Инновационная панель
АрхивВ фокусеНа одной из панелей конференции "Русский День - МКФ" лидеры нашего ИТ-бизнеса искали ответа на неприятный вопрос: почему все-таки инновациями на базе инфотехнологий в России почти никто не занимается?
Инновационная тема, которой мы регулярно уделяем место на наших страницах, оказалась в этом году весьма популярной на очередной, 16-й конференции "Русский День - МКФ". Ей была посвящена одна из трех пленарных дискуссий ("панелей"), и мне, ведущему, было приятно смотреть, как щедро лидеры нашего ИТ-бизнеса расходуют свое дорогое (в самом буквальном смысле слова) время в поисках ответа на неприятный вопрос: почему все-таки инновациями на базе инфотехнологий в России почти никто не занимается?
Отведенный на дискуссию час растянулся на добрых два. Предварительные же обсуждения велись задолго до этого, - на берегу моря и даже прямо в бассейне (см. фото), и в результате каждый панелист заранее отшлифовал свой набор тезисов. Когда же тезисы были высказаны в "прямом эфире", сразу стало ясно, что о едином взгляде на ситуацию и речи нет. По всем ключевым вопросам мнения оказались крайне противоречивыми.
Возможно, эти противоречия показывают глубокое различие в подходе к одному и тому же вопросу бизнесменов, исследователей, менеджеров высокого ранга и просто заинтересованных наблюдателей (пожалуй, это моя роль в данном случае). Однако как минимум одну из участниц дискуссии, популярнейшую фигуру мирового ИТ-бизнеса Эстер Дайсон (Esther Dyson) нельзя отнести лишь к одной из этих категорий. Может быть, потому ее выступление и оказалось настолько "перпендикулярным" к остальным - но об этом позже.
Панелисты-капиталисты, естественно, обсуждали большей частью товарно-денежную сторону инновационного процесса - усматривая основное препятствие именно в ней. Давид Ян, основатель ABBYY, заявил, что по сравнению с началом-серединой девяностых годов новых идей не стало меньше. Студенческие конкурсы, в жюри которых он входит, по его словам, переполнены отличными идеями инновационных проектов с блестящей коммерческой перспективой. Но вот объем инвестиций, необходимый для создания и первоначального развития компании на основе таких проектов, радикально вырос. Количество же инвесторов за последние десять лет отнюдь не увеличилось, что и не дает иннобизнесу расцвести. Впрочем, если признавать инновациями не только хайтек, но любые новые способы зарабатывания денег, то картина будет совсем иной: взять хотя бы услуги, связанные с мобильным контентом (см. тему номера "КТ" #591), - вот где деньги.
"Кто сейчас возьмется инвестировать в хайтек, - развивая ту же тему, задал риторический вопрос Георгий Пачиков (ParallelGraphics), - если можно просто купить гектар земли, подождать два года и обнаружить, что теперь он (гектар) стоит ровно в десять раз дороже? Ясно, что в таких условиях инновации просто неинтересны инвесторам", - провозгласил Георгий. Однако тут же рассказал о больших успехах ParallelGraphics в реализации откровенно инновационного проекта "виртуальных руководств" (Virtual Manuals).
Игорь Агамирзян, главный российский стратег Microsoft, говорил о более тонких материях, нежели соблазны земельных спекуляций. Особенность нынешней ситуации он видит в том, что почти не осталось ниш, в которых могли бы обосноваться начинающие компании, - а почти все успешные ИТ-проекты в России были нишевыми. Так, в начале 90-х можно было эксплуатировать особенности национальной бухгалтерии или реализовывать серьезные проекты, связанные с русским языком. Сейчас таких специфически национальных ниш нет, а для того, чтобы вовремя замечать появление новых ниш в мире, нам необходимы культурные переводчики - те, кто способен почувствовать, какой ИТ-продукт нужно срочно предложить американскому, например, потребителю[Об опыте поиска таких ниш недавно писал у нас Виктор Тяхт (см. "КТ" #591)]. Игорь отметил еще, что, пока затраты на создание стартапа в России росли, в Кремниевой Долине они снизились в среднем с 5 млн. долларов до 500 тысяч. За этим кроется не только удешевление инфраструктуры. Для Долины сейчас типичен аутсорсинг практически всего, включая не только кодинг, но даже разработку.
По поводу последнего так и хочется воскликнуть: вот она, наша универсальная ниша! Но не все так просто. Например, стоимость труда ИТ-профессионалов в России стремительно растет (об этом на конференции говорилось много), что хорошо для них самих, но сильно затрудняет развертывание аутсорсинговых проектов. Кроме того, ИТ-индустрии остро не хватает профессионалов. О проблемам их подготовки (чему посвящена тема нынешнего номера) говорил Виктор Никитин, основатель и декан факультета бизнес-информатики Высшей школы экономики и одновременно сотрудник Microsoft. Виктор оказался единственным из панелистов, энергично выступившим "за" иннобизнес. Больше того, он изложил целую программу развития таких проектов с участием инновационных менеджеров, которых готовит факультет. Мы уже писали в "КТ" #591 о планах переезда факультета в Троицк. Там он должен стать основой будущего инновационного кластера, попутно превратившись в целый университет. Подробнее о факультете бизнес-информатики ВШЭ читайте в теме номера, здесь же я отмечу только одну мысль, которую высказал Виктор (явно имея в виду выступление Давида Яна) и которая мне очень близка: инновационные проекты должны создавать не студенты, а профессора. В самом деле, у нас стало эдаким стереотипом массового сознания, что нечто новое могут сделать лишь совсем юные и, как говорится, незашоренные люди, причем желательно - в гараже. Здесь не место углубляться в истоки подобных стереотипов, но давайте спросим себя: почему во всем мире такие факты исключение, а у нас они должны быть правилом? Вместо того чтобы ожидать чудес от студентов, не рациональнее ли попытаться остановить деградацию системы образования (в первую очередь - математического, подчеркнул Виктор Никитин)?
