Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Очковтирательство

Архив
автор : Козловский Евгений   13.10.2005

Это, конечно, не бог весть какая новинка: виртуальные игровые шлемы я натягивал на себя едва ли не десять лет назад, на тогда еще шумном и веселом "Комтеке", а лет шесть назад к нам в редакцию приходил какой-то немецкий представитель, приносил "носимый" компьютер для промышленных нужд, и мы с Максимом Отставновым по очереди примеряли его - надевали на голову эдакий обруч, с которого на проволочке спускался крохотный LCD-дисплей, в близком соседстве с глазом казавшийся почти нормальным настольным монитором.

Это, конечно, не бог весть какая новинка: виртуальные игровые шлемы я натягивал на себя едва ли не десять лет назад, на тогда еще шумном и веселом "Комтеке", а лет шесть назад к нам в редакцию приходил какой-то немецкий представитель, приносил "носимый" компьютер для промышленных нужд, и мы с Максимом Отставновым по очереди примеряли его - надевали на голову эдакий обруч, с которого на проволочке спускался крохотный LCD-дисплей, в близком соседстве с глазом казавшийся почти нормальным настольным монитором.

Однако по тем ли, по иным ли причинам игровые шлемы в народ широко не пошли и как-то… заглохли. Промышленные же "носильники", не исключено, процветают и до сих пор, - но в своей узкой нише, в которую читатели "Компьютерры" протискиваются лишь изредка, да и то не все. Поэтому, зайдя в ближайший к дому магазинчик сети LEFUTUR[Будущее время (фр.)], специализирующийся на продаже задорого разных прикольных вещиц, идеально подходящих для подарков, на DVD-очки я обратил внимание особое. Они показались мне - в контексте - игрушкой достаточно свежей или, во всяком случае, - достаточно хорошо забытой.

Почему свежей? Ну, потому, что, хотя очки позволяют подключать к себе и игровые приставки, и компьютеры с телевизионным выходом, да и просто - телевизоры или, логичнее, TV-тюнеры, - позиционированы все же как средство для просмотра DVD-фильмов. Эдакий "носимый" кинотеатр. Не домашний, а именно "носимый", поскольку дома все-таки удобнее пользоваться большими внешними экранами. Зато в поезде, в самолете, на пассажирском месте в автомобиле, а особенно - во время многочасовых отстоев на границах наших прежних республик, - такие очки, думаю, предпочтительнее любого портативного DVD-плейера: и держать в руках ничего не надо, и экран, вроде бы, получается побольше, и ощущение более кинотеатральное, чем когда поглядываешь на экранчик отнесенного на расстояние вытянутой руки устройства и попутно, хочешь не хочешь, видишь остальной мир вокруг… И вообще… прикольно. Вот хотя бы просто для того, чтобы обескуражить хохла-пограничника, - и то стоит напялить на себя эдакое "терминаторство"!

Итак, стильные очки с абсолютно черными снаружи стеклами, словно они скрывают выжженные глазницы. Изнутри - два идентичных, подающих на каждый глаз одно и то же изображение (непаханое поле для стереоприменений!), обрамленных черным крохотных LCD-дисплейчика - чуть побольше, чем LCD-дисплеи в одноименных проекторах, то есть с мелкую почтовую марку. Из дужек свисает на проводках пара наушников. Кабель чуть потолще тянется к специальному контроллеру размером с сигаретную пачку, который можно оживить с помощью трех АА-батареек или прилагаемого блока питания; к которому можно подключить композитный видеокабель и два аудио: левый и правый; с которого, наконец, можно включать-выключать очки и регулировать громкость.
Тащить домой такую дорогую игрушку (цена - где-то около тысячи долларов; можно задуматься почему: только ли потому, что LEFUTUR вообще не позиционирует себя как магазин для бережливых, или надо соотносить цену очков с ценами, скажем, LCD-проекторов? В последних, конечно, матриц не две, а три, зато они монохромные, а не цветные), - так вот, тащить домой я ее поостерегся, тем более решив, что особо разбираться там не в чем, можно с этим делом справиться и прямо в магазине. Зато захватил с собой карманный DVD-плейер с диском, на одной стороне которого "Щелкунчик" Баланчина был записан в формате 16:9, а на другой - 4:3.

Очки распаковали, к плейеру подключили, я вздел их на нос и обнаружил сетчатую черно-белую картинку. "Эге, - сказали мы с Петром Ивановичем… Разбираться-то, похоже, все-таки придется…" Но особо разбираться так и не понадобилось: на последней страничке тонюсенького руководства было ясно указано, что Video Input Signal - NTSC, 1Vp-p/75J2. То есть, как у них говорилось в пятидесятые годы прошлого века и раньше, - "Только для белых!".

Я начал перебирать настройки своего Panasonic’а, - увы, изменять формат выходного сигнала он не позволял (хотя, кстати заметить, сам диск был записан как раз в формате NTSC). Тут же мне рассказали, что в магазине не так давно были другие очки, подобные этим, i-visor, которые отличались, во-первых, ценой (полторы тысячи долларов), во-вторых - всеформатностью (то есть понимали и PAL) и, наконец, в-третьих, - тем, что у них были специальные шторочки (так и хочется, по ассоциации с лошадьми, сказать - шорочки), отгораживающие смотрящего от мира практически полностью, прикрывая верхнюю и нижнюю щели между очками и лицом. Насчет цены - не скажу, я все равно в другой весовой категории, а вот всеформатность - вещь полезная; и шорочки тоже: в этих, "дешевеньких", тысячедолларовых - окружающий свет так и норовит залить приэкранные области, так и норовит отвлечь от картинки, убледнить ее и все такое прочее. Конечно, в не столь солнечной обстановке, в которую я попал, внешние проникновения будут менее удручающи, - но что делать, если захочется полежать в чудо-очках на летнем южном пляже?

