Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку
АрхивМненияВ Израиле разразился чуть ли не крупнейший за всю историю страны скандал на почве промышленного шпионажа. Уже арестовано восемнадцать человек, включая директоров ряда крупных фирм и частных детективных агентств.
В Израиле разразился чуть ли не крупнейший за всю историю страны скандал на почве промышленного шпионажа. Уже арестовано восемнадцать человек, включая директоров ряда крупных фирм и частных детективных агентств.
Суть громкой разборки в том, что высокотехнологичные средства слежки, которые органы власти используют для присмотра за соседями и собственными гражданами, а телевидение (в передачах вроде "Большого брата") - для развлечения публики, в руках частных лиц и бизнес-структур оказываются орудием преступлений. Во всяком случае, именно так устроены законы в большинстве государств мира, и в том числе в Израиле.
В скандале, закрученном вокруг одной хитроумной компьютерной программы-троянца, замешаны крупная фирма-импортер автомобилей, два ведущих провайдера сотовой связи, одна из главных национальных компаний спутникового телевидения и три крупнейших частных детективных агентства. Во всех странах, где разрешен частный сыск, им по преимуществу занимаются бывшие сотрудники спецслужб, причем применяя те же по сути методы, что и на государственной службе. То есть скрытая фото- и видеосъемка, прослушивание телефонных разговоров и электронный шпионаж в их работе - обычная вещь. Все об этом, разумеется, знают, а скандалы возникают лишь тогда, когда кто-то сочтет шум выгодным для себя (вроде историй с появлением голых прокуроров на центральном российском ТВ).
Израильская эпопея началась в ноябре 2004 года с заурядной ситуации, когда консультант по рынку и в прошлом предприниматель Амнон Яконт (Amnon Jackont) был шокирован, увидев на одном из сайтов фрагменты собственной книги, которую он тогда лишь писал и абсолютно никому не показывал. Посоветовавшись с женой-юристом, Яконт обратился за помощью в полицию; там к его беде отнеслись с пониманием и выделили толковых специалистов, которые вскоре нашли в компьютере писателя замаскированную программу-троянца. Эта программа похищала из машины информацию - тексты, картинки, пароли - и скрытно переправляла на один из ftp-сайтов. Анализ его содержимого многократно обострил интерес израильской полиции к данному делу, поскольку в ftp-хранилище попадались конфиденциальные документы, явно скачанные из компьютеров видных израильских компаний.
Интерпол, а также полиция Англии и Германии, подключившиеся к расследованию, помогли вычислить и арестовать главного подозреваемого - проживающего в Британии израильтянина Михаэля Хаэфрати (Michael Haephrati). Была распутана и вся его шпионская сеть, активными членами которой были три частных сыскных агентства Израиля, по заказам которых Хаэфрати внедрял в компании, а затем курировал работу шпиона-троянца собственного изготовления. Шпионская программа подсаживалась в компьютеры либо через электронную почту, либо с помощью CD, который тем или иным способом всучивался кому-либо из сотрудников компании и хотя бы раз попадал в лоток привода. По свидетельству израильской полиции, написанный Хаэфрати троянец имеет ряд уникальных особенностей и не выявляется стандартными антивирусными средствами.
Более того, эксперты припомнили, что пару лет назад именно эту программу местные частные детективы предлагали взять на вооружение и полиции, однако стражам порядка этот инструмент по ряду параметров не подошел, отчего и был отвергнут. Зато, как ныне выяснилось, к этой софтине охотно прибегают многие израильские фирмы в деле борьбы с конкурентами. Судя по всему, масштабы этой шпионской деятельности, ведущейся без ведома государства, власти сочли совершенно неприемлемыми, а посему последовала длинная цепь арестов. Помимо директоров и ответственных сотрудников компаний, арестованы руководители детективных агентств, в частности отставной подполковник Зви Крохмаль (Zvi Krochmal, на фото в центре), в недавнем прошлом старший офицер Военной полиции, отвечавший за расследование многих важных дел. Степень вины каждого из арестованных определит суд, ну а общество в очередной раз должно убедиться в справедливости древнего латинского изречения "Quod licet Jovi non licet bovi" (перевод см. в заголовке).
- По материалам еженедельника "Компьютерра"