Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
24.06.2005

И вострубят админы - Еще один путь к терафлопсам - Называй меня Зайкой - Хоть шерсти клок - Еще порулю! - Так начиналось кино - «Отстойные» имена - Блогоборцы - Последнее китайское предупреждение - Верх предупредительности - Кто на свете всех милее? - Щит и мяч - Накося, выкуси! - Просто добавь воды - Джипы грязи не боятся - Кремний вместо золота - Пропан не пропал - Голь на выдумки хитра - А комету не жалко? - Убить НАТОвца

И вострубят админы

На проходившей в Орландо (Флорида) конференции Microsoft для ИТ-профессионалов и разработчиков TechEd 2005 объявлено о существенном обновлении двух продуктов корпорации: MS Windows Mobile 5.0 (ОС для смартфонов) и MS Exchange Server. Апгрейд серверной части будет проведен в рамках второго сервис-пака (Exchange Server 2003 Service Pack 2), выход которого запланирован на вторую половину текущего года, а для клиентской части примерно в то же время появится Messaging and Security Feature Pack for Windows Mobile 5.0. Как ясно из названия пакета, главная цель модернизации Windows Mobile - развитие возможностей работы с текстовыми сообщениями и укрепление функций безопасности.

Расширение коммуникационных возможностей смартфонов достигнуто благодаря усилению мобильного почтового клиента MS Outlook. А новая технология Windows Mobile Direct Push позволит мобильным устройствам напрямую связываться с сервером Exchange по беспроводным каналам, что устраняет необходимость в дополнительной серверной инфраструктуре и увеличивает время работы от батарей. Подробности обещано опубликовать позднее, пока же известно, что Outlook сможет оперировать файлами вложений практически любых размеров. Кроме того, в программу добавится возможность, хорошо знакомая пользователям многих сотовых телефонов, - синхронизация контактной информации абонента с его/ее фотографией (если таковая, конечно, имеется).

Усиление функций безопасности касается не столько владельцев мобильных устройств, сколько ИТ-менеджеров и администраторов корпоративных сетей. Смартфоны ныне все чаще используются в качестве сетевых клиентских устройств, а потому регулярно возникает потребность их администрирования. Пакет обновления позволит устанавливать протоколы и парольные политики доступа для смартфона, а также добавляет еще одну весьма полезную функцию - дистанционное удаление информации из устройства. На примере ноутбуков и КПК хорошо известно, сколько неприятностей может доставить компрометация данных из-за украденного или забытого в такси компьютера. Для смартфонов со встроенными функциями мобильной связи эту проблему удалось решить сравнительно легко.

Среди других новшеств, вошедших в бесплатный пакет обновления, упомянуты сжатие электронной почты в Outlook Mobile, что ориентировочно даст выигрыш в скорости доставки примерно на треть, а также поддержка шифрования e-mail по стандартному протоколу S/MIME. - Б.К.

Еще один путь к терафлопсам

В столице Шотландии г. Эдинбурге официально объявлено о рождении международного суперкомпьютерного альянса FHPCA (от FPGA High Performance Computing Alliance), который займется продвижением альтернативной технологии высокопроизводительных вычислений на основе FPGA, чипов с реконфигурируемой логикой.

Микросхемы с программируемой пользователем вентильной матрицей (Field Programmable Gate Array) активно разрабатываются уже лет двадцать, поскольку эта технология очень перспективна с точки зрения построения быстрых специализированных компьютеров, аппаратно заточенных под конкретную задачу. Но вся красота такого подхода омрачается сложностью программирования вентильных матриц; разработчики системы обязаны хорошо представлять себе не только алгоритмы обработки, но и знать, как оптимизировать реализующие их микросхемы. По этой причине интерес к FPGA со временем упал и ныне отмечается лишь эпизодическими всплесками в связи с успехами технологии на том или ином фронте - вроде мобильных коммуникаций, обработки сложной 3D-графики или в суперкомпьютерах. В последней из упомянутых областей больше всего, наверное, известны успехи компании Cray, создавшей высокопроизводительную систему XD-1, сочетающую чипы FPGA и процессоры общего назначения Opteron.

Рождение альянса FHPCA должно, по идее, стать новой вехой в истории технологии, поскольку ради ее большей привлекательности и упрощения программирования объединились все ведущие компании-изготовители FPGA и несколько серьезных научно-исследовательских центров. Столица Шотландии выбрана в качестве "столицы FHPCA" неслучайно: здесь реализуется большой суперкомпьютерный FPGA-проект в Центре параллельных вычислений (EPCC) при Эдинбургском университете, а у главного в мире изготовителя FPGA, транснациональной компании Xilinx, в этом же городе находится европейский центр разработки.

Инженеры-исследователи EPCC создают сейчас 64-процессорный FPGA-кластер, который, даже по самым консервативным оценкам, обеспечит производительность 1 Тфлопс. Эта машина должна будет продемонстрировать преимущества FPGA перед традиционными суперкомпьютерными архитектурами на основе процессоров общего назначения. По расчетам, FPGA-система будет потреблять примерно в сто раз меньше энергии, чем традиционный "терафлопсник", занимая при этом не машинный зал, а пространство рабочего стола (или четыре стандартных системных блока).

Правда, до сих пор никто еще не строил суперкомпьютеры исключительно на FPGA, поэтому насколько хороша окажется система, покажут лишь эксперименты. Облегчение программирования задач на новом суперкомпьютере, собственно, и станет первым реальным делом альянса FHPCA. Входящие в союз компании помогут разработать универсальный программистский инструментарий для FPGA-кластера. Как только машина будет построена, разработчики с помощью нового инструментария попытаются перенести на нее несколько популярных суперкомпьютерных программ из хорошо освоенного набора. Если задачу удастся решить эффективно, это будет означать, что создана новая перспективная архитектура суперкомпьютеров общего назначения. - Б.К.

