Цифровой блицкриг
АрхивСтатьиЦифра наступает по всем фронтам. Фотокомпании одна за другой прекращают выпуск плёночных камер. Последним оплотом плёнки остаётся профессиональная фотография. Но долго ли он продержится?
Цифра наступает по всем фронтам. Последним оплотом плёнки остаётся профессиональная фотография. Но долго ли он продержится?
Цифровая фототехника теснит плёночную. Всё больше фотолюбителей отдают предпочтение цифровым фотоаппаратам. Всеобщему переходу с плёнки на "цифру" препятствует лишь дороговизна цифровой фототехники и недостаточная распространенность домашних компьютеров. Однако, что хорошо любителю, может совершенно не подходить профессионалу. Точнее говоря, в профессиональной среде доминирует принципиально иное отношение к фотографии. Споры "цифра или плёнка" там не утихают. Причем речь идёт не столько об удобстве, возможности сразу увидеть, что же получилось, и даже не о качестве снимков, а о том, что такое настоящая фотография, отражающая ощущение фотографа, его собственное видение и восприятие того, что он снимает.
Профессионалы, поделившись на два лагеря, приводят сокрушительные аргументы - каждый в свою пользу. Одни говорят, что цифровые фотографии "мертвые", что это суррогат. "Я компьютер не знаю, не люблю и не хочу", - заявляет известный фотограф Николай Юдин. Оппоненты парируют, что ретрограды от фотографии просто-напросто боятся компьютера, и вместо того чтобы учиться новым приёмам работы, бросаются убийственными определениями.
Чтобы с помощью пленочного фотоаппарата делать цифровые снимки, нужен цифровой задник
Из числа "цифровых" экстремистов - успешный фотограф Антон Мускин, который убежден, что ни одна пленочная камера не сравнится по качеству с цифровыми топ-моделями. "Качество большинства сканеров, сканирующих плёнку для использования в печати, гораздо ниже, чем у новых цифровых камер. Так какой смысл в пленке, если она все равно превращается в цифру, только худшего качества?" - недоумевает Мускин. Главное, чтобы результат был качественным, а какими средствами он достигнут, дело десятое. Отрицание очевидных преимуществ цифры перед плёнкой, по мнению Антона, равносильно рисованию углем на стене пещеры вместо использования кисти и холста. Плёнка будет никому не нужна через 5-10 лет, убежден Мускин. Исключение составят лишь авторские работы - ручная печать, высокое искусство. А вся поденщина - репортаж, fashion, натюрморт - будет делаться цифрой.
Что же получается? Оказывается, у фотографии, как у медали, две стороны: эстетическая, позволяющая уже за рамками самого снимка на подсознательном уровне воспринять идею автора, и практическая, где совершенство технологии нивелирует работу мастера. Поэтому люди, по роду своей деятельности связанные с профессиональной фотографией и общающиеся со множеством фотографов, оценивают ситуацию с разных сторон.
Первый в мире интегрированный среднеформатный цифровой фотоаппарат Hasselblad H1D (22 мегапикселя)
Возьмём, например, FotoBank, крупный российский фотоархив, в котором собрано огромное количество западных и российских коллекций. Он отдаёт предпочтение материалам в цифровом виде. Это и неудивительно. "Мы перешли на цифру только из-за удобства. Цифра, несомненно, обеспечивает удобство выбора, подбора, передачи, хранения фотографий. Мы предоставляем огромные архивы, содержащие миллионы фотографий. Все зарубежные архивы переходят на цифру. Раньше это было всё очень долго и неудобно, возили на слайдах с курьерами, теперь всё гораздо быстрее. Процентам 99 печатных изданий СМИ мы даём только цифровые фотографии, - признаётся Ирина Любимова, заместитель директора компании. - Но, конечно, я как профессионал знаю, что плёнка, безусловно, обеспечивает более высокое качество снимков. Разумеется, цифровые со временем догонят профессиональные пленочные зеркальные камеры".
В Беттмановском архиве, принадлежащем фотобанку Corbis, хранятся 11 миллионов кадров
Ситуация более или менее ясна. Но не стоит забывать, что фотографы, как правило, несвободны от тех , кто "заказывает музыку". Кроме того, не у всех есть возможность приобретать дорогостоящую цифровую технику, поэтому многие фотографы твердят: "Вот у меня есть такая фотография (плёнка), и она лучше!"
Для сравнения, плёночная камера высокого уровня Hasselblad стоит не более $6000, а топовая среднеформатная камера той же марки с цифровой приставкой, с разрешением 22 млн. пикселей и размером матрицы 39/49 мм обойдется в 29 тысяч долларов, а с двумя приставками - $32 тысячи. В центре профессиональной фототехники "Фотоцентр" говорят, что по всему миру закрываются фотолаборатории. Этот факт говорит сам за себя и говорит явно не в пользу пленочных фотографий.
Плёночный среднеформатный фотоаппарат Mamiya RB67
А вот что думают на этот счет сами заказчики, в роли которых зачастую выступают модные глянцевые журналы, где фотосессии нередко занимают треть (а то и добрую половину) номера. "Большие съёмки, сессии разного жанра, которые идут на полосу и на разворот, то есть материалы, несущие большую визуальную нагрузку, делаются, в основном, на слайд, - поделилась секретом Маргарита Циплихина, фоторедактор журнала "Афиша". - Если дело касается небольших снимков, то здесь многое зависит от предпочтений фотографа. Пленка лучше по цветам, а цифра удобнее".
В не менее популярном и не менее глянцевом издании "Караван историй" согласились с тем, что слайд намного лучше любой цифры, но, в то же время, есть цифровые снимки, которые ничуть не хуже пленочных: "Природу мы делаем на цифре, портреты шикарно смотрятся на плёнке".
Выходит, даже профессионалы не в силах определить все "за" и "против", которые обеспечили бы абсолютный перевес цифре или пленке. Об одном можно сказать с уверенностью: существует какая-то ниточка, какая-то тонкая грань, что-то неуловимое, что их разделяет. Очевидно, пройдет несколько лет, и цифровое фото окончательно вытеснит плёнку с широкого рынка. Фотография на слайд станет нишевой - там, где основным критерием является фактор передачи автором своего видения, ощущения снимка без участия Photoshop и компьютерной графики.