Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Митрофанушкин ПК

Архив
автор : Виктор Котов   24.06.2005

Чем отличается реклама брэнда от рекламы конторы «Рога и копыта»? Да тем, что брэнд упирает на неоспоримые выгоды и «побочные явления», последующие за покупкой компьютера, а контора отделывается скупыми строчками характеристик да магическим заклинанием «P4 за 10 тысяч рублей, кредит беспроцентный», которое должно, вне всяких сомнений, заставить потянуться за кошельком даже самого скупого покупателя.

Чем отличается реклама брэнда от рекламы конторы "Рога и копыта"? Да тем, что брэнд упирает на неоспоримые выгоды и "побочные явления", последующие за покупкой компьютера, а контора отделывается скупыми строчками характеристик да магическим заклинанием "P4 за 10 тысяч рублей, кредит беспроцентный", которое должно, вне всяких сомнений, заставить потянуться за кошельком даже самого скупого покупателя.

С конторы в данном случае взятки гладки (тем более что их хитрые уловки подробно разобрал Денис Степанцов в статье "Жертвы рекламы", "КТ" #24, 2004), а вот о брэндах разговор отдельный. Что же они обещают нам? Приведу всего один пример, который является квинтэссенцией рекламного слогана "Компьютер - лучший учитель!": Учитель, который всегда рядом. Новый ПК станет для вашего ребенка замечательным помощником в обучении. Вы даже не представляете, каким подспорьем в обучении может стать домашний ПК!

Но мы-то с вами люди взрослые и понимаем, что сам по себе компьютер мало способен развить какие-либо творческие навыки (разве что склонность к моддингу?), и без программного наполнения он довольно-таки скучная вещь. Поэтому логично было предположить, что, заявляя об уникальных возможностях компьютера, производители позаботятся о соответствующей программной начинке, которая позволит не только заменить школьного учителя, но и в полной мере раскрыться талантам ребенка.

Сразу хочу предупредить, я не считаю, что для того, чтобы талант раскрылся, необходимы тепличные или специально созданные условия, отнюдь. Будучи учителем информатики, я собственными глазами видел, что могут сделать дети в Paint’е или Word’е! Но в то же время я категорически не согласен с тем, что стандартный офисный компьютер является мегакатализатором творческих способностей. Он больше подходит на роль пишущей машинки, подсоединенной к Сети (в лучшем случае). Поэтому компьютер, претендующий на роль учителя, по моему мнению, должен быть чем-то вроде набора для первоклассника. Не знаю, как сейчас, а во времена моего детства это была очень удобная вещь: в одной коробке имелось все, что требуется юному школяру (дневник, тетрадки, пенал, ручки, карандаши, альбом, краски и т. д.). Примерно так и я представляю себе гипотетический "Компьютер - лучший учитель".

После беглого просмотра сайтов российских компьютерных брэндов, я пришел к следующему выводу: мое предположение о том, что уникальной обучающей и развивающей средой окажется не что иное, как Windows XP Home Edition 2001 года выпуска, вполне обоснованно! Выходит, формула "ПК от брэнда + Windows XP HE" равняется тому самому желанному для каждого родителя способу развить и обучить своего отпрыска?! Для очистки совести я сходил на сайт компании Dell, одного из крупнейших производителей персональных компьютеров, но там меня ждала все та же Windows XP HE[На мой взгляд, Linux (здесь я имею в виду наиболее распространенные дистрибутивы с дружественным интерфейсом и ориентацией на обычного пользователя) - более интересная и доступная для изучения "игрушка". Однако разработчики дистрибутивов, к сожалению, не позиционируют ее как обучающую среду, да и найти учителя, способного использовать Linux в этих целях, гораздо труднее].

Возвращаясь из "булочной", я вновь заглянул в тот же магазин, в котором изучал системные требования обучающего ПО и игр, дабы выяснить позицию "продавца". Побеседовать со мной согласился Денис Повалкин, менеджер компании "Агарта" (это ее магазин волею судеб стал полигоном моих "исследовательских вылазок").