Называй меня Зайкой

Intel весьма нервно отреагировала на появившуюся в австралийской компьютерной прессе заметку о технологии DRM (управление цифровыми правами), тайно встроенной в процессоры Pentium D и чипсеты Intel 945 Express (см. "КТ" # 593). Всякая новость об очередном ограничении прав потребителей на распоряжение честно купленным контентом воспринимается публикой неравнодушно. А уж когда это делается еще и в секрете, то ничего кроме негативной реакции общественности ждать не приходится. Поэтому надлежащие инстанции Intel поспешили сделать специальное заявление, в первых же строках которого решительно утверждается, что опубликованная изданием Computerworld Today Australia статья "неправильно сообщила", будто в новые процессоры и чипсеты компании встроена необъявленная технология DRM.

На самом деле, говорится далее в релизе, ни в Pentium D, ни в семействе 945 Express ничего подобного нет. Из документа и сопутствующих ему комментариев ясно, что Intel раздражает не столько суть сказанного, сколько употребленные для этого слова. В корпорации считают, что они не "встраивают", а "поддерживают" разнообразные технологии защиты контента от копирования. Причем делают это вовсе не тайно, а вполне открыто, избегая неадекватного термина DRM и называя все подобные технологии более правильными именами - DTCP-IP, COPP, HDCP, CGMS-A и т. д., - отражающими конкретную защиту данных при пересылке в домашних сетях, при подаче на дисплей, в устройство хранения и прочее оборудование. Все они ранее были открыто представлены индустрии и публике. Ну а то, что подробности реализации технологий не сделаны общедоступными (для ознакомления со спецификациями требуется выложить весьма ощутимую сумму), так это, мол, давняя практика, ограждающая интеллектуальную собственность деликатного свойства от случайных людей. - Б.К.

Хоть шерсти клок

Корпорация Microsoft и правительство Индонезии, похоже, заключили важное антипиратское соглашение. Речь идет не о борьбе с продавцами контрафакта, а, как ни парадоксально это звучит, об использовании ПО органами власти.

Более 50 тысяч ведомственных компьютеров Индонезии работают под управлением Windows, но лишь на единицах установлены лицензионные копии ОС. По информации газеты Jakarta Post, в ходе личной встречи президента Индонезии и Билла Гейтса, состоявшейся в штаб-квартире корпорации в Сиэтле, была разработана программа "амнистии". Microsoft якобы получила по доллару за каждую нелегальную копию Windows, используемую в госсекторе, и уверения президента в том, что правительство страны постепенно будет мигрировать на легальное ПО. Microsoft, правда, пока отказывается подтвердить сделку, да и немудрено, желающих последовать примеру индонезийских чиновников наверняка найдется немало.

По данным Business Software Alliance, в азиатско-тихоокеанском регионе больше половины всего используемого ПО имеет пиратское происхождение. А Индонезия, где доля контрафактных программ составляет 87%, входит в мировую пятерку "хит-парада", соседствуя с Вьетнамом, Украиной, Китаем и Зимбабве. Интересно, скоро ли амнистию объявят в Незалежной?- Т.Б.

Еще порулю!

30 июня заканчивается контракт между ICANN и компанией VeriSign на обслуживание доменной зоны .net. Однако VeriSign продолжит управлять третьим по величине сетевым владением: компания победила в конкурсе четырех конкурентов, в результате был заключен новый контракт сроком на шесть лет.

VeriSign получила полномочия регистратора после покупки в 2000 году фирмы Network Solutions. Ежегодно обслуживание доменных имен в зоне .net приносит компании 20 млн. долларов. По условиям контракта, начиная с июля цена поддержки домена в этой зоне будет снижена с 6 до 4,25 доллара. На сегодняшний день в .net сосредоточено около 7% всех интернет-сайтов, и в VeriSign надеются, что снижение цен привлечет новых клиентов, прежде всего из стран с бурно растущим рынком интернет-услуг - Бразилии, Индии, Восточной и Центральной Европы.

Самая же популярная зона .com, где расположено 47% сайтов, приносит VeriSign на порядок больше - 200 млн. долларов в год. Контракт на ее обслуживание закончится через два года и, вероятнее всего, будет возобновлен ICANN на новых условиях. Ожидается, что цена поддержки домена в .com снизится примерно на 15%. - Т.Б.

Так начиналось кино

Microsoft наконец-то закончила долгие поиски экранизатора эпохального игрового хита Halo (заглавный тайтл для Xbox, сопоставимый по "крутости" с Doom 2 на PC. В общей сложности Halo и Halo 2 принесли Microsoft более 600 млн. долларов). Кинематографический проект строится, надо сказать, весьма необычно: традиционная схема, по которой киностудии сами предлагают владельцу авторских прав сценарий и деньги, перевернулась с ног на голову.

Сценарий, написанный за миллион долларов знаменитым Алексом Гарландом ("Пляж", "28 дней спустя", "На игле"), корпорация утвердила еще весной. Однако опыт экранизации игр у Microsoft, мягко говоря, невелик. Поэтому супервайзером картины и посредником в переговорах с киногигантами выступило агентство Creative Artists Agency и бывший глава киностудии Columbia Pictures Питер Шлессел (Peter Schlessel). Требования корпорации - 10 млн. долларов вперед (за право экранизации) плюс 15% от всей кассы - ряд студий, включая New Line Cinema, Warner Bros. и принадлежащую Стивену Спилбергу DreamWorks, назвали неприемлемыми. А вот 20th Century Fox и Universal Pictures поторговались и согласились на 5 млн. долларов и 10% кассы. Контракт уже подписан - студии разделят между собой затраты на съемку фильма, Microsoft же не вложит ни цента и вдобавок будет координировать съемки (это условие тоже не нравилось выбывшим из гонки претендентам). 20th Century Fox будет отвечать за издание и дистрибуцию домашнего видео, а Universal Pictures запустит кинотеатральный релиз, намеченный на 2007 год.

