Учимся выправлять баланс теней на изображении
АрхивГрафикаПодчас, условия съёмок очень далеки от идеала и величина освещённости разных участков настолько велика, что не хватит никакого динамического диапазона. В таких случаях приходится обращаться к услугам Photoshop.
Подчас, условия съёмок очень далеки от идеала и величина освещённости разных участков настолько велика, что не хватит никакого динамического диапазона. Который, кстати, у "цифры" гораздо меньше, нежели у слайда. Но у нас есть огромное преимущество перед "аналоговыми" фотографами - компьютерная обработка. С её помощью можно достичь очень многого.
Сегодня мы будем учиться выправлять баланс теней на изображении. Недавно мне в руки попала цифровая камера и вечером я наснимал много домашних кадров со встроенной вспышкой... На жёстком диске они вылежались, дозрели, и настала пора обработки. Вот тут-то я и их увидел во всей красе: яркие лица, тёмные углы и глубокие тени. Эти тени быстро "съедят" чёрный картридж моего широкоформатного принтера, да и бумага нужна толстая (160 -170 гр/м2) и дорогая. Тонкая бумага промокает от таких теней насквозь.
Поразмышляв долгих 17 секунд, я понял, что всё это выправить не просто, а очень просто. Надо только поработать со слоями и залить всё чёрное белым, но не простым, а в режиме Soft Light (Мягкий свет). Очень удобный режим для плавной коррекции всего и вся. В своё время прочёл много книжек по растровой графике, но почти во всех одно и то же: подробное описание интерфейса (часто весьма корявое) программы и ничего творческого. Ощущение, будто авторы читали только файл справки, а в саму программу толком и не заглядывали. Photoshop - могучая программа и только знанием интерфейса её не победить.
В первую очередь переключитесь в английскую раскладку клавиатуры (в этой программе из неё лучше и не выходить, так как кириллицу она понимает не всегда и не везде).
Оригинал получился ужасным, но вполне поправимым и без вмешательства в фоновый слой. Я вообще, стараюсь в него не лезть. Если это действительно необходимо, то делаю дубликат слоя в палитре Layers (Слои) или в меню "Layer -> Duplicate Layer".
Теперь начинается собственно работа с тенями. Нажимаем клавишу W и в панели инструментов выбираем Magic Wand (Волшебная палочка) с параметром 30-35 (все числовые параметры даются именно для этого изображения только как ориентир) и выделяем всю тёмную область целиком. Если что-то не выделилось, то щёлкаем по невыделенной области мышью, удерживая клавишу Shift. Создаём новый слой (Shift+Ctrl+N) и область выделения заливаем чистым белым цветом.
В особо тяжёлых случаях процедуру необходимо повторить несколько раз. Не просто механически скопировать выделение, а сделать его заново.
В новом слое заливаем выделение "молоком" и меняем режим наложения на мой почти любимый Soft Light. Дабы скрыть результат дрожания рук и прочие огрехи, снимаем выделение, нажав Ctrl+D, и размываем "молоко" (меню "Filters -> Blur -> Gaussian Blur" или по-русски "Фильтры -> Размытие -> Гауссово размытие"). Включите галочку Prevew и поэкспериментируйте величиной размытия.
Должно получиться примерно так:
Из темноты вылезла нечисть цветовых шумов, с которой тоже придётся бороться. Пока не снято выделение, перейдите в фоновый слой и скопируйте этот кусок в буфер обмена, нажав Ctrl+C, затем нажмите Ctrl+V. Photoshop сам создаст новый слой и поместит в него этот фрагмент.
Теперь начнём борьбу с артефактами. Опять входим в диалоговое окно Гауссовой размывки и пытаемся достичь баланса между количеством погибших деталей и количеством цветовой грязи. Иногда это удаётся. В особо вопиющих случаях лучше снизить прозрачность второго, "молочного" слоя ползунком Opasity (Непрозрачность) в палитре слоёв. Если размытые края наползают на те, что должны остаться резкими, то аккуратно подровняйте размытый слой ластиком (Eraser) подходящей величины. Желательно задать ему 100% непрозрачность и муть надо убирать полностью.
