Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Служебная робомания

АрхивТехнологии
автор : Денис Коновальчик   28.09.2005

Японские роботехники бьются с демографическим кризисом. Значительная часть населения Японии пребывает в преклонном возрасте, и работать некому. Кроме роботов.

"Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать", - поется в песне из всенародно любимого фильма. Увы, японским роботехникам некогда смотреть российское кино: "осенний возраст", в котором ныне пребывает значительная часть населения страны, стал настоящим демографическим бедствием, породившим нехватку рабочих рук. Во многом этим обстоятельством объясняются новые конструкторские достижения: символично, что компании Kawada Industries и Fujitsu явили миру своих питомцев именно в начале осени.

Роботу HRP-3P, сконструированному в содружестве с институтом AIST и компанией Kawasaki, представители Kawada уготовили скромную карьеру "синего воротничка". Эта разработка стала очередной вехой на пути осуществления объявленного в Японии пятилетнего плана по созданию гуманоидов, способных "вписаться" в реальную внешнюю среду. К превратностям окружающего мира новый работник приспособлен неплохо - он может вкалывать не только в цехах, но и на открытом воздухе. Благодаря герметичности "кожи" ему нипочем дождь (до 100 мм осадков в час), а обостренное чувство равновесия не позволит электронному сотруднику поскользнуться и во время умеренной гололедицы. Координация движений робота такова, что, опершись на одну из рук и изогнув корпус, при помощи другой конечности он может манипулировать любым предметом, находящимся в метре от него.

К сожалению, перспективы трудоустройства 65-килограммового ценного кадра слишком туманны. Потратиться на приобретение и обучение электронного слесаря или плотника может себе позволить не каждая фабрика, так что ему, возможно, открыта прямая дорога на "электронную биржу труда". Похоже, над этой моделью висит семейное проклятие: ее "старший брат" HRP-2 так и не нашел достойного применения на производстве и пока довольствуется карьерой исполнителя народных танцев (см. "КТ" #576).

Пожалуй, представителям Kawada стоит взять пример с коллег из Fujitsu, загодя подумавших, куда пристроить своего колесного робота по имени Enon. Этот электронный помощник, чье имя расшифровывается как "exciting nova on network" ("потрясающая новая звезда в сети"), обладает квалификацией торгового консультанта. Для общения с потребителями робот оснащен системой распознавания речи, а также батареей видеокамер и сенсоров. Благодаря хранящейся в электронном мозгу карте супермаркета, он безошибочно ориентируется в хитросплетениях торговых рядов, быстро отыскивая нужный товар. По залу "приказчик" ездит со скоростью до 3 километров в час, он способен самостоятельно снимать с полок упаковки, весом не превышающие полкило. Потенциальному покупателю новинка обойдется недешево: в довесок к тянущему на 54 тысячи долларов железу придется приобрести прикладной софт, цену которого держат в секрете.

Свое умение общаться с публикой Enon продемонстрировал на пресс-конференции, устроенной в его честь в одном из магазинов. Вначале он галантно поздоровался с репортерами, затем "принял заказ" и отправился в торговый зал. Правда, не обошлось без накладок: во время первого захода "робопродавец" начисто проглядел заказанные товары, а подъехав к кассе, несколько раз постучал коробкой по прилавку, прежде чем ее поставить. Впрочем, вряд ли эти софтовые "глюки" способны омрачить карьерные перспективы робота: даже уступая в классе своим коллегам из плоти и крови, он является отличной "завлекалочкой" для клиентов. И практика это подтверждает: владельцы японских супермаркетов прислали уже десять заявок на новинку. Интересно, насколько вырастет посещаемость секций бытовой электроники Fujitsu, когда за обработку колеблющихся покупателей возьмутся железные продавцы?

- Из журнала "Компьютерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.