Меж тем профсоюзы Голливуда требуют от издателей видеоигр новых условий типовых контрактов. Каждый актер, чей образ и голос будут использованы в игре, хотел бы претендовать на процент от прибыли, если тайтл разойдется тиражом свыше 400 тысяч экземпляров. Но в итоге требования "партнеров" не прошли, и все закончилось простым повышением гонораров артистов - более чем на треть. Соответствующий договор с актерскими гильдиями подписали 70 разработчиков и издателей, где работает в общей сложности три с лишним тысячи актеров.

Соглашение будет действовать до 2008 года, а затем условия сотрудничества будут вновь пересмотрены. Впрочем, экранизации Halo это касается мало. Облаченный в броню зеленого цвета и вооруженный лазерным оружием главный герой по имени Master Chief ("Самый крутой") - полностью виртуальный персонаж, который на экране ни разу не откроет зеркального забрала шлема. Герой будет перенесен во вселенную фильма с помощью технологии Motion Capture, а в роли статиста выступит "неизвестная звезда" - любой человек с хорошей физической подготовкой. За это он получит вполне приличную, но далеко не миллионную сумму. - Т.Б.

"Отстойные" имена

Занятная судебная история произошла недавно с авиакомпанией Air France. В феврале фирма обратилась в арбитражный центр при Всемирной организации по интеллектуальной собственности (WIPO) с требованием признать ее право на домен AirFranceSucks.com ("Эр-Франс" - отстой!"). Доменное имя принадлежало компании Virtual Dates, которая использовала его для переадресации на свой проект ePinions.com. Продолжалось это около шести лет, но Air France решила отсудить домен только сейчас.

Надо сказать, что в решении споров о доменных именах WIPO в последнее время склоняется в пользу владельцев крупных брэндов. Традиционное основание для возврата домена его "законному" обладателю заключается в том, чтобы доказать: ответчик не имеет прав на имя, и домен легко спутать с подлинным брэндом истца. Именно этот аргумент и был использован в случае с французской авиакомпанией. Двое судей высказались за то, что доменное имя сходно с товарным знаком "Air France" до степени смешения. Третий судья занял противоположную позицию, сославшись на уничижительный оттенок в названии, но решение было принято большинством голосов.

Подобные дела попадали в WIPO и раньше, однако тогда в решениях арбитража сквозила неуверенность. К примеру, Philips домен philipssucks.com отсудила, а вот Bloomberg и Asda аналогичные споры проиграли. Теперь же позиция WIPO прояснилась. В марте организация опубликовала доклад, в котором обосновывала права крупных компаний на "отстойные" сайты тем, что интернетчики, свободно не говорящие по-английски, не знают точного значения слова "sucks". А раз так, то куда уж им сообразить, что сайт не принадлежит владельцу брэнда. Последним такая аргументация очень даже на руку: кому понравится, что его во всеуслышание объявляют "отстоем"? - А.Ш.

Блогоборцы

На новый виток вышла борьба со свободомыслием в китайском Интернете. На сей раз руку помощи властям протянула империя Microsoft Network, чей китайский портал начал цензурировать бесплатные онлайновые блоги MSN Spaces. В число запрещенных слов и выражений вошли "демократия", "демонстрация", "свобода", "права человека", "независимость Тайваня" и т. п. При размещении поста, содержащего любое из указанных слов, сайт выдает предупреждение и просит изменить текст. Ранее критике за сотрудничество с правительством Китая и внедрение инструментов онлайновой цензуры подвергались Yahoo! и Google, теперь вот очередь дошла и до Microsoft.

Похоже, опыт Поднебесной пристально изучают официальные лица за океаном. Так, чины Министерства обороны США объявили, что литературные труды состоящих под ружьем блоггеров будут подвергаться жесточайшему контролю со стороны военачальников. Не исключено, что решение "приравнять перо к штыку" стало следствием сенсации, которую вызвал в прошлом году онлайновый дневник рядового Колби Баззелла (Colby Buzzell), чья часть была расквартирована в иракском городе Мосул. На его страницах автор красочно и подробно описал несколько войсковых операций, в которых он участвовал, а также рассказал о превратностях тяжелой службы. Фрагменты этой "окопной правды" даже попали в "большую печать", вызвав нешуточный переполох в оборонном ведомстве.

Похоже, новых солдатских откровений мы дождемся нескоро. "Блоггерский рулезз", разработанный совместными усилиями генералов американской армии в Ираке, с поразительной прямотой излагает свод правил, которые следует неукоснительно соблюдать сетевым писателям в погонах. Например, каждый командир подразделения не реже раза в квартал обязан штудировать онлайновые сочинения своих подчиненных, выискивая недопустимые к опубликованию секретные сведения и факты. Проштрафившимся блоггерам светит трибунал, а их творения будут немедленно уничтожены.

Не обошлось и без ложки меда: как обещают авторы пособия, "персональные веб-страницы и блоги, созданные для собственных надобностей и не имеющие прямой связи с выполнением служебных обязанностей, уничтожаться не будут". Жаль только, уловить из текста, где проходит тонкая грань между "личным" и "общественным" в военно-полевых условиях, весьма непросто. Не лучше ли бдительным вашингтонским воякам переложить тяжкое бремя цензуры на плечи Microsoft, заказав ей локализованную, "иракскую" версию блоггерского сервера? - Д.К., Т.Б.