По какому принципу отбираются продукты в категории обучающих программ?

- Мы анализируем данные по спросу и продажам, самые популярные товары стараемся всегда иметь на складе (на вершине популярности разнообразные переводчики и словари: ABBYY Lingvo, X-Translator, VER-Dict-гигант и т. д.).

Каково соотношение продаж между играми и обучающими программами?

- И те и другие продаются одинаково хорошо. Отмечу тенденцию роста продаж ПО, причем в геометрической прогрессии.

Могут ли продавцы проконсультировать покупателей по вопросам приобретения обучающих программ? Сложный ли это товар?

- На мой взгляд, ситуация с ПО как раз проще, поскольку продавцы сами используют некоторые программы, а значит, могут проконсультировать покупателей. Кроме того, у нас регулярно проводятся семинары для продавцов по той или иной линейке товаров. Рискну сказать парадоксальную вещь: программы легче продавать, чем игрушки! Тем более что люди обычно приходят за конкретным продуктом. Многие видят программы у знакомых и потом идут за покупкой к нам.

Покупают ли обучающее ПО представители школ и других образовательных учреждений?

- Из средних школ обращений не было, а вот из специализированных учебных заведений, например Центра обучения иностранцев русскому языку (им требовались комплекты курсов по русскому языку и истории России), были. Но это скорее исключение, чем правило.

Еще один аспект. Если говорить про аудио/видеопродукцию, то по сравнению с ларьком в метро у вас есть целый ряд конкурентных преимуществ. Есть ли какие-либо преимущества перед ларьками (некогда монополистами рынка ПО) в отношении программного обеспечения?

- Конечно, и в первую очередь это относится к ассортименту. Киоски просто не могут позволить себе заказывать некоторые товары из-за их достаточно высокой стоимости и малого спроса. К тому же в случае возникновения у покупателя какой-либо проблемы с ПО мы напрямую обращаемся к издателю и находим приемлемый выход. Иногда проблемы (их мы тоже помогаем решать) возникают из-за того, что часть ПО имеет солидный срок давности разработки, и в системных требованиях можно встретить такой архаизм, как Windows 95.

It’s nobody’s business…

На этом я не остановился и обратился по электронной почте от лица выдуманного персонажа, Геннадия Александровича Шулепова, в несколько компьютерных фирм. Моя легенда была такова: я отец девятиклассника, парень учится неплохо (то есть без троек), и в конце концов я решил поощрить его успехи в учебе покупкой компьютера, но опасаюсь, пойдет ли это на пользу.

Тем самым я хотел убить двух зайцев: получить ответы на интересующие меня вопросы (является ли реклама голословной, и какую начинку предлагают нам в красивой обертке сказочных обещаний), а также проверить, готовы ли сотрудники компаний работать с клиентом не только в зале продаж, но и по электронной почте. И вновь мои опасения оправдались. Содержательный ответ я получил только от двух фирм, остальные попросили подойти к ним в магазин и "разобраться на месте", а некоторые вообще проигнорировали мое обращение. После этого я вновь написал в те же компании, но теперь уже представился журналистом "Компьютерры" (заодно раскрыв карты и принеся извинения за мнимого покупателя): Кто, по их мнению, должен отвечать за программную начинку продаваемых компьютеров? Должны ли это делать сами компании или родители, заботящиеся о том, чтобы их чадо развивало не только спинной, но и головной мозг? На это письмо ответов пришло еще меньше, самым полным и, что называется, по существу был ответ из "Формозы". Целиком я его приводить не буду, представлю только те тезисы, в которых содержится суть вопроса и позиции компании:

  • при выборе компьютера надо ориентироваться на его возможности, а не ограничения;
     
  • как увлечь сына не только играми - это каждый решает сам;
     
  • по желанию клиента можно установить и настроить выбранный им программный продукт;
     
  • при выборе ПО на помощь должны прийти книги и специализированные издания;
     
  • о соответствии рекламы и реалий: существуют объективные технические характеристики, которые позволяют выполнять то или иное программное приложение (частота процессора, объем оперативной памяти и пр.); по этим показателям должен ориентироваться покупатель, и если они учитываются при выборе ПК, то не стоит беспокоиться, что рекламные обещания останутся только обещаниями.

