В Азии — на глубине двадцати километров
АрхивСудьба на целых пять недель занесла меня в Нижний Тагил: поработать по одной из длинного списка накопленных жизнью специальностей, а именно - поставить в местном драматическом театре чеховский спектакль.
Судьба на целых пять недель занесла меня в Нижний Тагил: поработать по одной из длинного списка накопленных жизнью специальностей, а именно - поставить в местном драматическом театре чеховский спектакль. Как я ни старался, как ни бродил и ни лазал по всяческим компьютерным и прочим хайтек-магазинчикам, которых тут, конечно, не так много, как в Москве, но все-таки хватает, - выудить какую-нибудь примочку, достойную "Огорода", мне (что, впрочем, естественно - их и в Москве-то поди выуди!) не удалось.
Ну, разве что кинул заинтересованный взгляд на никогда прежде не виданный так называемый GSM-бустер: внушительную коробку, призванную усиливать слабенький сигнал от удаленной базовой станции. Тут же вспомнил молдавские страдания коллеги Голубицкого, стоявшего аистом на кочке и ловящего сигнал (вот бы где потестировать этот самый бустер), но увы, в любой доступной мне точке Нижнего Тагила и даже вне него, в двадцати километрах на Запад, где водружен удивительно бездарный, однако внушительный столб, разделяющий Европу с Азией (обстановка на границе - почти как между Германией и Францией в районе Эльзаса: ни пограничников, ни таможни), - эмтээсовский сигнал был плотен и уверен, как и всегда полноценно работающий на описываемой площади GPRS-сервис. (Побывав не так давно в более и европейском, и крупном, и, наконец, областном Воронеже, с изумлением и раздражением обнаружил полное оного сервиса отсутствие.) Соединяясь с внешним миром исключительно через его посредство (чаще всего - используя свой заслуженный Palm, реже - неповоротливую малютку Fiva Cassiopea), я до конца поездки так и не перестал испытывать наслаждение от его скорости: в отличие от Москвы, где, куда ни ткнись, эфир переполнен болтовней, так что на "данные" остаются какие-то крохи (если вообще остаются: получить почту в районе, например, Октябрьской площади мне не удалось ни разу), здесь байты и килобайты бегут ну если не как в СТРИМе, то уж как на хорошем дайлапе - без сомнения. И цены достаточно щадящие: московской SIM-карточки на местную я по лени и для удобства имеющих потребность позвонить мне не менял, но восьмидесяти долларов, оставшихся на счету от крымской поездки, хватило на все тагильские пять недель (включая нечастые, правда, и недлинные разговоры) и еще немножко осталось. И это при том, что, как справедливо подметил недавно тот же Голубицкий, мобильники не выпускают из рук и болтают по ним беспрерывно практически все встречающиеся на пути "чане" и "чанки" (так назвал их, а значит, и себя водитель пассажирской "Газели", главного тагильского общественного транспорта) в возрасте до тридцати. А что за разговоры они ведут - это прямо-таки песня. Подслушаешь один-другой поневоле, сидя в маршрутке, и поймешь, что, если б получить санкцию да собрать мобильную болтовню одного хотя бы дня, вышла бы книжка, вполне достойная пера Зощенко.
Вообще, мобильных операторов в Тагиле едва ли не больше, чем в Москве: кроме понятных "МТС", "Билайна" и "Мегафона", тут наличествуют еще U-Tel или "Ермак" и некий "Мотив", локальный оператор, базирующийся в Екатеринбурге (Ебурге или даже Ёбурге, согласно местному жаргону), до которого ближе, чем от дачной Тарусы до Москвы: сотня с небольшим верст. Цены на услуги местных не особо отличаются от цен основных монстров, зато можно взять себе "прямой" тагильский номер, да и внутрисетевые входящие цивилизованно бесплатны. "Мотив" работает и на успевшем забыться в Москве DAMPS-стандарте с его восьмьюстами мегагерцами и громоздкими, похожими на рации (коими, в сущности, и являются) трубками. GPRS-услуги предоставляют все, причем по приемлемым ценам: в районе 20–25 центов за мегабайт. "Билайн", правда, берет еще и ежедневную абонентскую плату.
Что касается компьютерной оснащенности города - по квартирам я, конечно, не ходил, однако по разговорам понял, что едва ли не в девяти домах из десяти компьютер имеется. Торгуют ими не больше десятка так называемых салонов, где выбор не чрезмерен, но, в общем, достаточно-стандартен, а цены - процентов на тридцать выше московских. Создалось ощущение, что владельцам этих салонов покой дороже престижа и выручки, так что на просьбу заказать какой-нибудь редкий картридж или видеокарточку скорее получишь ответ: "У нас не бывает", чем обещание попробовать. Никакого аналога "Горбушки" или "Митино" в Тагиле не существует, зато есть несколько частных лиц, известных узкому кругу, которые готовы доставить из столицы что вам заблагорассудится, причем обойтись это может даже дешевле, чем если покупать в салоне. Источники компьютерного благополучия "чан" и "чанок" находятся не на востоке (как, скажем, в заброшенном примерно на тысячу километров дальше от Москвы Омске), а на западе: поставки идут, как правило, через Ебург - из Москвы и Питера, а не из Владивостока или Хабаровска. Кстати, и автомобилей с правым рулем тут (в отличие от того же Омска) в процентном отношении, пожалуй, не больше, чем в Москве: Азия, конечно, но почти… Европа!