Последнее китайское предупреждение

Народный суд Китая вынес жителю Шанхая смертный приговор с отсрочкой исполнения на два года. Все это время фанат онлайновых ролевых игр проведет за решеткой…

41-летний Кью Ченьвэй минувшей весной убил своего 26-летнего приятеля Чжю Цяоюаня. Причиной ссоры стало виртуальное оружие "Сабля дракона", которое приятели совместными усилиями добыли в популярной в Китае и Европе онлайновой ролевой игре Legend of Mir III (MIR3Europe.com) осенью прошлого года. Позже Цяоюаню срочно понадобились деньги, и он "толкнул" добычу за 7200 юаней (около 870 долларов), не посоветовавшись и не поделившись со своим боевым товарищем ни копейкой.

Ченьвэй сначала хотел решить дело миром и обо всем договориться. Однако приятель рассмеялся ему в лицо и посоветовал обратиться в полицию. В полицейском участке бедняге объяснили, что статьи о краже виртуального имущества в законодательстве Китая не существует, поэтому проблему нужно решать собственными силами - полюбовно и во внесудебном порядке. Полюбовно не удалось, ударив приятеля ножом, Ченьвэй явился с повинной. Смертный приговор может быть заменен пятнадцатью годами тюремного заключения, если от сторон разбирательства не последует апелляции. Но отец убитого требует немедленной казни.

Впрочем, со смертью Ченьвэя существующая проблема, конечно, не исчезнет. В Китае, где право частной собственности было узаконено лишь несколько лет назад, игроки уже сегодня требуют приравнять виртуальную собственность к реальной. Требования вполне логичны - ведь для получения игровых предметов люди тратят немало времени и денег. Та же подписка на Legend of Mir III стоит больше сотни долларов в год, а сколько человеко-часов тратится на игру - и подумать страшно.

Но если виртуальная собственность будет приравнена к реальной, не приведет ли это к новым искам, в которых убитые в сраженьях "маги" и "рыцари" - владельцы виртуальных "итемов" - начнут требовать от "убийц" сатисфакции? Маловероятно, конечно. Но чем черт не шутит, ведь речь идет о больших деньгах. По данным компании International Data, рынок онлайновых игр в Китае будет расти примерно на 39% в год и к 2008 году превысит 825 млн. долларов.

Пока же Министерство культуры Китая озабочено не виртуальной собственностью, а наполнением игр - в апреле началась чистка рядов провайдеров онлайновых развлечений. Кампания направлена против игр с насилием, элементами порнографии и прочими "тлетворными влияниями". За два месяца закрыто уже девять онлайновых игрушек, а закончится чистка в только сентябре. - Т.Б.

Верх предупредительности

Черные списки spyware, adware и прочего "вредного" ПО уже не раз становились предметом споров и препирательств. Иногда программы действительно попадают в базу по ошибке, но чаще всего "черная метка" выдается вполне обоснованно. Однако разработчики не сдаются, протестуют против квалификации их творений как вредоносных, требуют от производителей антивирусного и антишпионского софта исключения из списков и публикации новых, исправленных баз. Некоторые даже грозят судом за ущерб репутации и брэнду.

Однако за что борешься, на то порой и напорешься. Компания Symantec решила бить таких вот неугомонных их же оружием. В прошлом году в ее базу попали некоторые программы от фирмы Hotbar.com. Руководство последней потребовало "восстановить справедливость". Требования и угрозы продолжались с июля прошлого года, и юристам Symantec это в конце концов надоело.

Компания обратилась в суд с просьбой изучить Hotbar’овское ПО и вынести вердикт: относится ли оно к классу adware, и вправе ли Symantec предлагать пользователям инструменты по его удалению. Никаких компенсаций с Hotbar компания не требует. Надо полагать, без тщательного изучения ситуации Symantec не стала бы подавать иск, а значит, ее шансы на выигрыш приближаются к ста процентам. Неплохой выйдет урок. - А.Ш

Кто на свете всех милее?

В Сети обнаружен уже второй вирус, эксплуатирующий интерес к скандалу вокруг Майкла Джексона. Напомним, что первый появился в минувшем октябре. В письме, упавшем в электронный почтовый ящик, предлагалось взглянуть на некое домашнее видео Джексона - в результате любопытные простаки заполучали троян Hackarmy.

В новом вирусном спаме говорится, что Джексон пытался покончить жизнь самоубийством, и приводится ссылка, которая якобы ведет на текст предсмертной записки бывшего короля поп-музыки. На самом же деле по ссылке попадаешь на сайт, который использует известные бреши в системе безопасности Windows и пытается подсадить на компьютер гнушающегося заплаток юзера трояна Borobt-Gen.

Вирус появился на пике скандала, всего за неделю до завершения дела "Народ штата Калифорния против Майкла Джексона", по которому певцу было предъявлено десять обвинений, включая сексуальные домогательства к несовершеннолетним. Присяжные признали Джексона невиновным по всем пунктам.

Между тем Panda Software взялась судить других известных людей, но не за проступки, а за популярность. Согласно опросу, Бритни Спирс заняла первое место в хит-параде знаменитостей, чьи имена вызывают стойкие ассоциации со спамом и вирусами. На втором месте - не нуждающийся в представлении Билл Гейтс. В десятку вошли также Дженифер Лопес, Шакира, Усама бен Ладен, Майкл Джексон, Билл Клинтон, Анна Курникова, Пэрис Хилтон и Памела Андерсон. Вот оно, виртуальное бремя славы… - Т.Б.

Щит и мяч

Судя по всему, намеченный на будущее лето чемпионат мира по футболу в Германии станет моментом истины не только для футболистов, но и для робототехников: ответственная миссия по борьбе с террористической угрозой здесь будет возложена на плечи железных бригад.

