Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Трёхгрошовая опера

АрхивСтатьи
автор : Юрий Ильин   21.09.2005

Браузер Opera стал бесплатным. Спасёт ли это его? Вряд ли. Ведь вся история "оперы" представляет собой наглядный пример того, как хорошая разработка может "не успеть на поезд"...

=+=+=+=

Недавно норвежская компания Opera Software объявила, что их браузер становится совершенно бесплатным. Собственно, большинство нынешних пользователей заметят это лишь по исчезновению баннера и предложений заплатить положенную сумму.

Чем же Opera Software собирается зарабатывать теперь? Появилась особая служба поддержки стоимостью 29 долларов. Расчёт, очевидно, идёт на то, что теперь пользовательская база браузера вырастет, и кому-то эта особая техподдержка понадобится. И всё-таки сомнительно, чтобы доходов, которые можно получить таким образом, хватило компании на жизнь. С её-то удачливостью? Ведь вся история "оперы" представляет собой наглядный пример того, как хорошая разработка может "не успеть на поезд"...

Всё началось с того...

..., что норвежской телекоммуникационной компании Telenor (кстати, это один из крупнейших акционеров отечественного сотового оператора "Вымпелком") потребовалось средство для работы с внутренней сетью.

Дело было в 1994 году. Когда задача была решена, руководство Telenor разрешило двоим программистам, которые написали для неё интранет-браузер, продолжить его разработки по своему собственному усмотрению.

Через несколько месяцев, в 1995 году, на свет появилась компания Opera Software. Больше года программисты переделывали интранет-браузер Telenor в полноценный коммерческий веб-браузер. Opera 2.1, его первая "товарная" версия, увидела свет в декабре 1996 года.

Браузер распространялся как shareware: его можно было скачать и попробовать, а потом решить, стоит ли платить. Тогда это было естественным способом заработка: Netscape Navigator, самый популярный браузер, тоже был небесплатен.

В тройке лидеров (если её можно так назвать - уж слишком велик отрыв Internet Explorer), Opera с самого начала оказалась аутсайдером. Дело в том, что поначалу Netscape Navigator и Internet Explorer были близкими родственниками. В основе обоих лежал программный код браузера Mosaic. Opera же была написана с нуля и, увы, опоздала: интернет уже поделили без него.

Спустя год...

...появилась Opera 3.0 с поддержкой Javascript, SSL и плагинов. К ноябрю 1998 года созрела версия 3.5, отличавшаяся поддержкой CSS. Ничего удивительного, ведь один из разработчиков Opera был автором стандарта CSS. Тогда говорили, что полнее и правильнее поддержка CSS не реализована ни в одном популярном браузере.

С пятой версии, которая вышла опять-таки в декабре, но уже 2000 года, началось распространение бесплатной версии браузера с рекламным баннером, который исчезал после внесения регистрационной платы. Естественно, большинство пользовались Opera не избавлялись от баннера; он особо не мешал, а на халяву все падки, даже американцы, что бы там в Microsoft ни говорили.

В 2001-2002 годах Opera Software решилась на суровый, но необходимый шаг: движок браузера был переписан с нуля. Это деяние сказалось на браузере самым положительным образом: помимо вполне ожидаемых усовершенствований внешнего вида и эргономики, седьмая версия браузера работала существенно быстрее (собственно, ради этого движок и переписывали).

Появился менеджер паролей Wand, целая куча режимов отображения (некоторые из которых, кажется, были сделаны, скорее, с развлекательными, нежели с практическими целями, - например, цветастая эмуляция допотопного компьютера Commodore 64), а также ключевой важности технология интеллектуального форматирования веб-страниц при выводе их на маленький экран (Small Screen Rendering или SSR).

Переключиться в режим "малого экрана" можно нажав на клавиатуре Shift+F11. При этом веб-страница превратится в узкую вертикальную полосу в левой части экрана. Шрифт и картинки масштабируются в соответствии с новым форматом, а слишком большие изображения - отбрасываются вовсе. Для компьютера это не слишком нужно, но на мобильном телефоне - то, что нужно.

Впоследствии - опять же через год - была дополнительно реализована технология отображения веб-сайтов на экранах КПК и телевизоров - Medium-Screen Rendering. Так Opera окончательно выдвинулась в область мобильного рынка...

Вдогонку Microsoft

...А что, собственно, ей оставалось делать? Небольшой (около четырёх мегабайт, если без Java) и резвый браузер, который разработчики упорно называли "самым быстрым браузером в мире", так и не смог догнать ушедший поезд. Поставляемый вместе с Windows Internet Explorer, как известно, убрал всех конкурентов на долгие годы. Героический марш-бросок наследника Netscape - Mozilla Firefox - снискал много шуму, но не слишком много пользователей. Пока что его доля составляет всего лишь 9-10%.

Доля Opera на PC - ещё ниже. Хотя Opera умеет фальсифицировать передаваемый серверу User Agent и притворяться Internet Explorer, нынешние статистические системы этим не обманешь. Они умеют отличать её от всех остальных, благо это не трудно.

Не спасала даже правильная поддержка стандартов W3C, особенно в условиях, когда все ориентируются только на Internet Explorer. По поводу не слишком корректного отображения сайтов, преднамеренно "заточенных" под IE в браузере Opera возникали громкие скандалы. Как-то случилось даже, что Opera Software обвинила MSN в откровенном саботаже и выпустила издевательскую версию браузера, уродовавшую все сайты MSN, переписывая все тексты под акцент одного из героев Mappet Show (шепелявого голландского шеф-повара).

Впоследствии, кстати, Microsoft по-тихому откупилась от Opera Software, угрожавшей рэдмондцам исками. Условия сделки не разглашались, сумма сделки всплыла - около 12 миллионов долларов.

Впрочем, проблем хватает и в Opera. Из-за многочисленности и непостоянства ошибок отображения HTML и CSS теперь Opera стала, наверное, главной головной болью для веб-мастеров. Ошибки Internet Explorer и Mozilla, по крайней мере, давно изучены и не меняются каждые несколько месяцев, а вот что ждать от новой версии Opera - вопрос.

Что касается джаваскрипта, то он всегда был слабым местом Opera. Несколько подтянуться её заставила только популярность AJAX - технологии построения обновляемых на лету веб-интерфейсов в духе Gmail. Тут уж программистам Opera Software пришлось поднапрячься.

А в результате?

А в результате имеется случай рыночного провала - почти что полного. "Почти что" потому, что на самом деле, есть масса людей, которые пользовались и пользуются этим браузером, благо он кроссплатформенный (поддерживаются Windows, начиная с 95, Mac OS X, Linux, FreeBSD и даже OS/2 и QNX, хотя для них разработки остановились на версиях с индексом 5 и 6).

И, наверное, правы исполнительный директор Opera Software, спаситель утопающих Йон Течнер и его соратники, говоря о "сообществе" пользователей их браузера. Ведь он вызывает аддикцию, - попробуйте убедить давнего пользователя Opera в том, что он не прав, и что Firefox, например, или - о ужас! - Internet Explorer в чём-то лучше Opera. Ответом будет хорошо, если не анафема до двенадцатого колена.

Неоригинальная мысль, но, наверное, справедливая: у Opera Software ещё есть обширное пространство для манёвра - мобильная сфера, смартфоны и коммуникаторы. На данный момент, правда, существуют версии только для Symbian и Windows Mobile.

Прорвутся ли?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.