С Интернетом в Тагиле много хуже, чем с компьютеризацией. Широкополосного доступа почти нет: выделенные линии, как, впрочем, и везде, достаточно дороги для подключения, но особенно - для эксплуатации: в районе сотни долларов за каждый гигабайт. ADSL-услуги существуют, но тоже, скорее, теоретически: та же сотня долларов абонентской платы плюс от восьмидесяти до ста двадцати баксов за каждый гигабайт. По тем же тарифам можно блуждать по Интернету посредством спутникового канала, но цена на установку тарелки просто запредельна - во всяком случае, для Тагила: 1000 баксов! Так что народ сидит на дайлапе, предоставляемом тремя провайдерами по цене около 20 рублей за час, причем, хотя, кажется, уже все тагильские телефонные станции стали цифровыми, получить скорость соединения выше 28 кбит/с удается далеко не на каждой линии!
В процессе довольно активных поисков ни одного интернет-кафе я не обнаружил, зато при расспросах прохожих об оных обнаружил полное непонимание самого термина. Правда, в качестве побочного результата расспросов я был наведен на некий работающий исключительно по будням, с 10 до 19, интернет-центр, открытый одним из тагильских дайлап-провайдеров и затаившийся под синей пятиконечной звездой в подъезде жилой девятиэтажки не близко от главных улиц "Сектор Современных Сетевых Развлечений" (сокращенно - "СССР"), - игровой клуб с парой десятков компьютеров и, если кому из посетителей придет в голову, - мегабитным Интернетом за четыре рубля в час. Ранним вечером в субботу я застал в "СССР" одного школьника среднего класса да витринку с кока-колой, спрайтом, консервированным чаем и прочими "прохладительными напитками", что дало повод администратору заведения, забыв про этимологию слова, утвердить, что "СССР" - самое настоящее интернет-кафе и есть. Приглядевшись к печати на прейскуранте, я обнаружил, что хозяин заведения вдобавок носит гордую фамилию Лимонов.
Что касается DVD-сектора хайтека - магазинчиков, торгующих дисками, в Тагиле предостаточно; по количеству их можно сравнить разве что с магазинчиками, торгующими в основном мобилами, но попутно приторговывающими десятком моделей цифровых фотоаппаратов да десятком же - MP3-плейеров. Нижний Тагил город небогатый, так что 95 процентов имеющихся в продаже DVD - совершенно черная пиратка по цене от 40 до 60 рублей, причем три четверти этих 95 процентов составляют артефакты от "2 в 1" (реже) до "9 в 1". Забавно, что среди этих "много в 1" попадается даже Хичкок или Феллини. Что касается остальных пяти процентов, - так называемая "лицензия" ограничивается десятком-другим дисков от более чем сомнительных в отношении лицензионности "Престижа" да "DVD-магии". Правда, в процессе раскопок я наткнулся и на изумительный "Август", который поставил по чеховскому "Дяде Ване" знаменитый Энтони Хопкинс (Ганибал из "Молчания ягнят"), и не только поставил, но и написал сценарий, перенеся действие в Англию тех же, что у Чехова, времен, музыки, да и сам великолепно сыграл дядю Ваню, который - в этой интерпретации - стал "онклом Яяном". Разобраться с производителем релиза мне до конца не удалось, - изначально это, кажется, "Союз" (который никогда не выпустит диска по цене в 100 рублей), но над (точнее - за) ним следует еще и некая "Топ-индастри". А изготовлен диск в городе Грязи Липецкой области.
Но больше всего Нижний Тагил поразил меня не странным прудом, возникшим, по преданию, для сокрытия улик по производству одним из Демидовых самодельных денег - в ожидании ревизии из центра: не то от Екатерины, не то чуть ли еще не от Петра; не расписными жестяными подносами художника-самоучки Худоярова; не музеем древних литейных и прочих машин, расположившемся под открытым небом на территории полуразваленного, самого по себе давно ставшего музейным предметом, заводика (эти и прочие визуальные впечатления можно обнаружить по адресу ekozl.fotki.com/russia/tagil); не несколькими ресторанчиками, где по сравнительно щадящим ценам подают превосходно, никак не хуже, чем в Москве, приготовленные суши, сашими и пельмени с креветками. Более всего он поразил меня неимоверным количеством совершенно блистательных барышень, которых встречаешь, куда ни пойди. Такого я не видывал ни в Лондоне, ни (что, впрочем, естественно) в Париже, ни даже в некогда весьма славном в этом отношении Вильнюсе. И это при том, что, говорят, самая верхушка айсберга барышень уже сплыла в Москву и еще дальше на Запад.
То есть создается впечатление, что беспрерывно выпускающий разноцветные, но всегда отвратительно едкие дымы динозавр металлургического комбината, нагло разлегшийся прямо за вокзалом, производит не всем давно уже обрыдлый металл, а именно эту лучшую часть человеческой популяции.