порожденный менталитетом времен "холодной войны", - цитирует Фрида блог ZDNet..
3. Beauty of Simplicity - "Красота простоты" статья в журнале FastCompany.
"Разработчики говорят: "А вы знаете, насколько сложно всё то, что мы упихали сюда?" "Мне всё равно, - отвечает потребитель. - Мне нужно просто, чтобы это работало!"
4. Интервью с Мариссой Майер из Google.
"Поэтому мы в Google, вместо того чтобы безапелляционно демонстрировать потребителям, что мы всё можем, даём вам подсказки, как и что можно и нужно сделать".
5. Google Success: Simplicity - статья в Newfangled.com.
"Всё, что они [Google], выпускают, обладает чистым, простым в использовании, интуитивно понятным интерфейсом. Они не засоряют экран множеством лишних кнопок и ссылок".