Музыканты и Сеть: адюльтер со славой
АрхивВ фокусеЕдва ли Сеть действительно является тем, чем её представляют. Не питательная это среда, в которой всенепременно произрастёт популярность, что бы туда ни посеяли, а очень даже абсорбирующая и ассимилирующая - в общий шумовой информационный фон.
Тема взаимоотношений музыкантов и Интернета сделалась актуальной, наверное, с появлением на свет форматов аудиосжатия, и в первую очередь, "народного" формата MP3. Наверное, сейчас мало кто не вспомнит, как вспотели руководители транснациональных звукозаписывающих корпораций, узрев на горизонте MP3.com и Napster, а в них - аккуратно "завёрнутые" в MP3 песни как независимых исполнителей, так и мейнстримовых, каковые раньше покупались исключительно в строго отведённых для этого местах...
Трудно не вспомнить, как поносили главы RIAA сам формат MP3, относя его к абсолютному злу для цивилизации и проча всем, кто его использует, скорую встречу с князем тьмы. Потом несчастная Хиллари Розен, бывшая руководительница RIAA, пыталась отмыться от ярлыка душителя свобод, технологий и халявы, но она из ассоциации ушла, а воз и ныне там..., как и привычка к халяве.
Почему речь вообще пошла об этом, коли статья - про взаимоотношения именно музыкантов и Сети? Неужто снова будут пичкать историями об обманутых лейблами исполнителях, которые собой олицетворяют лицемерную сущность музыкальных дельцов? Или, может, опять расскажут очередную success story о группе, вылезшей из недр соседского гаража, вывесившей на каком-то сайте пару песен и разом оказавшейся на вершинах популярности, благполучно стухшей через пару месяцев?
Нет, речь немного о другом.
Буквально несколько дней назад в издании MP3 Newswire появилась (и даже наделала шума) статья, автор которой утверждал, что интернет, по сути дела, превращается в гигантское радио для независимых артистов.
На самом деле, большая часть материала посвящена нахваливанию местных инди- и "не очень" рок-команд, но есть и действительно важные моменты. Например, по мнению автора, вкусы сетевой аудитории, по самым естественным причинам, сместились в сторону независимых команд (читайте, выпускающихся на всевозможных некрупных и не слишком замороченных вопросами окупаемости лейблах, которые позволяют себе выпускать ограниченными тиражами музыку из области "широко известной в узких кругах").
Почему? По техническим причинам, как это ни смешно. Точнее, по финансово-техническим.
Главным каналом распространения популярной музыки остаются, так или иначе, "обычные" радиостанции и телеэфир MTV, которую сам сооснователь Pink Floyd Роджер Уотерс заклеймил "Большим Братом". Они ориентированы на получение прибыли, и, стало быть, в ротацию берут только то, что либо уже принесло прибыль, либо принесёт с гарантией. Исполнителям с улицы предлагается на улице и оставаться, а слушателям - "лопать, что дают".
Факт, однако, что далеко не все хотят так уж спокойно "лопать" только то, что дают, да и "музыканты с улицы" ищут варианты. Не FM? Окей, нынче есть интернет - подкастинг, тематические ресурсы, интернет-радио...
Только вот одна маленькая незадача: едва ли Сеть действительно является тем, чем её представляют. Не питательная это среда, в которой всенепременно произрастёт популярность, что бы туда ни посеяли, а очень даже абсорбирующая и ассимилирующая - в общий шумовой информационный фон. Пробиться сквозь него просто так не получится. Однако же царствует миф, подпитываемый, опять-таки, время от времени публикуемыми в разных известных сетевых СМИ историями успеха музыкантов, вылезших ниоткуда и рванувших подобно бомбе. Истории единичные, в сущности.
Более того, по печальной статистике, именно записи мейнстримовых исполнителей, в раскрутку которых вгроханы самосвалы финансовых средств, и перекачиваются, в основном, по пиринговым сетям. Популярные же... Самые... И что показательно, как и в случае с обычным эфиром, независимые музыканты в "сетевом" часто выезжают (если выезжают) именно в кильватере популярности мейнстрима.
В этом смысле очень характерен опыт приснопамятного портала MP3.com. Его запомнили, как гигантский архив, собравший порядка 750 тысяч музыкальных композиций от 250 тысяч исполнителей, в том числе и тех, у кого уже были контракты с разными независимыми студиями. Там даже существовала программа Pay-For-Play, где за каждое проигрывание композиции исполнителю отчислялись небольшие деньги. Совсем небольшие, но тем не менее.
Своей популярностью, однако, MP3.com, похоже, был обязан не только и не столько любительским или не очень демозаписям, сколько сервису My.Mp3.com - архиву индивидуальных библиотек, где пользователи могли хранить конвертированные в MP3 копии своих легально приобретённых CD (это специально проверялось), и получать к ним доступ с любого компьютера.
Вот это-то и послужило поводом для лейблов разделать MP3.com, как говорится, под орех. В итоге, сначала ресурс был продан Vivendi Universal (у которой тоже очень скоро начались финансовые проблемы), а затем - компании CNet, уничтожившей весь архив MP3-записей начисто сразу после приобретения. Сейчас этот ресурс преобразован в подобие Gamespot.com, но только на музыкальные темы.
Конечно, после гибели MP3.com возникли десятки, если не сотни, аналогичных сервисов, в том числе, и в Рунете. Да только кто из них может похвастать такой же популярностью? MP3.com был знатен ещё и тем, что его, как говорится, знали все. Как знают MTV, крупные FM-радиостанции и миллионотиражные развлекательные журналы. Именно это давало его обитателям всё ещё теоретическую, но более высокую, чем у менее известных посещаемых ресурсов, возможность "засветиться" и раскрутиться.
Дело в том, что народ привык искать, где светлее. А светлее на крупных ресурсах, агрегаторах или теперь уже заслуживающих всяческого внимания Social Networks вроде упомянутого в статье MP3 Newswire портала Myspace.com, где, например, среди прочих обитает Tori Amos. В сущности, социальные сети как раз и предназначены, для того чтобы налаживать связи между людьми, а следовательно, по определению служат накопителем и каналом вполне себе хаотичного распространения информации.
Ну и, кроме того, туда приходят люди, которые имеют обыкновение что-то выискивать и тратить на это время и силы; возможно, это ещё одно основание говорить о том, что, дескать, да, сетевая аудитория имеет несколько иные вкусы, нежели оффлайновая. А если и не вкусы, то уж обыкновения-то наверняка.
Словом, возможностей у музыкальной команды раскрутиться в интернете не намного большие, чем в "оффлайне". Конечно, в отличие от FM-станций или телеэфира отсутствие большого финансового и репутационного багажа особой проблемы не составит... Но и преимуществ тоже никаких.
Если "шум" в телеэфире и FM-диапазоне как-то структурирован (вытянут вдоль мейнстримовых исполнителей, на которых крупные лейблы и стригут пока купоны, отмахиваясь от новопришедшей "мелюзги", если за неё не "уплочено"), то информационный шум Сети не структурирован вовсе, и затеряться в нём - как нечего делать.
Свой сайт - оно, конечно, хорошо, но только если имя уже худо-бедно примелькалось. А посему добро пожаловать на агрегаторы, пиринговые и социальные сети - наращивать себе аудиторию. Самостоятельно и без гарантий положительных результатов. Пожалуй, наиболее перспективным вариантом являются те самые "социальные сети", а также файлообмен и подкастинг, благо, первый популярности не теряет, а второй набирает изрядными темпами.
Главный вопрос в том, чего вы хотите - денег или быть услышанными? Денег там нет.