Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Билет на Луну

АрхивСтатьи
автор : Юрий Ильин   19.10.2005

<b>Часть первая.</b> В NASA всерьёз взялись за подготовку лунной и марсианской экспедиции. Проекты новых космических кораблей уже готовы.

Около 30 лет назад американские астронавты высадились на Луне... Правда, кое-кто до сих пор уверен, что на самом деле всё это - сплошная инсценировка; говорят, даже вдова покойного Стэнли Кубрика как-то обмолвилась, что её мужа позвали устроить съёмки поддельной Луны. Впрочем, даже у скептиков не останется повода обвинять NASA в шельмовстве, если наполеоновские планы нынешней американской администрации реализуются, и новая лунная экспедиция окажется успешной.

По всей видимости, в NASA приготовлениями к лунной экспедиции занялись всерьёз. Новый глава NASA Гриффин за недолгое своё пребывание у руля успел сильно подкорректировать курс вверенного ему "корабля", походя записав в "ошибки" программы по строительству и эксплуатации кораблей многоразового использования и МКС.

Теперь NASA сосредоточится на исследовании Солнечной системы: готовятся экспедиции на Луну и на Марс. Уже готовы концепт-программы (из нафталина достали? - очень на то похоже, учитывая, что Гриффин призвал задуматься над использованием пусть и модифицированной, но всё-таки, в основном, старой и испытанной архитектуры кораблей серии Apollo).

Надобно заметить, что NASA намеревается работать "от сложного к простому": конечной целью остаётся Марс, и именно на подготовку к экспедиции на красную планету основные мощности и уйдут. "Лунные" корабли и орбитальные корабли следующего поколения будут представлять собой варианты Crew Exploration Vehicle для Марса.

CEV - Crew Exploration Vehicle

В рамках программы Exploration Systems Architecture Study разработана предварительная (пока предварительная) концепт-программа, описывающая средства доставки астронавтов и грузов как к МКС, так и к поверхностям Луны и Марса, ракетоносители и прочие средства отрыва от поверхности, а также орбитальные системы.

Аппарат CEV (Crew Exploration Vehicle) снабжён собственными двигателями и имеет жилой отсек для экипажа. При проектироании CEV, инженеры отталкивались от конструкции Apollo. Впрочем, отличий и существенных усовершенствований тоже хватает.

Жилой отсек будет представлять собой капсулу с диаметром основания 5,5 м. Форма и аэродинамические характеристики унаследованы от Apollo Command Module, но электронная начинка и материалы - самые что ни на есть современные. Более того, в NASA надеются, что CEV удастся сделать многоразовыми (хотя изначально говорилось, что CEV точно будет многоразовым - до 10 запусков).

Экспедиции к Марсу будут продолжаться не один месяц, и от капсулы CEV требуется  значительно более высокая надёжность, чем от её прародителя. Вдобавок, после гибели шаттла "Колумбия" в NASA сильно озабочены повышением безопасности полётов. CEV оснастят системой экстренной эвакуации, причём таковая будет возможна на любом этапе полёта. Так у астронавтов будет больше шансов выжить в случае катастрофы.

Планируется разработать три типа CEV. Тип 1a будет доставлять на МКС команду из трёх космонавтов и до 400 кг груза. Непилотируемый вариант 1b способен вывести на орбиту до 3,5 тонн. Тип 2 рассчитан на экспедицию к Луне; в него поместится команда из четырёх человек. "Сервисный" вариант доставит либо на Луну, либо на МКС порядка 6000 кг груза. Что характерно, в отличие от типа 1b, где грузы будут доставляться "под давлением", т.е. в капсуле будет наличествовать воздух, грузовой CEV типа 2 вакуумируют.

Тип 3 предназначается для экспедиции к Марсу. В такой капсуле уместится шесть членов экипажа. Разработчики специально оговариваются, что решения о применении именно этого CEV для марсианской экспедиции пока нет, и всё ещё может измениться.

Двигатели будут работать на топливе из кислорода и этилового спирта, а не гидразина монометила или тетроксида азота - ядовитых субстанций, которые использовались на Apollo. Это сделает подготовку к полёту и послеполётное обслуживание куда более безопасным.

Стыковочные узлы CEV планируют сделать типовыми - они будут совместимы и с узлами МКС, и с узлами любых других космических кораблей ближайшего будущего.

CEV будет приземляться не в океане, а на суше. Пока ещё не определено окончательно, впрочем, как именно это будет происходить: с помощью воздушных мешков-амортизаторов, ракетных тормозных двигателей или как-то иначе. Скорее всего, для посадок выберут военно-воздушную базу Edwards или какой-то иной объект на Западном побережье США.

Ракетоносители

Таковых планируется два. Оба, по сути, переделанные современные ракетоносители для шаттлов. Комиссия по расследованию катастрофы "Колумбии" рекомендовало применять разные ракетоносители для транспортировки космонавтов и грузов. NASA предпочло этим рекомендациям последовать.

Crew Launch Vehicle, который, как следует из названия, будет использоваться для транспортировки людей, построен на базе четырёх стандартных твердотопливных ускорителей. В NASA говорят, что это один из самых безопасных ракетоносителей в мире.

SRB будет оснащён второй ступенью на основе "основного двигателя космического корабля многоразового использования" (Space Shuttle Main Engine - SSME). Она будет одноразовой, а вот первую ступень надеются использовать многократно.

CLV заступит на "боевое дежурство" где-то в 2011-2012 годах. К тому времени шаттлы окончательно отправят в отставку.

Грузовой ракетоноситель будет настоящим "монстром", способным выводить более 120 тонн груза на низкую околоземную орбиту. "Монстр", впрочем, также является прямым потомком нынешних ракетоносителей. Он состоит из трёх ступеней с различными мощными двигателями (подробная схема приводится здесь).

"Тяжёлый" ракетоноситель будет использоваться как для лунных, так и марсианских экспедиций.

Как видим, NASA собирается использовать модификации старых проверенных технологий и не тратиться на разработку принципиально новых технологий и чисто научных проектов. Гриффин ещё летом заявил, что надо установить новые приоритеты, а поскольку финансирование NASA урезается, основные финансовые ресурсы руководитель американского аэрокосмического агентства хочет направить на вполне прикладные и практические проекты.

Читайте продолжение через неделю. В следующей статье будет рассказано о ближайших планах относительно Луны, - а именно, посадочных модулях и скафандрах для астронавтов.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.