Гарантом безопасности стадионов во время футбольных баталий станет электронный охранник OFRO+detect от берлинской компании Robowatch Technologies. Сей страж выглядит как миниатюрный гусеничный танк весом 65 кг с башней-перископом высотой 1,2 м. Его основная миссия - своевременное обнаружение оружия, которое могут пронести на трибуны террористы. В арсенале робота - спектрометр ионной подвижности и двенадцать сенсоров, позволяющих обнаруживать следы взрывчатки и ядовитых веществ; радиационный детектор; инфракрасная и оптическая камеры; ультразвуковой сонар. В течение двенадцатичасового "рабочего дня" (неплохой показатель для ионно-литиевой батареи) страж будет объезжать вверенную территорию со скоростью 4 км/час, озирая окрестности и немедленно радируя подразделению полиции в случае малейшего отклонения показаний датчиков от нормы. Для связи может использоваться встроенный WLAN-адаптер (особое внимание уделено защите коммуникационного канала от перехвата) или GSM/GPRS/UMTS-модуль, причем кроме тревожного сообщения OFRO+detect способен отправить видеозапись подозрительного объекта вместе с его GPS-координатами.

Как уверяют разработчики, роботу по силам управиться с патрулированием площади в один гектар, при этом благодаря эффективному алгоритму обхода препятствий он способен продираться даже сквозь толпы неистовствующих фанатов (что, впрочем, вызывает большие сомнения: испытания робота в условиях непосредственной близости к футбольной торсиде пока не проводились). Перед тем как задействовать новинку в местах будущих футбольных битв, Министерству внутренних дел Германии предстоит решить, нанимать ли электронных стражей на постоянную работу, потратив на каждого из них 80 тысяч евро, или призвать их на "срочную службу" (цена месячной аренды составит "всего" 3500 евро).

Несомненно, "железный поток" принесет облегчение полицейским нарядам. И все же, окружая себя кордоном электронных блюстителей порядка, человеку не стоит забывать и о том, что "братья меньшие" порой сами нуждаются в помощи и защите. Так, в Великобритании зафиксирован первый случай "робокиднеппинга": группа злоумышленников, называющих себя "Защитниками планеты Земля", похитила известного всей стране электронного "актера" по имени Dalek, сыгравшего роль грозного робота-разрушителя в телесериале "Dr. Who". Местом преступления стал один из туристических аттракционов компании Wookey Hole, где Dalek пользовался неизменным успехом. В лучших традициях криминального триллера похитители прислали владельцам робота его ампутированную конечность с грозной запиской, где, в частности, говорилось: "ради безопасности человеческой расы робот был разоружен и лишен своего деструктивного механизма".

Странное похищение вызвало к жизни немало противоречивых версий случившегося. Некоторые журналисты, к примеру, дошли до того, что обвинили в краже британских "зеленых", якобы намеренных использовать робота в массовых протестах во время грядущей встречи Большой восьмерки в Эдинбурге. Впрочем, планы "Защитников Земли" так далеко не шли - нашалившись вволю, они позвонили хозяевам робота и сообщили о его местонахождении. Если бы не этот звонок, судьба Dalek’а могла сложиться куда плачевнее: во время всей этой суматохи местные представители полиции сохраняли завидное хладнокровие, без обиняков заявив, что считают поиски "жестянки" пустой тратой времени. Интересно, когда же, наконец, сбудутся мечты фантастов и дела о похищении роботов будут вести электронные следователи? - Д.К.

Накося, выкуси!

О вкусах, как известно, не спорят. Тем не менее, компания NEC рискнула сконструировать робота, который способен не согласиться с вами по поводу кулинарных пристрастий. Дебют первого в мире "рободегустатора" по имени Health/Food Advice Robot состоялся в начале лета в одном из павильонов проходящей в Японии всемирной выставки Expo 2005.

Как надеются конструкторы, появление на свет "робота, наделенного вкусом" позволит устранить еще один досадный изъян в "физиологии" механических людей. Чего греха таить, развитие электронных органов чувств идет весьма неравномерно: да, в последние годы роботы стали заметно более "зрячими", "слышащими" и "осязающими", однако окружающий мир по-прежнему не имеет для них ни вкуса, ни запаха. Не секрет, что человек, лишенный какого-либо органа чувств, пытается компенсировать его отсутствие за счет имеющихся "природных датчиков". Именно так японские исследователи и подошли к решению проблемы искусственного вкуса и возложили функцию "вкусовых пупырышков" на "органы зрения".

При помощи встроенного инфракрасного сенсора робот производит спектральный анализ предложенных продуктов, а затем пытается интерпретировать полученные данные. Благодаря эффективному алгоритму распознавания, разработанному на факультете органической химии университета Мие, прибор "с первого укуса" определяет содержание в продукте белков, жиров и углеводов, а также разбирается в многообразии минеральных компонентов. Помимо функций дегустатора, аппарат справляется с ролью диетолога: проведя экспресс-анализ вашего завтрака, он без труда установит его калорийность и подаст предупреждающий сигнал, если подобный рацион чреват ожирением. Несмотря на общеизвестные достоинства японской кухни, "рободегустатор" придерживается европейских кулинарных традиций: его "коньком" стал анализ различных сортов сыра и хлеба. - Д.К.

Просто добавь воды

Любопытный интерфейс для работы с компьютером разработала молодая финская компания FogScreen. Ее интерактивный воздушный экран состоит исключительно из воздуха, лазерных лучей и воды.