Завершила выступления панелистов Эстер Дайсон, давшая понять, что не все еще в России правильно понимают, что такое вообще бизнес и зачем им заниматься. Вот основные тезисы ее речи. Суть бизнеса не в том, инновационный он или нет. Главный показатель - полезность. Надо стараться делать то, что нужно, на что есть спрос. "Сегодня утром, - продолжила Эстер, - мы с Игорем Агамирзяном были у фотографа, к которому постоянно очередь - потому что на снимке вы оказываетесь в каких-нибудь необычных нарядах [Снимок уже лежит на www.release1-0.com]. В день он зарабатывает 500 долларов. Вот это пример бизнеса". Проблема образования - важнейшая. Но для развития бизнеса - не главная. Новые бизнесы возникают с таким трудом из-за отсутствия в обществе соответствующей культуры, когда человек с детства слышит в семье разговоры о том, как создать и вести свое дело, с чего начать, как найти на это деньги. "Здесь слишком много говорили о проблемах - нехватке денег, нехватке инвесторов. На самом деле, нужны не столько инвестиции, сколько возможность получить обычные банковские кредиты, на которые можно создать небольшую компанию. Что же касается инвестиций, - заявила Эстер, - лично я собираюсь инвестировать в российское образование. У системы кредитов на образование большое будущее, и ее надо как можно активнее развивать".
После панелистов к дискуссии подключилась основная аудитория (впрочем, и до этого шел активный обмен репликами). Очень интересно было слушать Игоря Ашманова ("Ашманов и партнеры"). Он видит причину низкого инновационного духа в фундаментальных изменениях самого ИТ-рынка. "Хорошо работать на растущем, возникающем рынке, - сказал Игорь. - Но рынок ИТ уже нельзя считать таковым. Растут другие рынки, есть сегменты бурного роста на стыке ИТ и этих рынков. Например, фирма Paragon, возникшая когда-то в МФТИ, сейчас с большим успехом создает словари для мобильных телефонов. Раскрутка веб-сайтов - еще один быстрорастущий сегмент, но опять-таки не ИТ-рынка в чистом виде". Впрочем, Игорь предупредил, что надвигается второй Интернет-бум. По его мнению, он будет сопровождаться более глубокими технологическими сдвигами, нежели знаменитый пузырь доткомов. Например, от Google можно ожидать очень серьезных проектов в области машинного перевода. Технологии поиска информации должны измениться до неузнаваемости - это будет напоминать переход от DOS к Windows. Ну и распознавание речи по-настоящему еще ведь никем не сделано…
Меня воодушевило, что дискуссия вырулила к обсуждению интересных задач, и я тоже немного поговорил в микрофон, добавив к списку еще и проблематику новых человеко-машинных интерфейсов, и новые технологии создания трехмерного контента, и даже старое доброе матмоделирование (общепризнано, что один из самых удачных российских инновационных проектов последнего времени - создание вычислительной лаборатории Boeing в Москве). Однако мои романтические фантазии вдохновили немногих. "Все это очень хорошо. - заявил Пачиков, свирепо улыбаясь. - А еще лучше было бы просто научить машину думать! Почему вдруг получится решить задачу перевода?! Сорок лет не получалось, над этим - и над другими классическими проблемами, которые вы тут перечисляете, - безуспешно бились великие умы - откуда вдруг возьмется решение?" Тут начался шум, всеобщее движение, всяк норовил выкрикнуть что-нибудь зловещее (а иной раз, наоборот, вдохновляющее) по поводу классических проблем и их бизнес-потенциала, и это длилось до тех пор, пока к микрофону не вышла Ольга Дергунова (Microsoft) с деловым предложением.
"Все, что вы говорите, - слишком абстрактно, - сказала она. - Почему бы присутствующим здесь компаниям, заинтересованным в инновациях, не поставить прямой эксперимент для выяснения, есть ли все-таки инновационный потенциал на нашем рынке? Пусть каждая компания выделит, ну скажем, по пять тысяч долларов на проведение конкурса инновационных проектов с хорошими призами, пусть делегирует экспертов в жюри - и вот тогда посмотрим, что за проекты будут предложены и можно ли будет их довести до ума".
Идея, надо сказать, повисла в воздухе, и это оказалось удобным моментом, чтобы завершить уже неприлично затянувшуюся дискуссию и освободить трибуну для следующих по расписанию докладчиков. Однако вовсе не исключено, что она может получить дальнейшее развитие. Ну а обзору перспективных направлений для инновационных разработок мы хотим посвятить специальную тему номера (где-нибудь в августе-сентябре), и нескольким экспертам (включая Игоря Ашманова) уже заказаны статьи для нее.
- Из журнала "Компьютерра"