К пуговицам претензии есть?
АрхивВ процессе написания этой статьи мне вдруг вспомнился анекдот о том, как доктор, разломив таблетку пополам, дает ее пациенту со словами "Это тебе от головы, а это от поноса. И смотри не перепутай!"
В процессе написания этой статьи мне вдруг вспомнился анекдот о том, как доктор, разломив таблетку пополам, дает ее пациенту со словами "Это тебе от головы, а это от поноса. И смотри не перепутай!" А перепутать в нынешней ситуации OEM-производства есть что. Хоть и встречаются на рынке товары, идентичные как две половинки таблетки, категоричное представление об OEM-сотрудничестве, как о переклейке этикеток, сегодняшней реальности уже не соответствует.
Разумеется, есть и такие крайние случаи, но OEM-заказ - это не просто одни делают, а другие покупают. Это работа рука об руку заказчика и изготовителя, когда у первого есть свое видение конечного продукта, а у второго - некоторые (ограниченные) возможности в плане реализации этого видения. Пожелания заказчика обычно учитываются, но, если он хочет получить именно "собственное" изделие, то должен понимать: все, что не удалось "стрясти" с производителя, придется доделывать самостоятельно. И сказать, труда или средств какой компании вложено в конечное изделие больше, порой весьма непросто.
Сегодня, в том что касается сложной техники, фиксированных схем взаимодействия заказчика и поставщика обычно нет - все определяется конкретной ситуацией и конкретным изделием. В общем, это просто взаимовыгодное сотрудничество двух компаний. А название на шильдике конечного изделия - лишь один из пунктов договоренности между ними.
Сделано в Китае
Если взять Россию, то распространенное мнение "все российское производство - это исключительно отверточная сборка", мягко говоря, не всегда верно. Если схема и печатная плата монитора разработаны отечественными инженерами, изготовление плат и пайка отданы в Китай, а финишная сборка опять же здесь, в России (реальный пример - Rolsen), то назвать этот монитор "китайским" у меня не поворачивается язык. Передали экологически вредные производственные процессы в развивающуюся страну, и правильно сделали. Ровно так же поступают брэнды с мировыми именами.
С более сложными изделиями типа ноутбуков дела пока обстоят хуже. "Производство" основано на ОЕМ-наборах (называемых также "машинокомплектами", в которые включены все основные компоненты ноутбука, не считая покупных деталей, изменяющихся в зависимости от модификации - процессор, диск, память. Все остальное, в аккуратно упакованной коробочке, тайваньцы (или китайцы) готовы продавать кому угодно, так что заняться "производством" ноутбуков сегодня может практически любой желающий. Вот желающие и занимаются.
Года два назад я побывал на нескольких таких "производствах" (имена компаний называть не буду - полагаю, они ничего не значат, поскольку ситуация с "российскими" ноутбуками везде одинакова). Нельзя сказать, что я ожидал увидеть разработчиков с PCAD’ом и паяльные автоматы, тут же воплощающие идеи схемотехников в жизнь, но все равно ощущение осталось не лучшее. Представьте себе заводской цех, на одну четверть заваленный коробками с "машинокомплектами" (расписанными китайскими иероглифами), а еще на одну - аналогичными коробками, но уже "локализованными" и с известными отечественными логотипами. Оставшуюся половину занимает десяток рабочих мест, из которых собственно сборщиков с отвертками - примерно четверо (вставляют процессоры, память и винчестеры), остальные же заняты распаковкой-упаковкой и переклеиванием этикеток. Причем наиболее ответственная на сторонний взгляд операция - отдирание этикетки оригинальной; здесь используется масса разных инструментов, самый действенный из которых - специально заточенные женские ноготки и ряд бутылочек со всевозможными растворителями. Этикетку китайцы приклеивают намертво.
Имя поставщика "машинокомплектов" обычно держат в тайне, объясняя это тем, что нельзя допустить попадания информации к конкурентам. Сам факт того, что "производство" - на самом деле лишь доукомплектование заменяемыми и опциональными компонентами - сегодня уже не секрет, "производства" спокойно показывают журналистам, да и без них все об этом знают.
Если заказ крупный, OEM-поставщик, возможно, будет готов удовлетворить некоторые прихоти заказчика - например, перекрасить какую-то деталь в другой цвет или изменить ее форму, добавить опции в BIOS, локализовать драйверы или надписи на кнопках. Но это при заказах от нескольких десятков тысяч штук и выше, а мелким сборщикам приходится довольствоваться тем, что дают.