Новое устройство прекрасно подойдет и для серьезных презентаций, и для детских забав. В его основе продающаяся с прошлого года система FogScreen Inia, которая создает экран размером полтора на два метра из плотного тумана толщиной всего пятнадцать сантиметров. Для этого на потолке крепится устройство, формирующее плоский ламинарный поток воздуха, в который с помощью ультразвука впрыскиваются мелкие капли воды (по похожему принципу работают некоторые бытовые увлажнители воздуха). Изображение проецируется на туман обычным видеопроектором. Сквозь экран можно пройти, оставшись сухим. Изображение от этого, конечно, разрушится, однако затем восстановится всего за несколько секунд.

Недавно к аппарату добавили систему из сканирующих лазерных лучей, благодаря чему теперь можно рисовать на экране рукой или указкой (работающие прототипы были показаны около года назад, но до массового производства дело дошло лишь недавно). Перекрытый рукой луч позволяет компьютеру точно определить то место, на которое указал пользователь.

К сожалению, туманному экрану строго противопоказаны сильные сквозняки. Кроме того, установка потребляет больше двух киловатт электроэнергии, а на потолок придется вывести водопроводную трубу или подвесить к нему резервуар с солидным запасом воды. - Г.А.

Джипы грязи не боятся

Широкомасштабная борьба английских властей за порядок на автодорогах начала давать своеобразные побочные эффекты. Главным инструментом в укреплении дорожной безопасности стали, как известно, многочисленные speed-камеры на автострадах, автоматически замеряющие скорость движения машин и распознающие их регистрационные номера. По базе данных система устанавливает нарушителя и тут же отсылает уведомление-квитанцию о штрафе.

К массовому развертыванию этой технологии готовились давно, пару лет назад ввели специальные номера с укрупненными символами, чтобы автоматике было легче работать, и ныне система уже начала себя окупать, принося ощутимые деньги в бюджет дорожной полиции. Но поскольку всякое силовое давление неизбежно порождает противодействие, то и в данном случае реакция автомобилистов не заставила себя ждать. Несколько веб-сайтов (вроде www.speedcam.co.uk  и www.safespeed.org.uk ) собирают информацию о многочисленных ошибках дорожной автоматики и неправомерно выписанных штрафах, а также организуют общественность для протестов против чрезмерно навязчивой, по их мнению, технологии слежения. В других местах Сети водителям предлагают скачать электронные карты с выявленными местами расположения полицейских камер. Эти карты можно загрузить в бортовой аппарат GPS, и компьютер подаст звуковой сигнал при всяком приближении к "засаде".

Но самое необычное решение проблемы предлагает небольшая фирма Sprayonmud, расположенная в английской глубинке на берегу вечно мутной реки Шропшир. Изобилие деревенской грязи и подало владельцу фирмы Колину Даузу (Colin Dowse) идею делать на ней деньги. Так что с прошлого года Sprayonmud (в дословном переводе "Разбрызгай грязь") по неслабой цене порядка 15 долларов продает автолюбителям разлитую в емкости по 0,75 литра густую бурую жидкость "для нанесения на поверхность машины". По составу это обычная грязь с небольшой добавкой "секретного" вещества, придающего смеси повышенную липкость. Официально сей странный товар предлагается владельцам городских внедорожников, дабы их машина всегда выглядела "как только что побывавшая на крутой охоте или рыбалке". Но и ежу понятно, что главная цель "спецгрязи" - так заляпать номерной знак, чтобы его не распознала никакая полицейская автоматика. На это прозрачно намекает и рекламная картинка, вывешенная на веб-сайте Sprayonmud.

В принципе, сокрытие номерного знака считается в Британии серьезным нарушением, и если доказано, что автовладелец пошел на это преднамеренно, он карается штрафом почти в две тысячи долларов. Однако деятельность компании Sprayonmud стражей порядка совершенно не волнует, поскольку в продаже бутылок грязи нет никакого преступления. Да и вообще, доверительно сообщила полиция, большинство установленных на дорогах speed-камер оборудовано инфракрасным считывателем. А ему без разницы, заляпан номер грязью или нет. - Б.К.

Кремний вместо золота

Важный шаг на пути к молекулярной электронике удалось сделать группе канадских ученых из Университета Альберты и Национального института нанотехнологий. Они предложили новую концепцию молекулярного транзистора на кремниевой подложке и детально изучили его поведение.

В последние годы многие научные группы и исследовательские центры крупных корпораций пытаются создать молекулярные переключатели, которые должны заменить обычные кремниевые транзисторы в компьютерах будущего. Уже вовсю идет патентование, реклама и продвижение разных концепций и технологических решений, поскольку все понимают, что вероятнее всего только одна из технологий выживет в конкурентной борьбе, а ее владелец получит львиную долю прибыли. Однако несмотря на рекламу и громкие обещания скорого появления молекулярных компьютеров остается еще масса нерешенных проблем. И, пожалуй, главная трудность состоит в поиске надежного способа подсоединения молекулы-переключателя к остальной электронной схеме.

В современных чипах транзисторы соединяют медными проводниками. И молекулы тоже пытаются присоединить к проводникам, как правило, из меди, серебра, золота или палладия. Но если подходящая молекула имеет лишь несколько четко выраженных квантовых состояний с разной проводимостью, то в проводнике их очень много. И малейшие геометрические изменения в соединении сильно влияют на его проводимость, что приводит к нестабильности, случайным переключениям и другим неприятностям.

Ученые решили попробовать обойти эти проблемы, присоединив молекулу не к металлу, а к полупроводнику, в данном случае - к поверхности кремния. Кремний может образовывать ковалентную химическую связь с органической молекулой, что надежно закрепит ее в нужном месте. А вдоль и поперек изученная технология внесения примесей в кремний позволит легко получить полупроводник с нужными свойствами.

