Ваттная революция
АрхивКогда Стив Джобс внезапно объявил, что Apple переходит на Intel (удивительно, как не случилось утечки за те пять лет, пока они над этим работали?), вопросов возникло очень много.
Когда Стив Джобс внезапно объявил, что Apple переходит на Intel (удивительно, как не случилось утечки за те пять лет, пока они над этим работали?), вопросов возникло очень много. И неважно, какой из них задавали первым, вторым почти всегда был "а как вы собираетесь защищать свою систему?" (чтобы она не работала на ПК за 300 долларов?). Ответ "надежно, а как - пока секрет" публику, мягко говоря, не устраивал.
Я уже писал о том, что надежность защиты для Apple не так уж и важна, поскольку компания, очевидно, уже не собирается зарабатывать на "железе" - а "размывание брэнда" можно конвертировать в "ползучесть" (это мерзкое слово в отношении брэнда означает самое что ни на есть позитивное качество). И вот - первые подтверждения. У бета-версии Mac OS X для платформы Intel уже успешно оторвали крючочки, которыми та цеплялась за аппаратные возможности защиты, и теперь таскают ее по тем самым ПК за 300 долларов. На которых, к удивлению народа, она работает очень даже шустро.
Если Apple была вынуждена объяснять свои резкие движения и по возможности полно отвечать на каверзные вопросы, от Intel на ту же тему удавалось добиться лишь ответов в духе "мы не комментируем необъявленные продукты". Лишь Патрик Гелсингер (вчерашний технический директор, а ныне старший вице-президент и глава подразделения Digital Enterprise Group), заехавший на денек в Москву, рассказал, что Apple ему дорога не прибавкой трех-четырех процентов к объемам производства: "Нам проще добиться этого прироста, удовлетворяя Dell". Гелсингер считает, что PC-отрасли (очевидно, за пределами Intel) явно не помешает свежая струя, и приход такого генератора оригинальных идей, как Apple, может хорошенько встряхнуть остальные 96%.
У самой Intel, однако, недостатка в инновациях не наблюдается. Только если раньше их мерили в мегагерцах, теперь универсальной валютой стали ватты. Для Intel ваттный измеритель прогресса тем более актуален, что нынешние процессоры Pentium 4 и Xeon по энергопотреблению можно занести в чемпионы в своей категории. Впрочем, учитывая цены на нефть, неудивительно, что флюгер маркетинга развернулся от производительности в сторону экономичности.
Необыкновенно скромная в энергопотреблении архитектура во второй половине следующего года станет преемницей NetBurst (нынешние Pentium 4 и Xeon), - сообщил CEO Intel Пол Отеллини на августовском IDF. Серверную версию преемницы назовут Woodcrest, настольную - Conroe и мобильную - Merom, и все они будут с двумя ядрами. А в конце десятилетия родится x86-совместимый процессор, потребляющий "наяву" столько же энергии, сколько нынешние "во сне", - всего полватта. В ближайших же планах Intel - выпуск наследника Pentium M с двумя ядрами для мобильных ПК (Yonah) и его серверной версии Sossaman (именно так - серверная версия мобильного чипа). Yonah, вместе с чипсетом Calistoga, входит в мобильную платформу Napa. Двухъядерные процессоры Xeon Dempsey и Paxwille ожидаются в начале следующего года, а продвинутые чипсеты Reidland и Whitefield для многопроцессорных систем - в 2007-м.
Поскольку в кодовых названиях легко заблудиться, можно было бы порекомендовать корпорации Intel использовать вместо географии историю - давая своим перспективным разработкам имена представителей известных династий. Тогда не будет путаницы, кто за кем следует в плане выпуска. Но и тут, однако, могут возникнуть затруднения: например, заранее известно, что какая-то ветвь династии плохо кончила, а в отношении будущих процессоров для таких утверждений нужно обладать изрядной прозорливостью. Впрочем, кодовые названия предназначены в основном для специалистов, для широкой же публики придумывают торговые марки. Поскольку все приличные слова в этом качестве уже зарезервированы, маркетологам приходится все труднее, а названия становятся все замысловатее. Вдохновившись успехом платформы Centrino для мобильных ПК, Intel решила повторить тот же трюк для ПК настольных - на IDF был презентован новый машинокомплект под названием Viiv (см. новость "Вокруг да около"). С ним корпорация обещает исполнение американской мечты - компьютер, который будет не грузиться, а включаться.
Работать Viiv будет под управлением Windows Media Center Edition, и это неудивительно. Удивительны другие новости, приходящие из стана Microsoft. Компания определилась с выходом нового релиза своей технологии виртуализации и его формой. Вначале Microsoft планировала выпустить обновление Virtual Server 2005, но потом сочла его столь выдающимся, что решила оформить в виде новой версии - Virtual Server 2005 R2. Кроме поддержки "моментальных снимков" и "замораживания" системы, переноса виртуальных машин с одного компьютера на другой и других черт, которые должна иметь всякая уважающая себя технология виртуализации, заявлена очень необычная для Microsoft особенность - поддержка Linux в качестве альтернативной операционной системы. По словам приехавшего на IDF главы одного из подразделений Microsoft Марка Кифера, компания еще не выбрала дистрибутив, который она будет поддерживать, и ведет переговоры с Novell и Red Hat. Путь к химере "Microsoft Linux" теперь уже не кажется невероятно долгим. Интересно, у Билла Гейтса хватит денег, чтобы купить сразу и Red Hat, и Novell?
В поиске средств единения с Linux компания Microsoft могла бы взять пример с Sun Microsystems, учредившей в августе должность омбудсмена. В британском парламенте омбудсмен занимается расследованием жалоб граждан, а в Sun назначенный на эту должность Саймон Фиппс будет выслушивать недовольных политикой фирмы в области открытого ПО и по возможности урегулировать недоразумения. В качестве примера таких недоразумений Фиппс приводит недавний казус с аннулированием лицензии на Java для FreeBSD. Верная своим корням, Sun выдала для FreeBSD бесплатную бессрочную лицензию на Java, продлевавшуюся каждый год (до тех пор, пока не была аннулирована в связи с выпуском новой лицензии, которую FreeBSD должна была получить у Sun на тех же условиях). Но в Беркли дочитали только до слова "аннулирована" и поспешили обидеться - совершенно напрасно, как считает Фиппс. Случай, однако, наглядно показывает причину, из-за которой Ричард Столлмен призывает Sun отпустить Java в свободное плавание под лицензией GPL. Ситуация "моя Java, что хочу, то с ней и делаю" хороша с точки зрения стандартизации. Но если Sun хочет сделать Java воздухом для отрасли, кому нужна монополия на воздух?