С VAS не убудет! Особенности мировой SMS-коммерции
АрхивSMS-продажа VAS[Value-Added Services (букв. "услуги с добавленной стоимостью", неголосовые услуги)], а также использование коротких сообщений в различных интерактивных акциях представляют собой довольно мощную индустрию.
SMS-продажа VAS[Value-Added Services (букв. "услуги с добавленной стоимостью", неголосовые услуги)], а также использование коротких сообщений в различных интерактивных акциях представляют собой довольно мощную индустрию. В прошлом году мировые доходы от продаж только через ТВ превысили десять миллиардов долларов, а реклама мобильного контента заполнила телеканалы. Похоже, наличие SMS-интерактива скоро станет непременным атрибутом любой передачи на радио или телевидении.
Рыночная специфика
Рынок мобильного контента специфичен и относительно молод не только в России, но и во всем мире. Однако роли отдельных компаний на этом рынке уже четко распределились. В классическом варианте цепочки SMS-продаж присутствуют пять обязательных звеньев: правообладатели и производители контента, контент-провайдеры, аггрегаторы, операторы и собственно потребители - абоненты[В России зачастую несколько функций реализуются одной компанией].
Производители (обычно, по совместительству, и правообладатели) сочиняют рингтоны, рисуют и фотографируют материал для "мобильных" обоев и программируют игры. Автор "сумасшедшего лягушонка" (Crazy Frog), чьи вопли звучат чуть ли не из каждого третьего телефона, стал одним из самых удачливых бизнесменов в этой группе. На своем проекте он заработал 24 млн. евро, и это при том, что правообладателям достается лишь 10–15% стоимости каждой закачки. На Западе уже появляются первые "контентные" брэнды, и товар перестает быть безликим, в результате чего телефоны украшают не просто пляжными фото, а картинками "от кутюр". Разумеется, владельцы таких "брэндов" могут рассчитывать и на более высокие роялти. В России же из-за разгула пиратства заработать более или менее серьезные деньги только на создании контента весьма затруднительно.
Контент-провайдеры (сервис-провайдеры[В отличие от контент-провайдеров сервис-провайдеры предоставляют абонентам не только мобильный контент, но и другие неголосовые услуги]) и аггрегаторы играют роль дистрибьюторов и дилеров соответственно. Аггрегатор, по сути, выступает посредником между провайдером и оператором сотовой связи. Получив деньги от последнего, он тратит большую их часть на оплату услуг рекламных агентств и контент-провайдеров, а также на инфраструктуру (OPEX). Расходная часть бюджета контент-провайдера аналогична аггрегаторской. Рекламщики, работающие за комиссионные, забирают до четверти дохода. После выплат правообладателям и инвестиций в инфраструктуру провайдерам остается около 10%. Впрочем, крупные контент-провайдеры с громким именем (в России к таковым можно отнести "Информ-Мобайл", i-Free, Infon и др.) выкраивают себе побольше.
Чтобы начать соответствующий бизнес, необходимо заключить договор на "реализацию" товара с оператором, а затем получить добро от правообладателя (например, звукозаписывающей компании) и поручить специализированной фирме разработать контент (впрочем, это можно сделать и самостоятельно). Кроме того, нужно приобрести специализированное ПО для получения и обработки SMS-запросов от абонентов. И завершающий аккорд - получение лицензии на телематические услуги. Первоначальные инвестиции, включающие покупку коротких сервисных номеров у оператора, приобретение или аренду ПО и пр., в России составляют от 30 тысяч до 50 тысяч долларов. Организационные работы длятся в среднем полгода, и львиную долю времени отнимает получение лицензии. Похоже, что подобные стартовые условия кажутся российским бизнесменам вполне подходящими, а затраты окупаются, иначе чем объяснить, что количество отечественных контент-провайдеров уже перевалило за две сотни.
Операторов сотовой связи все вышеперечисленные участники рынка недолюбливают, утверждая, что их ценовая политика тормозит развитие отрасли. С этим трудно не согласиться, если учесть, что операторы обычно оставляют себе не меньше половины дохода. Впрочем, можно предположить, что такой "рэкет" в недалеком будущем исчезнет. По крайней мере, прецеденты резкого удешевления операторского сервиса уже были. Так, в Японии, где рынок мобильного контента чрезвычайно развит, крупный оператор DoCoMo берет за доставку контента всего 9%, и с прибылью там, будьте уверены, все в полном порядке.
Решения
Особняком стоят разработчики программных решений в сфере VAS. Из российских продуктов наибольшей популярностью у контент-провайдеров и операторов пользуются WINGS Communication Server (компания WINGS Software House), CBOSSmcms (CBOSS), серия приложений от компании EastWind и др. Всего же, по данным Mforum.ru, на этом рынке работает около десятка отечественных фирм. В поставку многофункциональных платформных решений для контент-провайдеров иногда включается и аппаратное обеспечение. В частности, вместе с системой MobyCont (разработчик ООО "Альт-Лан") поставляется сервер (базовая конфигурация Pentium 4 2,8 МГц, 1 Гбайт RAM, HDD 160 Гбайт RAID 0+1). Большинство продуктов имеют модульную архитектуру, так что нагрузку можно разделить на несколько серверов.