Успех превзошел все ожидания. С помощью сканирующего туннельного микроскопа было показано, что на специально подготовленной поверхности кремния можно надежно управлять зарядом единственного атома, тогда как остальные атомы будут оставаться нейтральными. Электрическое поле этого атома определяет проводимость соседней молекулы, присоединенной к поверхности кремния. Протекающий по молекуле ток может быть включен и выключен путем изменения заряда "управляющего" атома. Измерить проводимость переключателя удалось при нормальных условиях, тогда как большинство иных молекулярных устройств приходится охлаждать до очень низких температур, чтобы что-то измерить.

Полученные результаты, недавно опубликованные в журнале Nature, открывают новую возможность создания гибридных молекулярно-кремниевых чипов. И хотя ряд других технологий молекулярных компьютеров разработан гораздо лучше, вполне возможно, что именно эта молодая концепция быстро догонит и перегонит своих конкурентов. - Г.А.

Пропан не пропал

Группе американских ученых из трех университетов впервые удалось создать миниатюрную батарею на топливных элементах, работающую на бытовом газе пропане. Модуль размером с цилиндрическую батарейку диаметром три и длиной семь сантиметров способен выдать 0,35 Вт при напряжении около 0,7 В. Двух таких устройств, включенных последовательно, вполне достаточно, чтобы надолго решить проблему питания, скажем, MP3-плейера.

Самые многообещающие современные конструкции портативных топливных элементов работают на ядовитом метаноле, существуют также устройства, использующие метан. Однако эти топлива на основе легких углеводородов со сравнительно малой плотностью запасаемой энергии не лишены серьезных недостатков.

Было бы заманчиво применить в топливных элементах более тяжелые углеводороды, вроде широко распространенного (в смеси с бутаном) пропана C3H8. Пропан дешев, легко сжижается и в жидком состоянии запасает примерно вдвое больше энергии на единицу объема, чем метанол. Однако этот газ пока никто всерьез не рассматривал, поскольку работающие на нем твердоокисные топливные элементы функционируют при сравнительно высокой температуре 500–600 градусов Цельсия. А это ведет к массе проблем с теплоизоляцией, предварительным разогревом при запуске и т. п., которые очень трудно решить в портативных устройствах.

Сломать этот стереотип ученым удалось, применив новый катализатор и несложную, но эффективную конструкцию. Чтобы их элемент начал вырабатывать ток, его достаточно нагреть до 300 градусов, а затем реакция будет поддерживаться за счет собственного тепла. Аппарат имеет одно отверстие для ввода смеси пропана и кислорода и еще одно для выхлопа. Сам элемент и выхлопная трубка омываются свежей холодной смесью, что облегчает теплоизоляцию и заодно подогревает горючее. В результате мощность 0,35 Вт удалось снять при рекордно малых размерах устройства и площади катода всего 1,42 кв. см.

По утверждению изобретателей, пропановую технологию можно попытаться довести до массового производства, а пока ученые решили поискать более эффективный катализатор, чтобы полностью исключить стартовый прогрев и понизить рабочую температуру реакции. - Г.А.

Голь на выдумки хитра

Извилисты пути прогресса. Если первые компьютеры создавались для сложных научных расчетов, то теперь основной потребитель вычислительных ресурсов, а значит, и двигатель прогресса домашних ПК и приставок - видеоигры. А ученые в основном довольствуются плодами массового производства, собирая суперкомпьютеры из тысяч обычных процессоров.

В последние годы графические акселераторы развиваются заметно быстрее центральных процессоров, - на некоторых задачах разница в их производительности может составлять несколько порядков. Что же зря пропадать такому добру? Пусть и графические акселераторы поработают на благо прогресса, решили ученые.

Идее использовать видеоадаптер не по прямому назначению уже почти тридцать лет. На сайте Gpgpu.org, скажем, можно найти ссылки на несколько десятков проектов, решающих с помощью видеокарты самые разные задачи - от расчета течений и перемножения матриц до обработки аудиосигналов. Но в последние годы работы в этом направлении заметно активизировались: в частности, пишутся несколько расширений популярных языков программирования вроде С++, которые позволят использовать в расчетах вычислительные ресурсы видеоакселераторов. Помимо быстрого роста мощи графических карт этому способствовало и появление шины PCI Express, пропускная способность которой хоть пока и не полностью востребована в играх, зато очень полезна для решения других задач.

Самые солидные научные организации рьяно взялись за дело. Недавно в Лос-Аламосской национальной лаборатории США был создан язык программирования Scout для быстрой визуализации и анализа результатов научных расчетов на мощных видеокартах. Он помогает наблюдать на экране неустойчивость коллапсирующих звезд и капризы переменчивого океанского течения Эль-Ниньо, причем расчеты выполняются на порядок быстрее, чем при использовании центрального процессора. Сейчас ученые работают над новой версией, которая позволит объединить вычислительные ресурсы видеокарт нескольких компьютеров. В Стэнфордском университете совершенствуют язык Brook, расширяющий стандартный С и позволяющий эффективно выполнять параллельные вычисления на видеокарте.

Разумеется, мощная видеокарта полезна далеко не в каждом научном расчете. Она пригодится в задачах, требующих интенсивных математических вычислений, которые можно разбить на небольшие порции, не требующие значительного обмена данными. Но если так пойдет и дальше, то вполне возможно, что игровые акселераторы последнего поколения станут обычным инструментом во многих научных лабораториях, а в языки программирования и пакеты программ для научных расчетов будут обязательно включать софт для графических ускорителей. - Г.А.

А комету не жалко?

4 июля, в День Независимости США, Америка нанесет ракетный удар по комете Темпеля-Туттля (Tempel 1). Точнее, не Америка, а американский космический корабль "Deep Impact", запущенный около полугода назад. За сутки до времени "Ч" он выпустит самонаводящуюся ракету весом в полтонны, которая столкнется с кометой. Результат столкновения "агрессор" будет наблюдать с расстояния 500 км.

