Монблан за 7 гривен
АрхивКультур-мультур сегодня выдержан в назидательных тонах с претензией на информативность "Справочника туриста".
Культур-мультур сегодня выдержан в назидательных тонах с претензией на информативность "Справочника туриста". Волею случая я совершил недельный Drang nach Sьden в роли армейского квартирмейстера - спешу поделиться впечатлениями. А заодно - предостережениями с рекомендациями.
Во главе красного угла стоит главная для нашего IT-брата тема - СВЯЗЬ. За год ситуация на Украине в этом вопросе изменилась драматически. Напомню, что прошлым летом услуги GPRS предоставлял единственный оператор - тамошний МТС по имени UMC. Для тех, кто в наивняке: 100% акций крупнейшего мобильного оператора нашего южного соседа Ukrainian Mobile Communications принадлежат российскому оператору сотовой связи ОАО "Мобильные ТелеСистемы". Забавно, что рядовые сотрудники UMC (в многочисленных салонах связи) о "продаже родины" не догадываются и любую демонстрацию с моей стороны (сравнение внешнего вида одноименных GSM-карточек "Супер Джинс" МТС и UMC) воспринимают как посягательство на незалежную девственность.
Так вот, в прошлом году GPRS у UMC был хоть и безбожно дорогим (1 доллар за мегабайт трафика), но все же качественным: достойная скорость 3,5–4 килобайта в секунду в течение круглых суток и безупречный прием от рынка в Чернигове до Порцелановой бухты в Крыму. Ноне положение аховое: при неизменной цене (бакс за мег) разговоры о скорости потеряли всякий смысл: за неделю пребывания в Одессе и окрестностях с грехом пополам удавалось получать только почту, да и то, если не шли объемные приложения - таковые просто не скачивались. О браузинге смело забываем: 0,1–0,5 килобайта в секунду, да и то на выборочных сайтах.
С чего бы это? С того, что, весь последний год украинские сотовики вспахивали ниву SMS, заставок, мелодий и WAP - услуг, пользующихся головокружительным спросом населения, а GPRS, ясен перец, отодвинули на задворки. Как следствие, даже минимальное увеличение числа пользователей GPRS привело к безнадежной закупорке канала.
Догадку подтверждает и факт глобального непонимания смысла и назначения услуги GPRS не только потребителями (им сам бог велел ничего не понимать), но и 100% сотрудников салонов мобильной связи и 99% операторов службы поддержки. Ребята и девушки в офисах UMC и "Киевстара" дерзко признавались, что сами никогда GPRS не пользовались и пользоваться не собираются. Не удивительно, что добиться от них осмысленных рекомендаций на предмет аппаратных настроек без мазы: "Lasciate ogni speranze voi qh’entrate!"["Оставь надежду всяк сюда входящий" (надпись на вратах ада в "Божественной комедии" Данте)].
Обскуризации столь необходимой любому путешествующему деловому человеку (от предпринимателя до журналиста) услуги способствует и целенаправленная политика мобильных операторов на отождествление мобильного интернета GPRS с WAP - поразительное открытие, которое я сделал после внимательного изучения рекламных проспектов UMC и "Киевстара".
Натюрлих, осознав, что привычная связь с родным виртуальным миром варварски порушена, впился взглядом в единственную альтернативу UMC - мобильного оператора "Киевстар". Ребята приглянулись еще прошлым летом, правда, не качеством услуг (GPRS у них тогда еще не было), но правильностью национальной политики, о чем не преминул рассказать в одной из голубятен: "Достаточно заглянуть на сайт успешного конкурента UMC - компании "Киевстар", чтобы убедиться: дешевые демонстративные жесты - вовсе не норма, не универсальная тенденция, а частный диагноз UMC. На сайте "Киевстара" все мажорно: украинская, русская и английская страницы, никаких истерических подергиваний, биений в гуцульский бубен и шмона византийских купцов на широкой водной глади, там, где редкая птица долетает до середины" ("Лингвопровал засланного казачка", 14.09.2004).
За год многое изменилось: UMC преодолел инфантильно-лингвистическую болезнь роста, отказавшись от моноукраинского сайта в пользу благопристойной многоязычности, а "Киевстар" анонсировал введение GPRS. На крыльях благой вести я и приобрел киевстаровский бесконтрактный пакет Djuice. Своим выбором я обязан трем нежнолико-длинноногим менеджерицам связного салона, которые хором убеждали меня в доступности любых прелестей GPRS не только для контрактных клиентов, но и для пользователей Djuice - точь-в-точь как в бесконтрактных пакетах UMC Sim-Sim и "Супер Джинс".
В тот момент я еще не знал, что рядовые сотрудники салонов связи в услуге GPRS понимают, пользуясь выражением пиндосских братьев, nihil, nada, zilch. Нежнолико-длинноногих же оправдывает, помимо отменных физических данных, еще и чудовищная путаница, которую замутил (полагаю, умышленно) вокруг своих сервисов "Киевстар". Согласитесь, по такому описанию тарифа трудно что-то понять (табл. 1).
Попытки отыскать русский текст на сайте Djuice, успехом не увенчались. Сперва показалось, что UMC и "Киевстар" поменялись местами: если в прошлом году UMC разыгрывал национальную карту, то в этом эстафета перешла к "Киевстару". Ошибочка! Основной сайт "Киевстара" (тот, на котором представлены контрактные тарифы) как и год назад представлен на всех языках, а по-украински нарисован только сайт Djuice, который, как мне потом пояснили, ориентирован исключительно на подрастающее поколение. Правда, и тут получается нестыковочка: аналогично молодежный сайт UMC "Джинс" замечательным образом представлен двумя интерфейсами - украинским и русским!