Чем лучше принтер, тем сильнее он выпячивает брак. А если вы счастливый обладатель более-менее нового "Эпсона", то изображение надо "вылизывать" до идеала. Иногда огрехи вылезают только на распечатке. Там их видно сразу, а на экране надо долго искать. Чем больше распечатка, тем сильнее видно. Особенно это касается артефактов формата JPEG со степенью компрессии меньше 99%. Создаётся впечатление, что он оптимизирован под уродование кожи людей и женщин. Иначе как объяснить, что лицо у ребёнка в цветных разводах, а бандана и курточка без них? Но это тоже лечится копированием и размытием, если площадь большая или инструментом Blur (Размытие) подходящего размера.
Проще и удобнее использовать специальные программы или фильтры шумоподавители (о них мы уже рассказывали в нашей рубрике). Они делают это мягче и аккуратнее. При должной сноровке, конечно.
В результате получается, что всё внимание концентрируется на лице ребёнка, а фон размыт, как при малом значении диафрагмы. При наличии свободного времени можно довести картинку до идеала.
Кстати, многие инструменты тоже имеют этот важный атрибут. Повнимательнее присмотритесь к окошкам в панели опций, что находится аккурат под панелью меню. Там можно найти много интересного. Я прекрасно понимаю, что познать всё невозможно, но стремиться к этому нужно. Знания и информация это всё, что мы можем взять с собой... Остальное материально и подвержено физическому износу. Извините, что отвлёкся.
В конце концов, должно получиться примерно такое произведение (это об изображении, а не о фигуранте). Главное, при струйной печати - отсутствие абсолютных цветов, когда принтер льёт краску на бумагу, как из водяного пистолета. Получается дорого и некрасиво. Бумага коробится.
Этот метод можно (и должно) использовать, если камера не поддерживает RAW-формат. Если поддерживает, то всё можно сделать гораздо более красиво.
В настройках драйвера принтера скрыто много интересного. Рекомендую зайти в расширенный режим. Там можно достаточно (для домашних нужд) откалибровать принтер, чтобы картинка на экране и распечатке не сильно отличались.
Делается это так.
Распечатываете картинку и ставите её рядом с экраном. Если отличий больше, чем вам бы хотелось, то в меню "Image -> Adjustments" выравниваем изображения. В драйвере моего принтера есть ползунки Brightness (Яркость), Saturation (Насыщенность) и три ползунка цветового баланса: Cyan (Голубой), Magenta (Пурпурный) и Yellow (Жёлтый). В меню Photoshop поиграйте с этими настройками (цвета находятся в диалоговом окне Color Balance, Ctrl+B). Если вы сможете этого добиться, то запишите полученные числовые значения.
Чтобы не вводить их для каждого изображения заново пойдём в папку "Принтеры" и правой кнопкой мыши щёлкнем по значку "принтеры по умолчанию" (в правом верхнем уголке его значка стоит кружочек с галочкой) и выбираем строку "Свойства". Вот там-то и спрятаны сокровища цветопередачи. Заводские настройки это хорошо. Профиль монитора ещё лучше, но домашние пользователи любят кормить свои принтеры не совсем сертифицированными картриджами, а нормальные цвета получить тоже хочется. Извините, отвлёкся.
Так вот, поискав что-то типа кнопки Advanced и найдя её, входим в меню тонких настроек (Custom, User, и пр.). Здесь быстренько вводим полученные ранее значения, запоминаем их и печатаем тестовую картинку снова. По идее теперь они должны стать гораздо более похожими. Заодно запишите и значения монитора, так как некоторые малосознательные домочадцы любят переставлять значения гаммы так, как нравится им, забывая поставить всё как было.
В Photoshop 7.0 появилась интересная опция - теперь на одной странице можно печатать несколько изображений. Проницательный читатель мне возразит, что сие было и раньше, но теперь (если разберётесь в настройках) можно даже печатать тонкую рамочку вокруг каждой картинки. Находится эта опция в глубинах настроек драйвера и выглядит примерно вот так:
Как мне кажется, эта закладка должна быть у всех одинаковой, так как ставится "Фотошопом".
Photoshop необъятен и могуч, как медведь, но его можно приручить и использовать его энергию в мирных целях. Эта статья лишнее тому подтверждение.