В случае проведения крупномасштабных интерактивных SMS-акций (вроде голосования на "Евровидении") в долю входят аутсорсеры - провайдеры доступа, чьи технические платформы способны выдержать соответствующую нагрузку. Такие проекты носят название гейт-решений. Оговоримся, что в России практически нет компаний, занимающихся исключительно "взваливанием" на свои плечи чужих проблем. Да и первое серьезное мероприятие, требующее гейт-решения, состоялось в нашей стране сравнительно недавно - в феврале 2003 года. Это был проект канала "МузТВ", в рамках которого абоненты нескольких сотовых сетей могли голосовать за понравившуюся песню с помощью SMS. Правда, в марте текущего года mobileview AG пообещала найти применение своим мощностям в России, и, возможно, реализация этого обещания станет основой нового направления VAS-бизнеса.
Поговорим об отечественных и зарубежных разработках подробнее.
SMS-супермаркет
Лавинообразный рост покупок мобильного контента на сайте компании SMS Media Solutions объясняется "новой психологией". По сути, продавцы играют на четырех основных потребностях носителя этой самой психологии - "человека-абонента", мотивирующих отсылку так называемых PremiumSMS[В мировой практике так принято называть короткие сообщения, отправка которых обходится потребителю дороже стандартных]. Во-первых, пользователь нуждается в персонификации, стремлении выделиться, что особенно актуально для молодежи. На удовлетворение этой потребности направлены продажи логотипов, заставок, картинок, фотографий, рингтонов и музыки. Во-вторых, человеку нужно общение, иногда анонимное. Если чаты доступны только пользователям Интернета (коих в России сравнительно мало), то реализованными через отправку/получение SMS знакомствами, чатами и консультациями может воспользоваться любой владелец мобильного телефона. В-третьих, учитываются человеческие слабости к развлечениям, в силу чего день ото дня множатся мобильные игры, викторины, голосования, конкурсы и т. д. Четвертая потребность - информационная. Пожалуй, трудно найти тему, по которой не было бы создано SMS-рассылки. Особой популярностью пользуются расписания транспорта, новости, финансовые сводки, спортивные известия, астрологические прогнозы, прогнозы погоды и напоминания о днях рождения.
Все вышеперечисленные сервисы можно назвать классикой SMS-продаж. В настоящее время производители контента старательно изыскивают новые возможности привлечь внимание пользователей и сыграть на каких-нибудь новых "струнках души". Так, за рубежом, главным образом в Японии, быстро завоевали популярность SMS-произведения, главы из которых периодически высылаются подписчикам. В японском сегменте Интернета можно найти, по некоторым оценкам, до двухсот SMS-романов. А лидером "мобильного" писательского рейтинга остается Ёси, автор романа "Deep Love". После огромного успеха SMS-варианта писатель издал бумажную версию книги, которая была продана в количестве 2,6 млн. экземпляров. Моду на мобильное чтиво быстро подхватили жители соседних стран - Кореи и Китая. При этом творение китайского писателя Цяня Фучана собираются экранизировать, и около сорока "серий" фильма будут распространяться через MMS на телефоны подписчиков. Нам до бума SMS-книг пока далеко, однако бизнес развивается столь стремительно, что отрицать возможность появления таких романов нельзя. Тем более что конкуренция между "поставщиками" непрерывно растет.
К концу 2005 года, по прогнозам J’son & Partners, число контент-провайдеров в России может вырасти до двух с половиной сотен. Все они собираются побороться за 29% от 1,025 млрд. долларов (доля контента в общем объеме российских продаж VAS[Данные iKS-Consulting по итогам 2004 года]). При этом GPRS и MMS (Multimedia Messaging Service) пока невозможно сравнить по эффективности продаж с SMS-каналом. Российские абоненты продолжают игнорировать (прежде всего из-за цены, разумеется, хотя свою роль играет и обилие старых моделей телефонов в стране) "продвинутые" сервисы. В частности, доступом в Интернет и к WAP-ресурсам по протоколу пакетной передачи данных пользуется только 2,5% клиентов "Билайна". Что касается мультимедийных сообщений, то, по данным опроса информагентства IPORT, 74% пользователей сотовой связи вообще не прибегают к этому сервису. Так что можно сказать, что абоненты, жаждущие нового контента, еще долго будут "посылать SMS на короткий номер".
