"А если нет никакой разницы, зачем платить больше?"
АрхивКонечно, в статье сгущены краски. Стоимость разработки сайта определяется не только красивыми словами о CMS и «поисковой оптимизации сайта», но и банально стоимостью аренды помещения студии, стоимостью компьютеров и, что, может быть, самое главное, — зарплатой сотрудников.
Конечно, в статье сгущены краски. Стоимость разработки сайта определяется не только красивыми словами о CMS и "поисковой оптимизации сайта", но и банально стоимостью аренды помещения студии, стоимостью компьютеров и, что, может быть, самое главное, - зарплатой сотрудников. С другой стороны, взглянув на многие и многие корпоративные сайты, легко заметить, что они - близнецы братья, как по внутренней структуре, так и по дизайну, и не могут стоить тысячи долларов.
Разработка сайта, в отличие от продажи единожды написанного программного продукта, все-таки дело творческое. А это минимум месячный оклад дизайнера. Можно ли разработать хороший и оригинальный дизайн за меньший срок, это вопрос спорный. Но если он не нужен - оригинальный, - то зачем платить больше?
Как-то раз решила я исследовать обстановку на рынке услуг по разработке сайтов. Ой, мама! Как в анекдоте: "И чего там только нет: и этого нет, и этого нет". Количество разработчиков катастрофически растет. Как разобраться, кому верить? К сожалению, никак. Вас в любом случае попытаются обмануть - весь наш бизнес сейчас на этом построен.
В ходе расследования, среди прочих, нашла сайт со статьей, призванной доказать заказчику, что ниже пяти тысяч условных единиц сайт не может стоить в принципе. Читая ее, очень хотелось спросить: "Чем, чем вы ее писали?" Мало-мальски разумный человек к такому разработчику никогда не обратится. И какие только аргументы не приводят авторы, чтобы убедить заказчика заплатить кучу денег[С большинством доводов апологетов дорогого дизайна можно ознакомиться тут: www.artus.ru/index.asp?rid=472].
Так вот, не верьте! На самом деле все просто.
Начнем с того, что порой на вещевом рынке "самопал" оказывается в разы лучше оригинала. За что вы платите в бутике? За раскрученную марку. Да, "паленая" вещь не всегда может оказаться хорошей, но в последнее время их качество неуклонно растет. И это правда.
Вот и среди разработчиков сайтов есть раскрученные фирмы, которые берут деньги не за товар, а за свою марку. Если внимательно изучить информацию, выложенную на их сайтах, можно узнать много интересного. Например, у этих фирм имеет место постоянная текучка кадров[Достаточно заглянуть в раздел вакансий: www.artus.ru/index.asp?rid=827 , www.artlebedev.ru/studio/vacancy , www.avestadesign.ru/job.html]. Ведь зачем платить высокую зарплату, когда можно на три месяца испытательного срока нанимать студента за копейки? Думаете, он ничего не умеет? Правильно. Точнее, не совсем. Уметь-то он что-то умеет, у него просто опыта нет. А теперь посмотрите на сайты акул мира разработки. Нет ощущения, что это уровень первого-второго курса?
Часто заказчика убеждают, что сайт - это непросто, поскольку написана куча книг на эту тему. Что ж, сами подумайте, ведь каждый год огромное количество вузов выпускает на свет божий тысячи голодных, теперь уже специалистов. И все хотят получать денежку, а за книжки платят.
Упоминаются семинары на тему "Основы поисковой оптимизации сайтов". Совсем непонятно. Какое имеет отношение к разработке эта тема? Поисковая оптимизация - совсем другая задача. Ведь хорошо известно, что популярность напрямую зависит от финансовых вложений в рекламу сайта.
На вопросы "Компьютерры" отвечает Арсений Захаров, владелец и единственный сотрудник студии веб-дизайна a3creative.studio. Сколько человек нужно, чтобы разработать информационный сайт небольшой фирмы? Сколько он может и должен стоить? Что это за люди?