Однако жалеть об отсутствии отсутствующего было совершенно неконструктивно, и я поинтересовался: неужели в таком крутом магазинчике не найдется DVD-плейера, умеющего выдавать NTSC-сигнал? Разумеется, нашелся. Причем - тоже прикольный (в LEFUTUR неприкольных вещей не держат): широкоформатный плоский LCD-телевизорчик со щелью для загрузки DVD. Загрузили. Подключили. С пульта выбрали NTSC-выход. Картинка сразу обрела стабильность и цвет. Поскольку в очках формат экранчиков, увы, не широкий, а стандартный, 4:3, - выбрали на плейере режим внешнего телевизора "Letter Box" (когда широкоэкранные фильмы демонстрируются с черными полосками сверху и снизу). Конечно, этот самый режим несколько нарушает "правильную" пропорцию, но во вполне приемлемых пределах, как, в сущности, любой 4:3-телевизор.

В руководстве написано, что Virtual Screen Size - 30 inches at 2 meters, то есть ощущение от просмотра фильма в очках должно быть адекватным просмотру телевизора с тридцатидюймовым экраном с расстояния двух метров. То есть такое, какое я имею дома, глядя с дивана свой 32-дюймовый Grundig, или Голубицкий - свой тридцатишестидюймовый Philips (у него квартирка побольше и диван, соответственно, стоит подальше). Точно, конечно, сказать невозможно, - но право слово - похоже. Если б еще дисплейчики были 16:9!

Качество картинки более чем приемлемое, - во всяком случае, не хуже, чем на моем карманном DVD-Panasonic’е или на недавно подаренном мне на день рождения телевизоре-малютке от Miyota. Позвонивший с одесского пляжа Голубицкий, которому я рассказал про очки, первым делом (практик!) поинтересовался, не устают ли глаза. Увы, на этот вопрос я ответить ему не сумел, ибо глядел кино сквозь очки (конечно, "с помощью очков", но "сквозь очки" - по-лефутюрски прикольнее) минут, в общей сложности, сорок. Впрочем, не особо понимаю, почему глаза должны уставать больше, чем при сидении перед LCD-телевизором.

Разумеется, имея в виду, что телевизионная картинка занимает на экране площадь приблизительно в 0,3 мегапиксела, разрешение очковых матриц - 0,18 мегапиксела - явно указывает на то, что картинка интерполируется в минус, - однако, повторяю, на крохотной матрице этого почему-то не видно, даже совсем изблизи. И, кстати, большинство карманных DVD-плейеров снабжены экранами с таким же примерно, как у очков, разрешением. Что очень раздражает, когда диагональ у них дюймов в 9–10, и совсем незаметно, когда - дюймов пять, как у моего Panasonic’а. Трудно даже толком понять, в чем тут дело, если кажущийся, виртуальный размер экрана не зависит от натурального, а только от отношения оного с расстоянием просмотра, - тем не менее для меня этот факт несомненен.

Еще одну загадку задало указанное в руководстве разрешение экранчиков: 800x225 (QVGA Grade). Во-первых, стандарт QVGA, сколько мне известно, - это Quarter Video Graphics Array, то есть - четвертинка VGA, характерная для большинства Pocket PC: 320х240. Во-вторых, если даже учесть словечко "Grade" и перевести его как "Класс", - все равно довольно странное разрешение для картинки 4:3, не правда ли? То ли пикселы продолговатые, то ли… Ну, уж даже и не знаю, что еще. Не суммируют же в руководстве разрешение двух экранчиков по горизонтали, оставляя в неприкосновенности разрешение по вертикали… Впрочем, я залез за разъяснениями на сайт производителя (www.accupix.com/product_04-2.asp) и хотя исчерпывающих разъяснений не получил - как в связи с обычным нежеланием производителей разглашать всяческие детали, так и в связи с отсутствием англоязычного варианта этого корейского сайта ("А по ихому я плохо читаю…", А. Галич), однако в характеристиках нигде этих сакраментальных 800x225 не обнаружил, зато нашел вполне похожие на правду 266х255xRGB.

Вообще говоря, получив такие очки в подарок (ну сами посудите - не покупать же их!), в первую очередь задумаешься об источнике, с которого подавать DVD-контент. Вроде бы, если использовать портативные DVD-плейеры, - получится некоторое нарушение принципа Оккама, то есть - пложение лишних сущностей. Ах, как хорошо подошел бы к очкам вмещающий десятки DVD-фильмов винчестерчик в футляре от Sarotech - AivX DVP-254, описанный мною в "Огороде" "Средство для безделья: карманный вариант", но увы, - он цельные DVD-фильмы воспроизводить отказывается. Как сказал безымянный философ: нет в жизни щасья!

Называются очочки - MP-Glass, модель, которую я осматривал, - MPG-230M. На сайте я обнаружил еще и MPG-230А, которая - судя по картинке и краткому описанию - отличается от "М" модулем, понимающим MPEG-4 и MP3, то есть файлы всяческих модных ныне форматов. А подавать их на просмотр и прослушивание можно с флэшек формата SD.
 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.