Сделано в России
Совершенно другой способ OEM-сотрудничества, применяемый, в частности, и в России, - использование сборочных линий местных компаний для производства (вернее, все той же окончательной сборки) изделий с собственной маркой OEM-поставщика, предназначенных для продажи внутри страны. Бизнес-стимулы у такого сотрудничества несомненные - зачем возить за тридевять земель воздух (в объеме упаковочных коробок и корпусов устройств минус собственно электроника), когда можно упихать в тот же контейнер впятеро больше полуфабрикатов, а в корпус и коробку их упаковать уже на месте продажи? Так, к примеру, некоторые модели мониторов LG собирались на линиях завода Rolsen в подмосковном Фрязино.
В данном случае никакого OEM вроде бы и нет - компания просто производит свою продукцию чужими руками, дабы сэкономить либо на оплате труда, либо на транспортировке. Но суть сотрудничества от этого не меняется.
Понятие "реального производителя" для сложной техники становится весьма расплывчатым. Кого, к примеру, считать производителем серверов, изготавливаемых на заводе MSI по заказу IBM, если последняя определяла характеристики, разрабатывала часть узлов и даже поделила с MSI затраты на оснастку производства (эти серверы серии K1-1000 выпускаются как под маркой IBM, так и под маркой MSI)?
Сделано-то сделано…
Выпуск OEM-изделия под собственным брэндом накладывает на владельца этого брэнда обязательства поддержки продукта. Если вернуться к тем же ноутбукам, то одна из частых проблем не слишком именитых компаний - из рук вон плохая поддержка OEM-изделий, если она вообще существует. На сайтах тех же российских сборщиков можно найти первые версии драйверов, но обновления - обычно нет. Между тем OEM-производители обновления выпускают, но заботиться о клиентах своих партнеров - не их задача. Покупатель же волей-неволей вынужден пытаться идентифицировать изготовителя и модель, после чего с некоторым риском (зависящим от количества внесенных в конкретную OEM-поставку модификаций) использовать "родные" драйверы и BIOS. Зачастую таким способом удается как исправить "родовые" дефекты, так и улучшить функциональность или быстродействие, избавляясь, к примеру, от очередного ограничения BIOS на объем диска. Самая же большая западня может ждать пользователя при смене ОС - российские "сборщики" в открытую пишут на сайтах, что поддержка осуществляется только для предустановленных версий. Хорошо еще, что Microsoft давно эту весию не меняла.
Тем, кому сей вопрос важен, могу рекомендовать внимательно изучить прилагающиеся к ноутбуку драйверы, особенно inf-файлы. Зачастую там открытым текстом указан реальный изготовитель оборудования. Дальше начинается самое сложное. ОЕМ-поставщики обычно не распространяют драйверы и firmware самостоятельно, рассчитывая на то, что этим займутся их клиенты (брэнды). Если же брэнд этим не озаботился, придется искать другого, пользующегося тем же OEM-поставщиком, выбирать среди его продукции наиболее близкую модель (внешне и по содержимому) и на свой страх и риск пробовать соответствующий софт. Однажды именно таким образом мне приходилось переходить на Windows XP с ноутбуком от "Ровера", скачивая драйверы с сайта Mitac (аналогичную модель самой Mitac удалось найти чисто визуально). В последнее время ситуация, впрочем, улучшается: к примеру, драйверы для видеокарты или Wi-Fi-адаптера можно взять непосредственно у разработчика соответствующего чипсета, при этом один и тот же пакет драйверов зачастую поддерживает всю линейку устройств этого разработчика.
Несколько фактов
В июле Toshiba сообщила, что в нынешнем году собирается изготовить 60% своих ноутбуков руками тайваньских производителей (в прошлом году эта цифра составила 40%). Заказы размещены у Compal Electronics, Inventec и Quanta Computer и включают, в частности, модели Satellite M50, Libretto U100 и Portege R200.
В августе компания ASUSTeK заключила договор с NEC на производство ноутбуков для последней. Кроме того, сейчас ASUSTeK производит ноутбуки для компаний Apple Сomputer, Sony, Samsung Electronics, Hitachi и JVC.
В конце прошлого года ASUSTeK потеряла некоторые заказы от Sony, ей также не удалось получить заказ от Hewlett-Packard на изготовление ноутбуков серии Presario B (последний был отдан Arima Computer). Тем не менее в августе ASUSTeK выиграла у Quanta Computer и Foxconn Electronics заказ Sony на поставку для последней hi-end-ноутбуков.
Компания NEC сейчас производит свои ноутбуки на мощностях Quanta, First International Computer (FIC) и Arima Computer.
Acer сообщила в июле, что к списку ее ODM-поставщиков ноутбуков (Compal Electronics, Quanta Computer и Wistron) добавилась компания Inventec.
В общем, жизнь продолжается…