Проверено. Мины есть!
АрхивВы когда-нибудь видели серое солнышко? Нет? Тогда милости просим: «Пуск\Программы\Стандартные\Игры\Сапер». Узнали?
Вы когда-нибудь видели серое солнышко? Нет? Тогда милости просим: "Пуск\Программы\Стандартные\Игры\Сапер". Узнали? Почти каждый человек, прикасавшийся к компьютерной клавиатуре, хоть раз, да запускал эту нехитрую логическую игру. На прямоугольном поле в некоторые клетки случайным образом расставляются мины (их число заранее известно). В остальных клетках находятся числа, равные общему количеству мин в восьми соседних клетках. Вначале все клетки скрыты и открываются игроком по ходу игры. Цель: открыть все клетки без мин. При попадании на мину, игра заканчивается поражением.
Существует множество вариантов "Сапера": с частично автоматической расстановкой, с разной мощностью мин, сапер в гексагональной сетке, 3D-сапер на многограннике и т. д. и т. п., но мы поведем разговор о классическом сапере. Игра доступна и распространена, благодаря тому, что включена в состав дистрибутива Windows. Не ошибусь, если скажу, что в "Сапера" играют миллионы.
Сначала рекорды фиксировались скриншотами. Затем Сорин Манеа (Sorin Manea, 2-13-49, №15)[В скобках - личные рекорды на "Новичке", "Любителе" и "Эксперте" и место в мировой табели о рангах] из Румынии написал программу Sorin Recorder для записи и анализа игры. Параллельно использовались утилиты видеозаписи экрана. А в настоящее время для подтверждения результатов используется программа Minesweeper Clone, которую написал бразилец Родриго Камарго (1-15-66, №111). Внешне она повторяет обычный "Сапер", но имеет множество сервисных функций, в том числе ведение истории рекордов, статистику (с точностью до сотых долей секунды) и запись процесса игры в собственном формате с подписью игрока.
Пока единственный турнир по "Саперу" состоялся в Будапеште в феврале этого года. К сожалению, собрать всех звезд не удалось. Приняли участие всего шесть человек из мирового рейтинга и полтора десятка местных игроков. Суммировались результаты пяти лучших игр на "Любителе" и пяти - на "Эксперте" за три часа игрового времени. Победил Дамьен Мур (S=355,75). Следующий турнир пройдет 13 августа в Вене.
Теперь немного о терминологии. Основной параметр сложности поля (на жаргоне - "доска", board) - минимальное количество левых кликов, достаточное для его прохождения. Он называется Bechtel’s Board Benchmark Value, или 3BV. Чем больше на доске цифр и чем меньше пустых полей, тем выше 3BV. Кроме лучшего времени, игроки сравнивают рекорды по скорости на каждом уровне (3BV в секунду). При одинаковом мастерстве скорость зависит от сложности доски нелинейно. Чем больше 3BV, тем скорость выше, зато чем меньше 3BV, тем меньше время. Поэтому на сложных досках ставят рекорды по скорости, а на легких - рекорды по времени. Клетку с миной можно помечать флажком, но если держать эту информацию в голове, экономится время. Такой стиль игры называется NF-стилем (non-flagging). Многие игроки фиксируют NF-рекорды отдельно, а некоторые играют только так. Этот стиль очень хорош для "Новичка" и "Любителя", но все же мировые рекорды на "Эксперте" делаются комбинированным стилем: где много мин - открываются клетки между ними, а где много пустых полей - мины помечаются флажком и делаются двойные клики вокруг.
С повышением уровня мастерства игрок переходит от арифметико-логических вычислений к распознаванию паттернов, а затем доводит игру до автоматизма с минимальным осознанием происходящего. Некоторые игроки утверждают, что им легче играть в "фоновом режиме", например говоря по телефону. Помню, как я удивился, когда моя рука закончила игру четырьмя безошибочными нажатиями прежде, чем я вообще успел осознать ситуацию!
Это настоящий сапер ошибается только один раз. А игрок в "Сапера" - тысячи... и снова нажимает F2. Вы с нами? Добро пожаловать в рейтинг!