- По моему мнению, для создания небольшого сайта (веб-визитки) хватит и одного человека, в редком случае - двух. Если, конечно, этот человек обладает познаниями в графической области и программировании (начальный или средний уровень).
Зачастую создатель веб-сайта с программированием не в ладах. Тогда он может использовать готовые скрипты, которые даже при скромных знаниях легко адаптировать под нужды сайта.
Может ли одиночка сделать хороший сайт?
- Несомненно! Правда есть одно "но". Чтобы сделать хороший, мощный сайт, требуется много времени и внимания. Но поскольку "хлебный" проект найти в одиночку очень трудно, дизайнер хватается за то, что попадается под руку, набирает много недорогих заказов и разрывается между ними, уделяя мало внимания каждому. Обусловлено это тем, что заказчики редко считаются с мнением дизайнера касательно времени исполнения. Им нужно всё и сразу. Дизайнер боится потерять клиента и соглашается на любые условия, в итоге нередко получается посредственный сайт. К тому же аксиома, что "заказчик всегда прав", очень часто губит проект на корню. Приходится делать то, что "видит" заказчик, а не дизайнер. Это важный момент, и сильно "наезжать" по этому поводу на дизайнера не стоит.
Легко ли искать заказчиков, кто они? Можно ли жить, занимаясь в одиночку веб-дизайном?
- В основном заказы идут через личные связи. Реже, а точнее, очень редко - через рекламу. Это, если дизайнер работает в одиночку. Жить, в принципе, можно, даже работая только на себя. Но начинаешь все равно в какой-то фирме: это позволяет крутиться в мире нужных людей, искать связи. А дальше, от связей, уже дергаешься в другие стороны. Ну и могу сказать, что в таком случае лучше работать в области полиграфии, чем в веб-дизайне. В полиграфии заказы чаще.
И все-таки, почему большинство сайтов такие скучные и неудобные?
- Это я уже объяснил: часто приоритет отдается мнению и вкусу заказчика. Да и дизайнеры не всегда имеют хороший вкус и художественное образование.
Есть ли перспектива у наших разработчиков на зарубежном рынке или, наоборот, нам надо бояться их прихода на российский рынок?
- Думаю, есть, но чтобы чего-то достичь за рубежом, там надо жить. В данный момент я сам пробую пробиться в США, но опять же за счет человека, который там живет и может искать клиентов.
В чем особенность русского веб-дизайна?
- Особенность… хм. Лебедев всех заразил, и от его стиля, думаю, еще не скоро отойдут. Вот что значит грамотный пиар его дизайнов, хоть в них и нет ничего особо разнообразного. Нашим дизайнерам-одиночкам, по моему мнению, лучше ориентироваться на крупные зарубежные студии, которые тщательно работают над каждым сайтом; они даже привлекают психологов, изучающих поведение человека при получении той или иной графической и текстовой информации.
Следом идет разговор об обязательном курсе для менеджеров "Современный корпоративный сайт". И про вузы, которые обучают программированию. Сколько живу на свете, а о подобных курсах не слышала. Не спорю, вполне может быть, что в каких-то фирмах есть такое явление. И что? Кто-то, скажем, своих сотрудников заставляет петь по пятницам. Поговорим о проблемах хорового пения? А что касается вузов, так им тоже кушать хочется. Программирование модно, отчего бы не поучить детишек? Только не забывайте, что наше образование катится под гору и сейчас студентов все больше заставляют бегать с мячиком. Но это уже другая проблема.
Почти каждая фирма предлагает систему управления контентом (CMS). Разработчик, заявляя о ней, даже не объясняет заказчику, что это и зачем нужно, и тут же говорит: мол, не верьте всем остальным, этот чудо-продукт есть только у нас. Что такое CMS?
Это редакторская часть, которая позволяет менять содержание (контент) сайта. Содержание хранится в базе данных.
Разработчик, как правило, уже имеет что-то в загашнике и каждый раз для нового заказчика переделывает структуру базы данных. Затем эта база привязывается к хостингу, естественно не дешевому. Далее вы получаете функционально ограниченную систему, неудобный веб-интерфейс и, самое главное, постоянное подключение к Интернету для возможности редактирования вашего сайта. Основной недостаток всех подобных решений - отсутствие у заказчика локальной копии сайта.