Запланированное мероприятие сравнивают с попыткой выстрелом, сделанным с одной летящей пули, поразить другую да еще и наблюдать за попаданием. Сюрреалистический характер этой затеи отражен даже в названии корабля: "Deep Impact" - так назывался выпущенный в 1998 году фантастический фильм о бомбардировке кометы, угрожавшей Земле (в российском прокате - "Столкновение с бездной").

Зачем нужен этот дорогостоящий эксперимент? Публике скормили такое объяснение: при разрушении кометы можно будет определить, из какого вещества она состоит, что поможет прогрессу науки. Еще один резон - защитить Землю от возможных опасных контактов с астероидами и кометами. Не надо забывать и о чисто военном значении проекта (садануть ракетой можно и по космическому кораблю), и попросту о подгаданной к национальному празднику демонстрации технологической мощи.

Ожидая очередного триумфа человеческого разума, задумаемся о последствиях эксперимента. Что станет с кометой, точно неизвестно. Вероятнее всего, удар выбьет на поверхности ее ядра (поперечником примерно 6 км) кратер размером с футбольное поле, хотя возможны и более катастрофические варианты. Впрочем, при любом развитии событий образовавшиеся осколки вроде бы не представят опасности для нашей планеты. А вот саму хвостатую звезду разве не жалко?

Комета Темпеля-Туттля, открытая немецким астрономом Эрнстом Темпелем в 1867 году, вращается вокруг Солнца с периодом в пять с половиной лет. Как любая комета, она постепенно "теряет в весе" под воздействием солнечного ветра (порождая метеорный поток Леонид), так что разрушительный эксперимент лишь слегка ускорит естественный процесс.

Согласно одной из точек зрения, уникальные объекты, которые не могут быть воссозданы человеком, следует охранять - и не только ради возможной пользы, которую они могут принести, но и просто из этических соображений. Неповторим каждый вид на нашей планете, неповторима личность каждого человека, неповторимы произведения искусства, созданные человеческим гением, неповторима каждая комета в небесах над нашими головами. Вы скажете, что комета обречена на смерть и без нашего вмешательства? Но то, что виды вымирают, люди умирают, а шедевры искусства разрушаются, не делает их уничтожение этически приемлемым.

Впрочем, сетования запоздали, проект был запланирован еще пять лет назад и теперь наверняка состоится, если, конечно, не помешает какая-нибудь техническая неполадка. Ученые почувствуют удовлетворение от решения сложнейшей инженерной задачи, обыватели подивятся возможностям новых технологий. Но можно ли поручиться, что очевидцы разрушения кометы не испытают частицу того кайфа, который вдохновлял штурмовавших Рим вандалов? - Д.Ш.

Убить НАТОвца

Мерзкий скандал гуляет по русскоязычной части LiveJournal. Abuse Team "Живого Журнала" (отдел, отвечающий за ненарушение законов блогописателями) пачками удаляет дневники пользователей, принявших участие в онлайн-флешмобе "Убей НАТОвца" (акция, собственно, и заключалась в размещении этой надписи в своем ЖЖ).

Сей информационный повод для читателей "Компьютерры" (которые лично не замечены в уничтожении натовцев) вроде бы и незначителен, но лишь на первый взгляд. Русскоязычный сегмент ЖЖ с самого начала сильно отличался от американского: "личный дневник" сразу стал жанром сетевой литературы (для знатоков достаточно назвать имена Александра Житинского, Дмитрия Горчева, Ольги Хохловой) и получил отдельную культурную самоценность. Именно поэтому разрушение этого сегмента вовсе неравнозначно "прикрытию какой-то там тусовки" и больно ударит по некоторой части русскоязычной сетевой культуры - а именно к такому разрушению ведут действия Abuse Team. Дело в том, что дневники закрываются по обвинению в "публикации призывов к массовому насилию", в то время как злосчастный слоган - всего лишь форма проявления гражданской позиции, пусть и несколько инфантильный (что вообще-то свойственно сетевой культуре).

Решение о "геноциде ЖЖ-юзеров" явно было принято Abuse Team на основании сообщения русскоязычного "доброжелателя" (или нескольких), которое было проверено путем перевода надписи "Убей НАТОвца" каким-нибудь автоматизированным переводчиком. К сожалению, такой путь "контроля за нравственностью" ведет в тупик: огромное количество текстов при дословном переводе становятся неполиткорректными, призывающими к национальной розни, свержению существующего строя и геноциду выхухолей. При отработанной схеме "донос - автоматический перевод - закрытие журнала" мы имеем все шансы лишиться множества (если вообще не всех) талантливых сетевых литераторов. Уже закрыты дневники первых русскоязычных ЖЖ-авторов - Михаила Вербицкого и Романа Лейбова; закрыл свой дневник Дмитрий Горчев (его блог был вторым по посещаемости в русскоязычном сегменте).

К сожалению, уникальная атмосфера "места, где можно говорить что угодно, и тебя услышат" - по-видимому, потеряна LiveJournal’ом безвозвратно. Будем надеяться, что идущий за ним - сильнее его. - В.Ш.

Новости подготовили

Галактион Андреев
[galaktion@computerra.ru]
Тимофей Бахвалов
[tbakhvalov@computerra.ru]
Евгений Золотов
[sentinel@computrra.ru]
Бёрд Киви
[kiwi@computerra.ru]
Денис Коновальчик
[dyukon@computerra.ru]
Дмитрий Шабанов
[bio_news@list.ru]
Виктор Шепелев
[vshepelev@computerra.ru]
Антон Шириков
[shirickov@computerra.ru]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.