Письмо из Сибири — 2005 "Высшее образование — великие, прекрасные слова!"…
АрхивЗабавно сейчас перечитывать это старое письмо — такое наивное, полное недоумения и надежды, что что-то со временем изменится… Впрочем, за два года многое в университете действительно изменилось.
Забавно сейчас перечитывать это старое письмо - такое наивное, полное недоумения и надежды, что что-то со временем изменится… Впрочем, за два года многое в университете действительно изменилось. Доисторические персоналки в библиотеке сменились двумя серверами от Sun с сетью бездисковых терминалов, сменились машины на ВЦ - теперь на них вполне можно работать. Выстроен новый корпус со светлыми аудиториями, административное подразделение разрослось до целого этажа…
Нашей специальности ("Прикладная информатика в экономике") все-таки дали хороший курс баз данных, курс разработки ИС, научили правильно ставить и анализировать задачу, прочитали хорошие курсы эконометрики, статистики, математического моделирования… Пять действительно полезных курсов за четыре семестра - оказывается, не так уж и мало: другим специальностям повезло меньше. Вот только не отпускает разочарование и обида за то, что эти курсы тонут в море бесцветных, никому не нужных дисциплин, на которых мы откровенно просиживали штаны, заполняя тетради не лекциями, а смешными стишками или просто рисуя чертиков.
Прошло много времени - и мы наконец-то осознали, чем нам придется заниматься. Появился первый опыт практической работы… Но пожалуй, главное, что изменилось, - окончательно улетучился розовый туман от пропавших два года назад розовых очков: недоумение сменилось равнодушием. Трудно сказать, что стало тому причиной. Может быть, экзамен, который группе двоечников обошелся в сотовый телефон для преподавателя. Может быть, то, что преподаватель этот за весь семестр появлялся на лекциях от силы три раза. Может быть, одна и та же курсовая, которая уже дважды сдавалась разным преподавателям, и похоже, пригодится еще раз…
И далеко не самое страшное, что на лекции ходить не обязательно, что на них можно дремать, укрывшись за баррикадой шуб и сумок. Нетрудно привыкнуть и к тому, что на лекциях можно не писать, а открыто читать газету, сидя на первой парте и время от времени поправляя преподавателя в особо сложных местах. По-настоящему страшно становится, когда понимаешь, что лекция для четвертого курса читается по рефератам, написанным от силы второкурсниками. Еще страшнее ловить взгляд преподавателя, рассеянно скользящий по такому реферату и судорожно выискивающий хоть какие-то знакомые слова… Хочется посмотреть в глаза вечно страдающему с утра заведующему кафедрой, поставившему читать "Сетевую экономику" солидную даму, впервые слышащую о CRM- и ERP-системах от студентов и считающую HTML "новейшей технологией". Хочется посмотреть в глаза составителю учебного плана, в котором сначала идет сложная и важная дисциплина, а в следующем семестре - основы, на которых она строится. Хочется посмотреть на не моргнувшего глазом декана, утвердившего план, из которого исчез курс "1С".
Почему на изучение абсолютно бесполезного Пролога отводится 177 часов, а на практическую работу с MS SQL - 82? Почему на курс "Безопасность жизнедеятельности" дается 139 часов, в течение которых мы прилежно просчитывали освещенность рабочих мест, уровень шума и воздухообмен в помещении, а на "Проектирование БД" - всего 98? Зачем нам дали два разных курса, которые фактически свелись к освоению поисковых систем, а о языке PHP, о Linux, об Apache и MySQL за четыре года не сказали ни слова?
Объявление в газете: "Требуется программист со знанием 1С, MS SQL, C++, PHP…". Ну почему чиновники не читают газет?! Да, люди нашей профессии вряд ли будут кодировать что-то самостоятельно - но до такой должности нужно еще дорасти, просто так человека с улицы без солидного резюме и рекомендаций на нее не поставят. Заиметь такое резюме, не поработав на низовых должностях, невозможно - а как раз для этого в учебных планах нет ничего. Да, мы стали неплохими экономистами - но это все благодаря теории, полезных на практике знаний у нас нет - и, похоже, уже не будет.
Однокурсницу увольняют с работы (по специальности!!!) за неспособность нарисовать простейшую схемку в Visio. Конечно, она сама виновата, что не разобралась с этим пакетом заранее, но то, что курс, в котором изучались солидные CASE-средства (BP-Win, ER-Win, Rational Rose), не включал столь банальный офисный инструмент, удручает.
Постепенно все это становится не чем-то из ряда вон выходящим, а привычным повседневным фоном. Уже не обращаешь внимания, что терминалы от Sun используются в лучшем случае для болтовни в чате, что ответы на онлайн-тест по-прежнему обходятся в бутылку пива, что покупка зачетов для многих стала нормой, что курсовую можно защитить, поговорив с учительницей "за жизнь"…
Мы просто устали все это замечать. Мы устали удивляться и ужасаться. Мы просто махнули рукой. Нас давно перестала интересовать "общественная жизнь", мы уже не замечаем красочных стендов - мы уже видели все это. Мы уже знаем, что там скажут. Мы уже знаем, сколько в тех словах смысла…
Мы предпочитаем сидеть по домам и смотреть аниме - ведь оно заставляет задуматься о жизни куда сильнее, чем курс "Философия". А кто-то предпочитает пить пиво. По большому счету, мы уже и не учимся - мы лишь ходим в университет и выцеживаем крохи полезных знаний, добирая недостающее из Сети.
Университету не до нас - что ж, мы с удовольствием ответим ему тем же - останется только грусть. Не оттого, что с нас сняли розовые очки, - оттого, что их сняли так, из некогда задорных и жизнерадостных парней и девчонок сделав равнодушных почти ко всему "спецов".