На вопросы "Компьютерры" отвечают сотрудники студии softfacade Антон Зыкин - топ-менеджер, Павел Малышев - ведущий специалист отдела веб-разработок и Максим Перевозчиков - ведущий специалист отдела разработки пользовательских интерфейсов.
Сколько человек нужно, чтобы разработать информационный сайт небольшой фирмы? Сколько он может и должен стоить? Что это за люди?
П.М.: Для разработки грамотного сайта требуется большая команда специалистов. Во-первых, нужен дизайнер, который разработает макет страниц со всеми возможными элементами: расположение логотипа, заголовки разного уровня, навигация, информационные врезки и другие элементы. Во-вторых, нужен специалист в области разработки пользовательских интерфейсов (модное ныне слово "юзабилити") для того, чтобы продумать и разработать систему навигации (доступ к различным частям сайта должен быть максимально прост и удобен). После утверждения структуры и графического дизайна проекта к работе приступает верстальщик. Он должен быть в курсе последних разработок W3Org - организации, которая разрабатывает спецификации для языков разметки (HTML, CSS, XHTML, WML и прочих). Результатом его работы должна быть готовая сверстанная страница. Как правило, для информационного сайта небольшого объема не применяются какие-то сложные CMS-системы, самое большее - механизм для добавления новостей, поэтому специалист по программированию на языках типа PHP или Perl не требуется. Последний этап - работа над контентом (аналог корректуры в типографском деле), для этого нужен штат копирайтеров. Чтобы настроить сайт и всю его инфраструктуру, тоже нужен специалист, глубоко познавший все премудрости настройки систем типа Apache. Но для небольших сайтов этим может заниматься и администрация компании, предоставляющей хостинг.
Стоимость таких проектов индивидуальна для каждого случая. По нашему мнению, она должна лежать в интервале 400–1000 долларов. Правда, в реалиях Рунета эти цифры могут быть и много ниже и много выше, ценовая политика многих студий не поддается объяснению.
Может ли одиночка сделать хороший сайт?
П.М.: Теоретически - да. Но в этом случае встает вопрос о сроках исполнения проекта. Как правило, заказчики ставят исполнителя в жесткие временные рамки. Поэтому реальность разработки такого сайта вызывает сомнения, хотя, наверное, прецеденты есть.
Легко ли искать заказчиков, кто они?
А.З.: Поиск заказчиков - важнейший этап в работе любой дизайн-студии. Мы своих клиентов ищем только через Интернет. Одни случайно заходят на наш сайт с поисковых систем и, ознакомившись с портфолио, заказывают, другие прислушиваются к советам наших бывших или постоянных клиентов, третьи идут к нам, увидев понравившиеся работы где-то на стороне. Как бы то ни было, нужны быстрые и отлаженные действия соответствующей службы: чтобы ознакомить клиента с ценами, дать рекомендации в каждом конкретном случае и начать переговоры о выполнении заказа. Подавляющее большинство наших клиентов - разработчики программного обеспечения. Мы предлагаем им широкий спектр услуг: от создания графики и иконок к программе до разработки сайта и фирменного стиля компании. Среди наших клиентов есть и разработчики-одиночки, и крупные софтверные компании, - например, недавно мы закончили разработку графики для Антивируса Касперского. Но мы работаем и с небольшими фирмами, стараясь удовлетворить потребности любого клиента.
И все-таки, почему большинство сайтов такие скучные и неудобные?
М.П.: Подавляющее большинство таких сайтов разработано одиночками или студиями-однодневками, в портфолио которых можно найти один-два проекта. Но бывает, правда, что серьезная команда упускает или недооценивает какой-то этап разработки, и в результате плодятся, как вы сказали, скучные и неудобные сайты.
Есть ли перспектива у наших разработчиков на зарубежном рынке или, наоборот, нам надо бояться их прихода на российский рынок?