По трезвом размышлении заключил, что жонглирование языками на сайтах мобильных операторов к национальным чувствам не имеет ровным счетом никакого отношения! Все гораздо проще и тоньше: украинский язык, на котором, якобы, только и умеет изъясняться молодежь, используется всякий раз, как нужно либо запудрить мозги, либо запутать потенциальных клиентов. Почему? Да потому, что молодежь, если она и в самом деле ничего кроме украинского языка не знает, GPRS видела в гробу, зато старшее поколение, которому, предположительно, этот сервис нужен позарез, испытывает известные сложности при восприятии мудреной IT-терминологии на еще неокрепшем в лексическом отношении государственном языке.
Еще раз взгляните на хитрую табличку тарифа. Итак: обычный (и никому не нужный) WAP есть? Есть: 30 копеек за 1 минуту соединения. WAP через GPRS есть? Есть: 8 гривен за 1 мегабайт (так, между делом - $1,60). Теперь то, что нужно нормальному человеку - прямой доступ к Интернету через GPRS - есть? Вроде есть: этот самый "СтарІнет", который, типа, "традиційний доступ до мережі Інтернет". Именно эту фразу я выхватил взглядом из описания тарифа при покупке пакета Djuice, после чего окончательно поверил красивым девочкам.
Что ж - активирую соединение и жду. Проходит обещанный срок подключения услуги - 24 часа - тишина: никаких индикаторов на моем Sony-Ericsson Z600 о приеме сигнала GPRS нет. Звоню в службу поддержки и… тут оно и началось! Да еще какое! За три последующих дня я наобщался с операторами "Киевстара" в общей сложности часов пять. За это время восемь человек выдвинули восемь версий отсутствия соединения, из которых все восемь оказались ложными. Я далек от мысли, что меня сознательно водили за нос. Да что там: уверен, что обошлось без злого умысла - просто операторам сложно рассказывать о том, чего они в глаза не видели. Вот и получается: то, мол, профиль соединения отконфигурирован неправильно и в качестве решения - пулеметная очередь SMS-ок с настройками для автоматической конфигурации услуг "СтарПорт" и "СтарІнет", то - временные (мнимые!) перебои связи на территории одесской области. На четвертый день сигнал GPRS на телефон поступил (дело, конечно, не в "неполадках связи", а в реальных сроках подключения услуг), однако теперь попытки установить соединение уперлись в новый тупик: "Услуга GPRS недоступна".
Общение с девятым оператором поставило, наконец, точку над самой оригинальной буквой украинского алфавита: смышленая девочка (дай ей бог здоровья!) обрадовала хрустальным голосом ведущей "Пионерской зорьки": "Тот выход в интернет через GPRS, о котором вы говорите (то есть в связке: ноутбук + мобильный телефон), доступен только подписчикам контрактных тарифных планов и в Djuice не предусмотрен!". Вона как! Сразу прояснился смысл загадочной тарификации услуги "СтарІнет": 30 копеек за минуту! Подобным образом рассчитывается только обычный GSM-дайлап по заданному номеру. Сам же канал GPRS в пакете Djuice предназначен исключительно для WAP! Сравните: в контрактных тарифных планах "Киевстара" никакой путальной туфты типа "СтарІнет" и "СтарПорт" нет - вместо них прописан (по-русски!) "традиционный доступ к сети Интернет" из расчета 5 гривен за 1 мегабайт.
Итак, что делать всем hooked on VR[(англ.) Подсевшим на иглу виртуальной реальности] этим летом - будь то в Крыму, на Азове или одесских лиманах? Во-первых, ни в коем случае не использовать "молодежные" бесконтрактные разводки типа "Супер Джинс" UMC и Djuice "Киевстара". В одном случае вы просто разоритесь на чудовищном тарифе "бакс за мег", в другом - потеряете время впустую, поскольку никакого GPRS там нет.
Единственно верным решением представляется выбор неограниченного тарифного плана, причем, вариант "Киевстара" выглядит предпочтительнее (табл. 2).
Невооруженным глазом видно, что "Киевстар" откровенно демпингует, а UMC из последних сил эксплуатирует остатки своего недавнего эксклюзивного статуса. Ну да бог с ними, с деталями. Главное, что размер аванса в тарифе UMC лишает его какого бы то ни было практического смысла: надо быть идиотом, чтобы согласиться заморозить на чужом счете 200 долларов. Не говоря уж о том, что в 2005 году эта сумма смотрится возмутительным атавизмом.
Чистой экономикой, однако, выбор не ограничивается. Я уже писал о совершенно неприемлемой скорости соединения по протоколу GPRS, продемонстрированной UMC этим летом. Не сомневаюсь, что через год "Киевстар" придет ровно туда же. Однако с учетом свежести услуги GPRS можно надеяться, что не оскорбляющие человеческое достоинство 3–4 килобайта в секунду этот оператор в этом сезоне нам все-таки обеспечит.
Впрочем не факт. Как вы уже знаете, со своим "молодежным" Djuice я виртуозно пролетел фанерой, поэтому лично засвидетельствовать качество и скорость соединения по протоколу GPRS у "Киевстара" я не могу. Одно утешает: через неделю окончательно передислоцируюсь на море (до октября), подпишусь на киевстаровский неограниченный тарифный план и сразу же расскажу читателям об истинном положении дел.
Под занавес - талантливая лепнина, озаглавленная "Голубидзе", из комнаты виртуального битья на моем сайте вместе с сопроводительным письмом читателя Николая Шабака: "Чего не хватает Российским компьютерным СМИ, так это самоиронии. В этом плане "Компьютерра" вне конкуренции - все остальные издания иногда напоминают наукообразных гопарьков с надутыми губками, сражающихся среди берез на деревянных мечах" (см. рисунок).