В ожидании осеннего бума
АрхивСтатьиi-mode продолжает победное шествие по планете: стараниями МТС уже осенью 2005 года у россиян появится возможность на личном опыте проверить, насколько хороша "чудо-технология".
Согласно данным опроса исследовательского холдинга "РОМИР-мониторинг", 47% россиян пользуются мобильными телефонами, при этом число абонентов сотовых сетей продолжает расти. По данным социологов, еще в феврале 2004 года мобильниками пользовались лишь четверть жителей страны. К июню прошлого года число людей, пользующихся услугами сотовой связи, достигло 31-32%, а в январе 2005 года мобильными телефонами пользовались уже 40% россиян.
В целом, число пользователей мобильной связи растет постоянно. В апреле 2005 года абонентов сотовой связи стало 89,63 миллиона человек (по данным iKS Consulting), и тенденция к росту сохраняется. Одновременно с ростом числа абонентов неуклонно ползет вверх популярность дополнительных информационных и развлекательных сервисов. Мобильный телефон перестает быть только средством голосовой связи, он становится персональным портативным информационным и развлекательным центром.
Повышение спроса на дополнительные услуги спровоцировало резкий рост: объем рынка одних только контент-услуг в российских сотовых сетях в 2004 г., по данным J'son and Partners, составил более $300 млн., что втрое выше показателей 2003 года. По прогнозам экспертов, в 2005 году объем рынка увеличится в 2-2,5 раза.
В частности, на популярных WAP-сайтах прирост составляет, в среднем, 10% в месяц. Количество пользователей WAP-сайтов в сутки можно примерно оценить в 2,5 миллиона человек. В России WAP на сегодняшний день, является пожалуй, самой популярной и до недавнего времени единственной технологией, позволяющей просматривать интернет-сайты на экране мобильного телефона. Стандарт WAP поддерживают большинство сотовых телефонов, а мобильные операторы предлагают различные сервисы, связанные с подключением и пользованием данной услугой.
Однако уже совсем скоро благодаря партнерскому соглашению МТС и DoCoMo на российском рынке появится конкурентный продут - мобильный интернет i-mode, которому многие пророчат сверхпопулярность. Предпосылки к таким выводам есть: i-mode является первой и наиболее популярной в мире бизнес-концепцией на рынке контентных услуг. В Европе абонентов i-mode насчитывается уже 47 миллионов человек, а эту технологию поддеживают 30 моделей телефонов. В Японии же, где i-mode и был изобретен, им пользуются около половины общего числа владельцев мобильных телефонов.
В "Мобильных ТелеСистемах" убеждены, что сайты i-mode имеют очевидное преимущество перед WAP-сайтами. "Дело в том, что WAP-сайты сделаны на языке WML. Просмотр их на экране мобильного телефона довольно-таки неудобен. А сайты i-mode построены на compact html (урезанной версии HTML) и имеют удобный интерфейс", - разъяснили в МТС.
Однако многие эксперты не соглашаются с таким категоричным представлением безусловного преимущества i-mode перед WAP. "Насколько я изучал, - заявил Александр Гагин, главный редактор журнала Next Publishing, - нет там никаких преимуществ. Это тот же самый WAP, но с системой биллинга внутри отлаженной, с интегрированной почтой и единой системой навигации. Целостность пространства и заинтересованность поставщиков сервиса за счет биллинга - главная причина успеха. Плюс то, что DoCoMo берет себе гораздо меньше 50 процентов".
"Вопрос еще и в том, - добавляет Гагин, - какие условия предложит МТС: какие поставщики, какие сервисы, какие цены, какие аппараты будет продавать для этого, на каких условиях. Считается, что везде, где запускался i-mode, он "выстреливал". Боюсь, что это миф такой, и технология как таковая - еще не гарантия успеха".
Напомним, что пользоваться i-mode после её появления осенью 2005 г. можно будет с помощью телефонов, поддерживающих данную технологию. Сейчас в России по три таких трубки предлагают Samsung и NEC. Осенью подобных аппратов станет больше: Samsung выпустит еще несколько моделей, к этому делу обещают подключиться LG и Sony Ericsson.
Что касается интерфейса и той самой "вертикальной прокрутки", представляемой МТС в виде безусловного преимущества сайтов i-mode перед WAP, то, как удалось выяснить у специалистов, всё далеко не так однозначно. Крутить вверх-вниз можно и WAP-страницу. Здесь все дело в конкретном аппарате с WAP, то есть имеются разные режимы, но по умолчанию страницу "плющит" в вертикальный столбик. Возможность варьировать режим есть не у всех телефонов, и это следствие иной проблемы - технологического разброда.
Получается, что принципиальное отличие сайтов i-mode от WAP - в биллинге, в единой навигации, во встроенной почте, а также в том, что i-mode - закрытая система, где все упорядочено и управляемо, а значит, удобнее операторам.
"Может, у i-mode в его версии html все и лучше, но вряд ли это имеет значение для успеха технологии. Главный вопрос, - отмечает Гагин, - какие зарядят тарифы, и как быстро обеспечат пользователей телефонами с поддержкой i-mode".
Возвращаясь к обещаниям самой МТС, следует упомянуть, что плата за использование i-mode будет производиться следующим образом: деньги будут сниматься за трафик (пока, предположительно, это будет 9 центов днём и 7 - ночью). Кроме того, пользователь сможет осуществить подписку на столько сайтов, сколько пожелает. Подписка на один сайт будет стоить, ориентировочно, $2-3.