МТС-Интернет (без НДС)
АрхивВчера в редакцию прибежал как всегда запыхавшийся Сережа Вильянов и выложил на стол красивую коробку. Из толпы любопытных сотрудников поначалу доносилось только "МТС… Презентация… i-mode… Круто… Телефон подарили".
Вчера в редакцию прибежал как всегда запыхавшийся Сережа Вильянов и выложил на стол красивую коробку. Из толпы любопытных сотрудников поначалу доносилось только "МТС… Презентация… i-mode… Круто… Телефон подарили". Рад за МТС, что они не стесняются делать журналистам дорогие подарки, и за Сережу тем более. А вот в щенячьих восторгах компании по поводу нового сервиса позволю себе усомниться. Через несколько дней соответствующая реклама наверняка замелькает на телеканалах (если уже не мелькает - не смотрю я в последнее время ящик), и тогда уже докричаться до сознания зрителей/читателей через завешанные лапшой уши будет проблематично.
Попробуем вкратце разобраться, что же такое i-mode. Технология, внедренная в 1999 году японским мобильным оператором NTT DoCoMo, в оригинале рассчитанная на сети 2G, не имевшие возможности пакетной передачи данных, была позже адаптирована под GSM и сама по себе никакого отношения к сетям 3G не имеет. Это сервис доставки контента на мобильное устройство, работающий поверх пакетной технологии передачи данных. Данные могут быть разными - усеченный вариант HTML, картинки, звук, флэш, почта. Оплата - по объему, а не по времени. Но, кроме того, i-mode - еще и гениальный маркетинг, позволяющий DoCoMo собирать дополнительно к голосовым услугам по миллиарду долларов в год. Что же такого уникального обещают нам под соусом "качественно новой страницы в истории развития отечественной сотовой связи"?
Я не оговорился, i-mode - не сервис доступа к Интернету, а именно сервис доставки контента. Какого именно - определяет оператор связи, потому что собственно контент, пусть даже размещенный в Интернете, на телефон попадет только через портал оператора, и только после заключения контент-провайдером соглашения с оператором. Да, да - контент в i-mode платный. Рынок поставщиков контента сегодня не пустует, но серьезная его проблема - получение денег с потребителя. Снимать их со счета мобильного телефона - простое, но эффективное решение для страны, до сих пор не принявшей массовых электронных платежных систем.
Разбирающиеся люди вспомнят про WAP - практически та же функциональность, но контент бесплатен. Да, но когда NTT DoCoMo внедряла у себя i-mode, WAP-ом версии 2.0, сравнимым с i-mode по функциональности еще и не пахло. Сейчас японцы уже привыкли к "Интернету от DoCoMo", и образовавшейся в нем тусовке (с собственной письменностью к тому же) выход в "большой мир" не особенно нужен. Но вот Россия вряд ли привыкнет к "Интернету от МТС", попробовавши не только WAP, но и довольно распространенные уже мобильные html-браузеры и почтовые клиенты на просторах настоящего Интернета.
Что у нас еще в "качественно новом"? Никаких революционно высоких скоростей доставки контента не будет. Все ограничения существующих сетей по скорости передачи данных никуда не исчезли - больше, чем предоставляет GPRS (как максимум - EDGE), вам не светит. Почтовый ящик 8916*******@imode.mts.ru? Вам мало бесплатных "Яндекса" и Mail.ru? Подобный ящик - идеальная цель для спама, даже база адресов не нужна, знай перебирай себе цифры. Мелочи типа отсутствия настроек - а когда это мешало русскому человеку?
В стандарты GSM изначально закладывались принципы конкуренции. Но в данном случае попытка монополизировать рынок даже и не скрывается. Соглашение между МТС и NTT DoCoMo - эксклюзивное, то есть ни один российский оператор разрешения на использование i-mode больше не получит. Сами телефоны i-mode будут распространяться только через сеть группы компаний "Связной" (лично у меня эта контора, не стесняющаяся продавать "серое" барахло, даже не проверив соответствие его напряжения питания российским стандартам, никаких положительных эмоций не вызывает). Про выбор моделей можно не говорить - примеры "Сонета" и МСС перед вами.
Впрочем, если порыться в пресс-релизе МТС, вы найдете причину появления технологии в России и без моей подсказки. Увы, она банальна: "… Запуск i-mode позволяет… существенно повысить доходы от неголосовых услуг", - это слова президента ОАО "МТС" Василия Сидорова. И ни при чем тут высокие технологии.