SMS-интерактив
За продаваемый через голубой экран мобильный контент российские телеканалы обычно берут около 50% от транзакции. Однако это далеко не самый перспективный ТВ-бизнес, реализованный с помощью SMS. На сегодняшний день более широким полем деятельности остается организация маркетинговых исследований, опросов, платных и бесплатных конкурсов, викторин, игр, тотализатора и т. п.
Обилие возможностей позволяет использовать SMS-сервисы практически в любых проектах: реалити-шоу, музыкальных каналах, викторинах, чат-комнатах и дискуссиях прямого эфира. В настоящее время наблюдается тенденция к переходу зрителя от оценки происходящего на экране к управлению происходящим, что, как правило, проявляется в реалити-шоу. Неудивительно, что ТВ-проект именно этого типа стал "рекордсменом" по числу присланных сообщений. Организатор шоу "Большой брат" на британском ТВ в 2002 году собрал 13 млн. сообщений.
Новый шаг к интерактивному ТВ пытается сделать Евросоюз, инвестировав в 2004 году 7,5 млн. евро в трехлетний проект "Новые медиа для нового тысячелетия" ("New Media for a New Millennium", NM2). В NM2 принимают участие тринадцать компаний и учебных заведений из восьми стран. Результатом проекта должно стать телевидение, полностью управляемое зрителями, вплоть до редактирования фильмов и передач. Технологически все довольно просто. На сервере телеканала находится несколько версий развития событий, представляющих собой части какой-то передачи (например, сериала). Из этих частей запросами зрителя (что опять-таки дешевле всего сделать посредством SMS) и формируется окончательный вариант. На российском ТВ из подобных проектов можно назвать канал MusicBox, формирующий программу клипов по запросам зрителей.
Учитывая, что большинство сообщений, отправляемых организаторам ТВ-проектов, являются "премиальными", то есть обходятся владельцу телефона значительно дороже, чем стандартные (PremiumSMS может доходить до нескольких долларов), а популярность сервиса просто поражает (психологи объясняют пользовательскую активность тем, что у большинства людей при просмотре ТВ сотовый телефон находится под рукой), неудивительно, что в прошлом году российские зрители послали PremiumSMS на сумму в 130–150 млн. долларов. Впрочем, большую часть этой суммы получают контент-провайдеры. Пока российский сегмент можно расценивать скорее как перспективный, нежели прибыльный. И все же число ТВ-проектов, имеющих SMS-интерактивную составляющую, растет не по дням, а по часам. Российский лидер в оказании SMS-услуг телеканалам - компания SMS Media Solutions, выполняющая, по сути, посреднические функции между телеканалом и сотовым оператором, в настоящее время имеет в своем портфолио больше семидесяти интерактивных проектов (в январе прошлого года их было только двадцать).
Следующим шагом в развитии этого бизнеса в России может стать массовое появление общих для всех операторов коротких номеров, на которые зрители смогут посылать SMS, а также замена SMS на MMS. Последнее позволит обмениваться не только текстом, но и полноцветными картинками и видеоклипами. Сравнительно дорогие MMS-услуги пока не имеют большой популярности в нашей стране, однако ряд пробных проектов уже "прокрутили". Так, зрители канала СТС покупали фотографии участниц шоу "Ты - супермодель", а ТНТ призывал украшать экраны телефонов лицами "жителей" "Дома-2".
Игроки рынка стремительно выходят и в Интернет, удачно сочетая новые возможности для маркетингового продвижения с отлаженным механизмом продаж. Участие в онлайновых акциях не привязывает пользователей к компьютеру. Однако даже при офлайн-участии удерживается аудитория сайта. В Рунете подобные "гибридные" инициативы пока редкость. Из более или менее известных можно отметить SMS-олимпиаду по русскому языку, которую провел образовательный веб-ресурс Gramota.Ru. В соревновании приняли участие 2932 посетителя сайта. Также заслуживает внимания портал Translate.ru, "переводческий" движок которого компания ПРОМТ сдала в аренду фирме i-Free. Поступивший SMS-запрос система i-Free передает переводчику и после получения перевода отправляет его клиенту на телефон.
Судя по всему, отечественный рынок Value Added Services прошел "наколенную" фазу развития, и сейчас это вполне серьезный бизнес с набором стандартных инструментов и ощутимой конкуренцией. Не исключено, что неизвестный отечественный умелец уже придумывает романтического медвежонка, который придет на смену сумасшедшей лягушке, и его бодрое рычание заглушит в метро и другом общественном транспорте истерическое кваканье. Главное, чтобы идею не украли. Если что, мы о медвежонке ничего не слышали - и точка.
JDBC (Java Database Connectivity) — драйвер, обеспечивающий связь Java-приложений и СУБД.
SMPP (Short Message Peer to Peer) — протокол передачи SMS-сообщений, поддерживаемый SMS-центрами (SMSC) операторов связи.
UCP/EMI (Universal Computer Protocol/External Machine Interface) — протокол, обеспечивающий связь SMS-центров с Интернетом или другой TCP/IP-сетью.