Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Начала математики для пернатых

АрхивСтатьи
автор : Юрий Ильин   15.08.2005

Попугай Алекс не слывёт великим гением. Тем не менее, эта птица произвела переворот в представлениях о способности птиц к абстрактному мышлению.

Почтенный 28-летний попугай Алекс не слывёт великим гением. Дураком, впрочем, тоже: умён, но не более других.

К своим годам он научился считать до шести (опровергнув тем самым распространённое мнение, что наученные говорить птицы просто подражают человеческой речи, не понимая значения слов) и отличать геометрические формы; более того, он точно знает, что у кукурузы зёрна жёлтого цвета.

Питомец Айрин Пепперберг, адъюнкт-профессора психологии Университета Брэндис в Уолтаме (штат Массачусетс), Алекс - один из трёх серых африканских попугаев, избранных Пепперберг для своих исследований. Эти пернатые известны тем, что чище и чётче других птиц произносят выученные слова, а потому с ними легче работать.

Пепперберг и её студенты сумели научить Алекса отличать 100 различных предметов. Для этого использовалась своеобразная методика, разработанная другими учёными, - "образец/соперник". Суть проста: Пепперберг вручает кому-нибудь какой-нибудь предмет, который для любопытного попугая может представлять интерес, например, кусочек пробки, - с условием, что этот кто-то произнесёт слово "пробка". Если этот кто-то издаст какой-нибудь ещё звук, он ничего не получит.

Но славен Алекс стал не только и не столько потому, что его научили считать до шести. А потому, что, похоже, он продемонстрировал некие возможности своего интеллекта, которые не только птицам, но и даже животным до сих пор никто и не думал приписывать.

Алекс продемонстрировал наличие понимания такой категории, как ноль.

Ноль - как отсутствие предметов для исчисления - абстрактная категория, выдуманная людьми. Известно, что она недоступна понимаю маленьких детей - до трех-четырех лет те не способны понять смысла цифры, описывающей пустоту.

А тут попугай...

Мозг птиц устроен иначе, нежели мозг млекопитающих. Ранее считалось, что он просто куда примитивнее, однако в последнее время некоторые учёные всё чаще призывают пересмотреть старые представления (коим, кстати, уже под сотню лет). Всё больше учёных склоняется к тому, что познавательные способности птиц, мягко говоря, недооценены, - и, похоже, не напрасно.

Около года назад Айрин Пепперберг занималась исследованиями арифметических способностей Алекса. Уже было известно, что попугай может поглядеть на разложенные на столе вперемешку синие и зелёные шарики и кубики и сказать, сколько на столе лежит именно синих кубиков.

"Очевидно, речь шла не о простом ассоциативном механизме, однако нам необходимо было доказать это", - говорит Пепперберг.

Алексу предъявляли разное количество цветных кубиков, задавая вопросы типа "Какого цвета три?" (What color three?), - и попугай должен был найти три одинаковых предмета, и назвать их цвет.

Однажды Пепперберг задала такой вопрос - и получила озадачивающий ответ: "Пять". Некоторое время у исследовательницы ушло на то, чтобы понять, что, чёрт возьми, происходит, и почему попугай в ответ выдаёт число, а не цвет, да к тому же решительно не имеющее отношения к действительности число: на столе были два синих кубика, три зелёных, четыре жёлтых и шесть оранжевых.

Наиболее простой ответ, пришедший ей сначала в голову - это что Алекс просто устал. После 10-15 таких заданий он обычно просил еду или игрушку, или просто начинал давать неверные ответы, чтобы от него отвязались.

"Ну, ладно, умник, а какого цвета пять?" - спросила Пепперберг.

"Ни одного" ("None"), - ответил попугай. И не случайно, поскольку на столе перед ним наблюдалась пара кубиков одного цвета, три другого и ещё шесть - третьего. Набора из пяти одноцветных кубиков не было.

Слово None попугай не сам выдумал. Ему уже приходилось сталкиваться с этим понятием в ходе исследований его способности определять сходства и различия между предметами, - однако он в первый раз воспользовался этим словом в такой ситуации и в таком - математическом - смысле. По крайней мере, его этому не учили.

Чтобы доказать, что речь идёт именно о понятии математического нуля, Пепперберг в дальнейшем неоднократно задавала вопросы, подразумевающие ответ "ни одного" в ходе других исследований.

Результаты оставались сходными: попугай правильно ответил пять из шести раз.

Недавно Айрин Пепперберг устроила Алексу дополнительную проверку его понимания нуля: ему предлагалось сложить количество бобов, извлекаемых из под нескольких кружек.

Пока что ему приходится внушать, что если под кружкой нет боба, то и здесь следует говорить "None".

И в любом случае, Айрин Пепперберг утверждает, что попугай Алекс - неглуп, но и не более того; во всяком случае, - не гений.

"Тут свою роль сыграло общение с людьми и вся эта дрессировка", - отмечает исследовательница. Но уже сам факт, что попугай сам выработал понятие нуля, - свидетельствует о многом.

"У Алекса явно наличествует понятие, сходное, но не идентичное, с нашим понятием нуля; он неоднократно демонстрировал, что он осознаёт отсутствие каких-либо предметов", - подводит итог Пепперберг.

Птичьи мозги, говорите? Похоже, не так они и плохи.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.