А.З.: Перспектива есть, и обусловлена она разной стоимостью услуг наших и зарубежных студий при сравнимом качестве исполнения работ. Стоимость может отличаться порой в разы, причем обычно в пользу наших разработчиков. По той же причине бояться прихода зарубежных разработчиков нам не стоит. Известные студии вряд ли удовлетворит платежеспособность нашего рынка - им выгоднее свои заказчики.
В чем особенность русского веб-дизайна?
М.П.: Больших отличий не видно, есть лишь некоторая инертность, присущая не только веб-разработкам, но и прочим областям нашей жизни. Можно выделить некоторые особенности типографики, но это несущественный момент.
Серверных систем управления контентом насчитываются сотни. Каждый уважающий себя разработчик имеет CMS, у которой есть свои недостатки и достоинства. По сути, каждая фирма имеет свой собственный полуфабрикат. Кроме того, есть коммерческие системы, и даже бесплатные. И когда вам предлагают CMS "собственной разработки", то подразумевают некий готовый продукт, один из сотен таких же. Вопрос только в том, что в нем уникального.
Я на данный момент знаю только одну CMS, которая действительно уникальна, а мне пришлось на своем веку поработать со многими такими системами. Она дает возможность клиенту иметь у себя локальную копию сайта и не требует постоянного подключения к Интернету. С ее помощью я всего за месяц сделала полноценный сайт. Результат - прекрасный, но главное - заказчик доволен. Пишите, поделюсь ссылкой.
Идем дальше. Вам заявят, что вы можете быть уверены: все ошибки разработчика "оплатили его первые клиенты". Вот только знают ли "первые клиенты" об этом?
Мало того, вам придется кормить целую ораву голодных, порой совершенно ничего не делающих людей, и вам еще навяжут "более сотни шаблонов и инструкций". И окажется, что у процесса разработки сайта должно быть не меньше ста этапов. Откуда? Хоть книгу выпускай "Руководство для заказывающих сайты". Сейчас сайт можно заказать за две-три тысячи долларов. И это не фантастика. Любой толковый руководитель, который не тратит деньги попусту, меня поддержит: три-четыре специалиста "на все руки" могут сделать все, что нужно, гораздо лучше, быстрее и дешевле. И в конторах, берущих пять тысяч за сайт, именно они и работают. Поверьте моему личному опыту: как правило, так и происходит.
А когда речь заходит о поддержке сайта, начинается вакханалия. Бедные заказчики. Не спорю, многие из них не станут разбираться, что такое хостинги, домены и т. д. А вот что касается CMS, тут начинаются странности. Если CMS - это редакторская часть, сделанная для удобства ЗАКАЗЧИКА, чтобы он мог вносить изменения, то при чем тут поддержка сайта разработчиком? И дальше идет целое море пунктов, вызывающих недоумение. Что только не выдумывают люди, чтобы содрать лишние деньги! Даже то, что заказчик сам не может вносить изменения в сайт, а только разработчик. Забудем про CMS и посчитаем: под крылышком у разработчика - сотни сайтов, и все надо обновлять. Это называется информационной поддержкой. Сотрудник, поддерживающий ваш сайт, у вас не работает и не знает, что у вас происходит. Сколько времени ему потребуется, чтобы собрать информацию, вникнуть и обновить ее на вашем сайте? А еще на девяносто девяти сайтах? Если у разработчика на каждый поддерживаемый проект есть отдельный сотрудник, то в любом случае зарплату ему платите вы. В нормальных организациях на такие направления всегда выделяется "специальный человек" - редактор интернет-представительства.
А еще есть модераторы, не слышали о таких? Это специальные люди, которые следят за "чистотой" в форумах и т. д. И все они, будучи сотрудниками заказчика, реагируют на заявки с сайта мгновенно, а не через несколько часов, как предлагают разработчики.
