Тучи сгущаются
АрхивОкрыленные летним решением Верховного суда США, возложившего на Grokster вину за циркуляцию пиратского контента в ее P2P-сети, воротилы музыкального бизнеса обрушились на остальные файлообменные сети.
Окрыленные летним решением Верховного суда США, возложившего на Grokster вину за циркуляцию пиратского контента в ее P2P-сети, воротилы музыкального бизнеса обрушились на остальные файлообменные сети. Рассматривая победу над Grokster как успешный прецедент, ассоциация RIAA предъявила семи крупнейшим файлообменникам требование немедленно прекратить незаконную деятельность.
Нарушение закона, по мнению Верховного суда и RIAA, состоит в том, что пиринговые сети создают техническую возможность для распространения нелегального контента и побуждают к этому пользователей. Адресаты ультиматума названы не были, но основной состав угадать нетрудно: eDonkey, BitTorrent, LimeWire, WinMX и BearShare. Характерно, что и в случае прекращения деятельности P2P-сервисов RIAA не отказывается от финансовых претензий, однако самым «сознательным», видимо, будут сделаны послабления. В предписании сказано: «Если вы хотите обсудить возможное досудебное урегулирование спора, немедленно свяжитесь с нами».
P2P-сети по-разному отреагировали на это требование. Некоторые фактически прекратили деятельность: так, WinMX просто закрыла свой сайт, а eDonkey - нью-йоркские офисы, хотя основной портал продолжает работать. LimeWire - очевидно, надеясь сохранить остатки бизнеса - объявила, что меняет модель работы и вводит фильтрацию нелегального контента. О реакции других файлообменников пока ничего не известно.
Для тех, кто не хочет сдаваться на милость победителя, остаются всего два варианта. Можно превратить сеть в интернет-магазин, однако перспективы здесь сомнительны: желающих платить за музыку и так немного в сравнении с контингентом пользователей P2P, а где брать конкурентные преимущества перед другими платными сайтами, непонятно. Второй вариант - перейти под крыло одного из легальных сервисов, чем сейчас и занимается Grokster.
Жертву Верховного суда приобретает компания Mashboxx, по иронии судьбы основанная одним из бывших руководителей Grokster. Mashboxx пытается развивать P2P-сеть с полностью легальным контентом (скачиваемый защищенный файл подлежит оплате), и технологии, а также сообщества пользователей Grokster должны, по мысли руководства компании, влиться в ее бизнес. И Mashboxx, и ее конкурент iMesh сделали аналогичные предложения владельцам большинства P2P-сервисов. Часть пострадавших от RIAA, похоже, готова поддаться на уговоры.
Есть, конечно, и еще один путь: выводить серверы за пределы США, но похоже, и это не спасет - земля под ногами владельцев пиринговых сетей начинает гореть уже и в Европе, и в Австралии. Причем преследователи используют не только юридические, но и совершенно пиаровские ходы. Например, ассоциация британской музыкальной индустрии BPI распространяет утилиту Digital File Check, которая ищет на компьютере P2P-клиентов, а затем удаляет или блокирует их. Программа позиционируется как "простой образовательный инструмент, который помогает пользователям, их семьям, коллегам и друзьям понять, каким образом они могут наслаждаться музыкой и фильмами легально, не рискуя попасть под преследование правообладателей". Помимо P2P-клиентов, программа готова также найти и удалить весь нелегальный контент (впрочем, DFC работает только под Windows).
Однако еще одна группа тех самых правообладателей, а именно киностудии, понимает, что нынешними средствами бороться с пиратами бессмысленно: перекроешь один канал распространения, и тут же появится несколько новых. Ведущие студии Голливуда - Walt Disney, Sony, Paramount, Warner Bros, Universal, 20th Century Fox - решили подойти к делу по науке и основали специальный институт под названием Motion Picture Laboratories (или MovieLabs), который должен разработать новые технологии борьбы с видеопиратством. В числе первоочередных проектов - создание инструментов, блокирующих распространение пиратских копий в Интернете, а также приборов, позволяющих детектировать и выводить из строя камеры, при помощи которых пираты ведут запись в кинозалах. Судя по всему, MovieLabs займется исключительно техническими средствами защиты, что, мягко говоря, не оригинально. Лучше бы взялись за экономические исследования - может, что путное и вышло бы.