    Выходит, большая доля ответственности в вопросе использования компьютера детьми лежит именно на родителях? Для того чтобы это выяснить, в течение нескольких месяцев на различных форумах["Солнышко" - портал для детей и любящих взрослых, Частный клуб Алекса Экслера, форум "Kamrad.ru", Новосибирский городской сайт, "Компьюттерра", "Новосибирск.RU"] проводился опрос "Дети и компьютер".

    …дело рук самих утопающих

    В опросе приняло участие сорок человек, каждому из которых предлагалось ответить на шесть закрытых вопросов, а также добавить примечание в свободной форме. По окончании анкетирования результаты были обобщены и сведены в таблицу. К сожалению (или к счастью?), среди участников опроса не оказалось тех, кто пока не обзавелся домашним компьютером, поэтому узнать мнение людей по последнему вопросу[Компьютера у нас нет, но мы собираемся его купить, потому что] не удалось, хотя некоторые все равно отвечали и на него, указав, что без компьютера в XXI веке никуда. Еще одно важное обстоятельство: 75% опрошенных заявили, что компьютер был в их семье и раньше, то есть приобретался не для ребенка. Доля же семей, купивших компьютер именно для ребенка, составила 25% (из них 2,5% - для развлечения чада, 7,5% - для развития и обучения, 15% - для того и другого).

    Остается только порадоваться за респондентов, ведь, по их заявлениям, в 85% случаях ребенок использует компьютер не только для игр, но и для учебы, развития своих творческих способностей и хобби (причем несколько человек отметили, что их дети вовсе не играют в компьютерные игры). В комментариях к своим ответам многие писали, что, по их мнению, большую роль в приоритетах использования компьютера играет личный пример, и если дети с младых ногтей видят, что родители используют компьютер для работы и творчества, то и они, подрастая, будут использовать его по тому же назначению. Вместе с тем 12,5% опрошенных заявили, что ребенок на компьютере только играет, а некоторые посетовали, что для их семьи это большая проблема, над решением которой они бьются.

    Интересны ответы на вопрос: почему ребенок не использует компьютер в своем хобби или для реализации творческих способностей? Самый частый вариант ответа (22,5%) - нет соответствующих знаний; нет свободного времени или интереса - 10%; 7,5% указали, что нет подходящего программного обеспечения, и лишь 2,5% признались, что недостаточно мощности компьютера (как мы понимаем, одно из явных достоинств топовых моделей процессоров и ПК - их заоблачная производительность). Это, на мой взгляд, еще раз доказывает, что вовсе необязательно иметь сверхмощный компьютер, чтобы использовать его в учебе и творчестве, а еще одним аргументом стали результаты небольшого исследования системных требований обучающего и развивающего программного обеспечения в сравнении с компьютерными играми (см. врезку).

    Приведенная ниже информация была собрана, как говорится, "по дороге в булочную": я сделал то же, что проделывает рядовой покупатель, то есть заглянул в соседний магазин. Тщательного анализа сайтов разработчиков программного обеспечения я не проводил, изучен был лишь тот ассортимент, который доступен в рознице. Следовательно, результаты не претендуют на абсолютную достоверность. Всего было рассмотрено по 44 представителя из каждой группы. Обучающие программы - из разных категорий. Игры тоже разных жанров (если бы рассматривались одни FPS, разрыв в системных требованиях был бы еще очевиднее).

    Операционная система. Windows 98, несмотря на "отречение" родителя, остается базовой ОС, поддержку которой гарантируют разработчики как игр, так и обучающего ПО. У последнего обычным требованием является "старушка" Windows 95!

    Процессор. Обучающие программы весьма скромны в требованиях к этому, несомненно, важнейшему компоненту компьютера. Как правило, они просят не больше Pentium-233, и всем им хватает частоты до 400 МГц. Игры ближе к свеженьким прайсам компьютерных салонов, но и среди них больше половины (23) преспокойно чувствуют себя в диапазоне от 400 МГц до 1 ГГц; некоторым играм, правда, и гигагерца мало; остальные не претендуют больше чем на 400 МГц.