Я не в первый раз сталкиваюсь с ситуацией, когда разработчики сознательно молчат об ОБЩЕДОСТУПНЫХ, БЕСПЛАТНЫХ сервисах статистики. Не говоря уже о том, что практически каждый хостинг дает бесплатную статистику. А когда вам начнут усиленно предлагать маркетологов, помните, достаточно одной грамотной консультации, и ваш сотрудник, занимающийся сайтом, будет прекрасно справляться и с этим делом.
А уж когда разработчик спрашивает, готово ли руководство вашей компании контролировать выполнение всех навязанных вам работ, кроме смеха, это не вызывает ничего. Понимай буквально: руководитель идиот.
Потом вас начнут запугивать техническими консультантами, которые будут улаживать спор между вами и разработчиком. Товарищи! У разработчика вообще НЕ ДОЛЖНО возникать никаких споров с заказчиком. Помните, клиент всегда прав! Если он хочет, например, чтобы на его сайте висела картинка, от которой лично вас тошнит, примите противорвотное и делайте свою работу. Вам за нее платят.
И на фоне всего этого вдруг вопрос: а готов ли разработчик долгосрочно поддерживать функционирование CMS, которая лежит в основе вашего сайта, обновлять ее версии и устранять возникшие при эксплуатации ошибки? А что, будут еще и ошибки? Ну ладно, многие программы несовершенны. Но как это происходит у нормальных людей: клиент приобретает программу; если она глючит, клиент пишет разработчику об ошибках. Разработчик их устраняет и выпускает на рынок следующую версию. Хочет клиент - покупает, не хочет - работает со старой. И в чем заключается поддержка, в данном случае CMS? Зачем ее поддерживать? Она работать должна, и желательно без ошибок.
В общем, учитесь разбираться в людях. Подводя итог, хочу пожелать всем заказчикам найти своих достойных разработчиков. И поменьше слушайте тех, кто будет вас убеждать, что сайт не может стоить дешево. Может. Вопрос только в том, кому, сколько и за что вы будете платить. И еще бесплатный совет: заказывая сайт, пригласите для консультации специалиста. Ведь он не заинтересован в вас так, как разработчик. А значит, сможет оказать вам квалифицированную помощь.
На вопросы "Компьютерры" отвечает Артемий Лебедев, основатель "Студии Артемия Лебедева".
Сколько человек нужно, чтобы разработать информационный сайт небольшой фирмы? Сколько он может и должен стоить? Что это за люди?
- Нужна команда из менеджера, арт-директора, дизайнера, технолога, программиста и редактора. Все эти люди могут быть и во множественном числе. Дальше могут по необходимости добавляться фотографы, копирайтеры, флэш-технологи и другие. Говорить о цене за проект "вообще" - неразумно, так же как не бывает расценок на проектирование и строительство здания. Сначала надо узнать хотя бы, сколько в здании этажей, какой оно площади и какого назначения. Понятно, что все хотят бассейн, но не все хотят его, узнав, сколько он стоит. Так и с сайтами.
Может ли одиночка сделать хороший сайт?
- Может. Не за год, так за пять сделает.
Легко ли искать заказчиков, кто они?
- Заказчики - все. Поэтому и искать нетрудно.
И все-таки, почему большинство сайтов такие скучные и неудобные?
- Чтобы сайт был интересным, нужен один человек, который всех построит и скажет: "Будет вот так!" Пока такого человека нет, сайты получаются скучные и неудобные. Ведь у каждого есть мнение, и оно учитывается не в процессе, а в результате. А ничего страшнее этого не бывает.
Есть ли перспектива у наших разработчиков на зарубежном рынке или, наоборот, нам надо бояться их прихода на наш рынок?
- Создание сайтов - такой же локальный процесс, как, скажем, парикмахерские услуги. Нельзя стричь на расстоянии. Другой вопрос, кому принадлежит парикмахерская.
В чем особенность русского веб-дизайна?
- Особенность русского веб-дизайна в том, что сайты растягиваются. Изобрел растягивающиеся сайты я лет восемь назад, а потом мы с коллегами за много лет работы открыли много новых интересных принципов создания таких проектов. На Западе все сайты имеют жесткую структуру по горизонтали, что выглядит очень печально.