Куда пойти учиться?
АрхивВ условиях слишком частой и быстрой смены "технологической подложки" современного общества экономическая мысль не всегда успевает идеологически и концептуально оформлять глобальные сдвиги в обществе.
В условиях слишком частой и быстрой смены "технологической подложки" современного общества экономическая мысль не всегда успевает идеологически и концептуально оформлять глобальные сдвиги в обществе. С другой стороны, велик соблазн первым застолбить за собой авторство того или иного термина, концепции, в надежде, что те будут жить гораздо дольше своих "собратьев", отражая более глубокие тенденции развития современного капиталистического общества. Поэтому в последние годы участились попытки специалистов критически оценить уже существующие концепции и модели западной экономики и дать хотя и безжалостный, но единственно правильный с их точки зрения прогноз дальнейшего развития этой экономики.
Отметим, что для таких попыток действительно есть основания, и более того, в них имеется насущная потребность.
Идеологический вакуум, возникший на месте лопнувшего интернет-пузыря после краха "новой экономики", постепенно стал заполняться идеями, призванными дать ответы на ряд принципиальных вопросов. Вот лишь некоторые из них:
Академические умы давно утратили монополию и первенство в "объяснении" технологических сдвигов. В последние годы эту нишу все активнее осваивают журналисты и предприниматели. Именно они отчеканили термины, заменившие привычные "экономику знания", "новую экономику" и "информационную эпоху", - сегодня все чаще говорят о "концептуальной эпохе", "веке дизайнеров", "веке коллективных технологий" (participation age), "креативной экономике".
С нашей точки зрения, наибольший интерес представляют несколько недавних теорий, построенных вокруг довольно неожиданных попыток разобраться, наконец, как устроен человеческий мозг, и на основе полученных ответов выяснить, куда же движется современное общество [Daniel H. Pink. A whole new mind: moving from the information age to the conceptual age. New York: Riverhead books, 2005. Отметим также:
В первую очередь стоит остановиться на трудах Дэниела Пинка и Джеффа Хокинса. Пинк начинает свою книгу[Бывший спичрайтер Белого дома, автор нескольких бестселлеров и многих интересных статей, опубликованных в Wired, The New York Times, Harvard Business Review, Fast Company и др.] с предупреждения: большинство молодых людей, которые, следуя настоятельным рекомендациям родителей, выбирают профессии юриста, бухгалтера, программиста, совершают серьезную ошибку. В настоящее время ключи от "ворот королевства" перешли в другие руки. Будущее принадлежит совершенно иному типу людей - художникам, изобретателям, дизайнерам, рассказчикам, то есть тем, кто способен "видеть большую картину". Мы уходим от экономики и общества, построенных на логических, линейных, "компьютерообразных" процессах и способностях, - "информационная" эпоха сменяется "концептуальной".
Около века в западном обществе и, в частности, в США превалировало редукционистское и глубоко аналитическое мышление, определявшее и соответствующий подход к жизни. Основу общества составлял работник - "высокообразованный и опытный манипулятор информацией". Но ситуация изменилась. Благодаря действию ряда факторов - материальному изобилию, усиливающему наши нематериальные желания; глобализации, экспортирующей "беловоротничковую занятость" за границу; новым технологиям, полностью устраняющим некоторые виды трудовой деятельности, - мы вступаем в новую эпоху. В основе этого перехода простой феномен - функциональные различия двух полушарий человеческого мозга. Левое полушарие управляет нашими логическими и аналитическими действиями. Правое полушарие делает поведение человека нелинейным, эмоциальным, интуитивным и холистическим. Левое отвечает за текст, правое за контекст. Левое анализирует детали, правое дает общую картину. Задача левого - понять, что говорится, правого - как это говорится. Информационная эпоха была эпохой левого полушария, концептуальная - станет эпохой правого.
Те, у кого левонаправленное мышление (left-directed thinking), обычно становятся юристами, бухгалтерами, инженерами. Обладатели правонаправленного мышления (right-directed thinking) идут в изобретатели, советники, актеры. Работник информационной эпохи отличается способностью приобретать и применять теоретическое и аналитическое знание. Сегодня резко возрастает роль носителей преимущественно правонаправленного мышления. Когда наступило глубокое насыщение рынка и прямых (материальных) потребностей, в развитых странах на первое место выдвинулись люди, способные в условиях изобилия товаров с одинаковыми потребительскими свойствами придать им такие дополнительные качества, которые "заставят" покупателя выбрать именно товар конкретного производителя. Это достигается в первую очередь благодаря усилиям дизайнеров (один из самых ярких примеров "правильной" профессии в "концептуальную эпоху"). Можно ли было раньше встретить в супермаркетах ершик для чистки унитазов, созданный одним из ведущих дизайнеров мира? Казалось бы, зачем нужны свечи, если существуют дешевые и разнообразные электрические лампочки? Тем не менее в прошлом году американцы купили свечек на 2,4 млрд. долларов - сумма вполне сравнимая со всем российским рынком ИТ-технологий двухлетней давности.
Вследствие перехода к новой эпохе, предсказывает Дэниел Пинк, значительно упадет престижность степени MBA (master of business administration). Новым кумиром станет MFA - master of fine arts. Если конкурс на доступ к программе MBA Гарварда в США составляет сейчас десять человек на место, то в Школе изящных искусств Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе этот показатель равен 30 к 1. Потребность в MBA в развитых капиталистических странах не исчезнет - просто она будет "аутсорситься" в Индии и Китае. То же самое относится и к программированию. В конце концов, прежде чем программисты (например, индийские) смогут изготовлять, развивать, тестировать или улучшать программный продукт, должны поработать неординарные мозги, которые изобретут что-то новое или "задумают невероятное".
Джефф Хокинс, автор другой книги "про мозг", заочно знаком многим российским пользователям - он основал две такие известные компании, как Palm Computing и Handsprig, и разработал популярнейшие во всем мире устройства (Palm Pilot и Treo). Несмотря на сверхуспешность в качестве предпринимателя, Хокинс всю жизнь страстно мечтал изучать человеческий мозг[Результатом многолетних усилий Хокинса явились книга "On intelligence" и Институт нейронауки, который он основал в августе 2002 года].
Джефф задается в своей книге простым вопросом: возможно ли создание интеллектуальных (разумных) машин? Его ответ - да! Дело лишь в том, что именно следует называть интеллектом. Справившись с этим определением, Хокинс уже без труда указывает пути, которые приведут к созданию "разумных машин". Очень интересен его анализ двух популярных в прошлом веке теорий, лежащих в основе попыток "увидеть" интеллектуальную составляющую в вычислительных устройствах, - теории искусственного интеллекта и нейронных сетей.
Я бы настоятельно рекомендовал как специалистам, так и обычным пользователям ИТ-технологий прочитать книги Д. Пинка и Д. Хокинса. Написанные в разной манере, они, поверьте, очень увлекательны, читаются на одном дыхании. Вы узнаете много нового и интересного, и это будет отличной разминкой для вашего мозга!