    Оперативная память. 30 из участвующих в обзоре обучающих программ довольствуются 32 мегабайтами, 13 просят 64 Мбайт и лишь одна потребовала 128 Мбайт! Играм чаще всего (15 раз) достаточно 256 Мбайт, 128 Мбайт попросили 12 игрушек, по 8 раз встречаются требования 64 и 32 Мбайт, а самая ненасытная захотела 512 Мбайт.

    Видеокарта. Здесь ситуация (впрочем, как и с процессором) предсказуема: как правило, обучающие программы невероятно скромны и не мечтают о большем, чем видеокарта с 4 мегабайтами памяти, - таковых 38; еще пять пожелали 8 Мбайт, а одна потребовала целых 16! Игры, пребывая в положения хозяина, не привыкли скромничать (11 - 16 Мбайт, 16 - 32 Мбайт, 5 - 64 Мбайт).

    Пользуясь случаем, замечу, что все-таки очень мало игроков и не так уж много разработчиков уделяют внимание тому аспекту игр, который тоже относится к творчеству, - редакторам карт, миссий, моделей и т. п. Мне, как автору двух фан-сайтов компьютерных игр, хотелось бы, чтобы среди игроков преобладала не только потребительская позиция, но и желание творить.

    Среди обучающего программного обеспечения, на мой взгляд, очевидно численное превосходство программ именно обучающих, а не тех, что нацелены на развитие и реализацию творческого потенциала.

    Безразлично ли родителям, чем и сколько их чадо занимается на компьютере? Для 45% развитие ребенка стоит на первом месте. 30% ответили, что главное, лишь бы ребенок не сидел сутками напролет перед монитором (при этом некоторые высказывали пожелание, что все-таки хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось учебе, а не играм). За игры проголосовали 7,5%, а категорически против них - 5%.

    О чем, на мой взгляд, говорят результаты опроса? Да о том, что мощность компьютера и его навороченность отнюдь не являются надежным средством решения такой труднейшей задачи, как воспитание гармоничной и развитой личности. Как и в прежние, "докомпьютерные", времена, на первом месте стоят любовь, забота и личный пример родителей, благодаря которым маленький человечек становится Человеком.

    Две стороны медали

    В большинстве случаев реклама касается настольных систем с процессором от Intel, поэтому неудивительно, что, я, не мудрствуя лукаво, отправился на сайт Intel, чтобы попытаться найти ответ на вопрос, почему компания считает свои процессоры катализаторами творческой активности подрастающего поколения. Признаюсь, подтверждение я нашел, и это говорит о том, что Intel имеет некоторое право заявлять о своей причастности к Великому. Однако так же справедливо будет сказать, что не в одной Intel здесь дело. Компания использовала интересный трюк: если не можешь сказать сам, каким образом можно использовать твой товар, дай сделать это другим - своим пользователям. Именно так Intel и поступила, объявив конкурс, в котором участники рассказывают, как они используют технику и технологии Intel для обучения и реализации творческого потенциала школьников. Таким маневром компания убила двух зайцев: во-первых, убедилась, что она действительно служит доброму-вечному, а во-вторых, узнала, как именно она это делает!

    Отрадно, что Intel не только проводит опросы на своем сайте, но и помогает повышать "компьютерную грамотность наших учителей. По специальной программе Intel "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft), которая проводится в России с декабря 2001 года, прошли обучение более 100 тысяч человек (учителя средних школ, студенты и преподаватели педагогических вузов). Надеюсь, в конце концов наступит момент, когда мы узнаем о новых возможностях компьютера не из телерекламы, а из уст своего чада, пришедшего из школы.

    Выражаю особую благодарность Ярославу Быховскому, руководителю программы Intel "Обучение для будущего" в России, который предоставил дополнительные материалы и ответил на мои вопросы.

  • © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.