15.06.2005
Архив=+=+=+=
Прежде чем перейти к смакованию железяк, коих на пресс-конференции было представлено от души, хочу поделиться недоумением по поводу одной парадоксальной цифры, заявленной отделом продаж «Ардис». Так, по состоянию на 16 мая 2005 года в Россиянии издано 1044 наименования книг на аудионосителе. Далее — внимание! — самыми переиздаваемыми и продаваемыми являются произведения русских и зарубежных классиков типа «Мастера и Маргариты» (переиздавалась 5 раз), рассказов Чехова (6 раз) и гоголевских «Мертвых душ» (7 раз).
Я прям поперхнулся блинчиком с сёмгой! В моем представлении основным (если не единственным) потребителем аудиокниг является «человек с рулем» (по аналогии с ленинско-погодинским «человеком с ружьем»), который, томясь в затяжных московских пробках, слушает что-нибудь такое, чтоб не внапряг. Картина, между прочим, похожая на ту, что сложилась в стране-родоначальнице «чтения не читая» — Америке. Скажем, я четко представляю себе потребителя аудиоверсии моих «Великих афер»: это все тот же «человек с рулем», дополненный, однако, широко растопыренными пальцами. Шуршит своим «Гудиером» такой хозяин жизни по стране, которую обшмонал до нитки, и внимательно слушает поучительные истории про то, как его старшие (по разуму) братья украли еще больше: не жалкие лимон-другой, а сразу миллиард баксов. А то и пятьдесят миллиардов. Вот где размах-то! Вот где пример для подражания! Тем более что в своей книге я по мере сил и возможностей бережно воспроизводил в доходчивой форме все хитрозадые схемы по глобальному умыканию чужих денег — будь то в аферах мальчика Энди Фастова из «Энрона» или виртуальной бирже «короля мусорных облигаций» Майкла Милкена.
Вот и скажите на милость: будет такой «человек-сруль» слушать в пробках Антона Павловича Чехова? Николая Васильевича Гоголя? Заглянул в каталог «Ардиса» — волосы вообще встали дыбом: Гёте «Фауст», Макиавелли «Государь», Ницше «Так говорил Заратустра»… Боже праведный: КТО ЖЕ СЛУШАЕТ ТАКИЕ ТЕКСТЫ?!
Отчасти успокоился, когда Василий Лядов, руководитель проекта «Ардис», высветил на экране проектора схему-пирожок читательской аудитории. Оказалось, что «люди с рулем» на нашей родине составляют лишь 26% потребителей аудиокниг, тогда как львиная доля (52%) приходится на писюковых слушателей. В этом случае картина понятная: сидит братишка-geek на казенном месте, томится бездельем и слушает всякую классическую белиберду — не все ли равно, что слушать солдату, когда время бежит, а служба идет?
Почему белиберду? Потому что «Заратустра» на слух — это белиберда. И «Братья Карамазовы» на слух — тоже белиберда. И «Шпиль» Уильяма Голдинга. И «Процесс» Кафки (читаю по каталогу «Ардиса»).
Выходит, почтенный аудиоиздатель и сам занимается белибердой, перекладывая на звук высокохудожественную классику и сокровищницу мировой философской мысли? По крайней мере, такая интонация прозвучала в парочке журналистских вопросов на пресс-конференции. Позволю себе категорически не согласиться. Полагаю, завсегдатаи колонки давно догадались, что хохма старого Голубидзе про «людей с рулем» и «братишек-geek’ов» — не более чем стилистический вензель нашего нескончаемого культурологического повидла. А заодно и софистический гешефт по имени petitio principii[(лат.) Подмена основания]. Почему? Потому что кроме голдасных воров и нерадивых служащих существуют люди, для которых звуковое восприятие литературы является единственно доступной формой!
Вот немного цифр для отрезвления: в России проживает больше миллиона слепых! Проблемы со зрением испытывают 60% граждан старше пятидесяти лет. Каждый пятый из них страдает глаукомой, а 40% пенсионеров становятся инвалидами вследствие глаукомы. Каждый четвертый россиянин до двадцати лет получает инвалидность из-за близорукости. Я понимаю, что мы живем в стране спартанской культуры, где физически обделенных граждан не сбрасывают в пропасть только из опасения, что не поймут окружающие народы. Невозможность радикального решения проблем заставляет прибегать к суррогатным методам. Например, распихать всех инвалидов Россиянии по самым пыльным углам и закоулкам — не дай бог, сунут нос на улицу и испортят настроение здоровым россиянцам! У здоровых россиянцев и без инвалидов жизнь не сахар: продолжительность жизни мужчин 59 лет!
Впрочем, сколько бошку в белый цвет не перекрашивай (как в старом добром анекдоте про ловлю страусов в Африке[Вкрапления «Голубятен», невозможные по нравственно-слуховым соображениям на страницах бумажного издания, вы найдете в электронном варианте статей на моей домашней странице internettrading.net/guru]), status rerum[(лат.) Положение дел] изменить не получится: есть огромная армия людей, для которых подвижничество «Ардиса» — манна небесная. Особенно с учетом вполне божеской стоимости аудиокниг (в среднем 120 рублей). Так что ставим господам-озвучивателям пять баллов, а заодно прощаем им великодушно плагиат самоназвания[В 70–80-е годы американское книжное издательство «Ардис» было главным источником запрещенной и подцензурной русской литературы для страждущих «мо,згов нации»].
Теперь о железной составляющей пресс-конференции. Начну с Beyerdynamic. Компания во всех отношениях легендарная и отлично знакомая любителям высококлассного звука. Основанная в Берлине Эугеном Байером в 1924 году, Beyerdynamic поначалу специализировалась на изготовлении громкоговорителей для кинотеатров. В 1937 году выпустила первые в мире динамические наушники (DT 48 — не поверите, но эта модель производится по сей день!) и с тех пор постоянно находится в ряду производителей самых изысканных «ушей» и микрофонов.
Я не случайно помянул модель DT 48, которая не сходит со сцены без малого семьдесят лет! Аналогичная тенденция прослеживается по всем линейкам компании. Даже флагман топовой серии Premium — DT 880 — увидел свет одновременно с нашим Мишкой Талисманом (в 1980 году). Похоже, консервативность Beyerdynamic во всем, что касается внешнего вида продукции, дает фору британскому «Роллс-Ройсу». Разумеется, внутренности сегодняшних DT 48, которые позиционируются как «наушники для акустических исследований и измерений специалистами в области отоларингологии», находятся на пике современных технологических достижений, однако это лишь подчеркивает национальную слабость немцев перед концепцией Unterschдtzung[Лучший перевод в данном контексте — «прибеднение». Смысл концепции в том, что рядовую серийную модель при сохранении внешности (так что несведущему человеку просто невозможно уловить различия) превращают в космическую ракету: оснащают сверхмощным двигателем и доводят набор «люксов» до немыслимого предела. Рекордсмены «прибеднения» — BMW M5 и Mercedes 500 Е: у обоих под капотом — хорошо за 400 лошадей, а у «баварца» — еще и феноменальный с технологической точки зрения резонансный двигатель], столь смачно реализованной в автопроме.
Теперь о самих «ушах». Мне попала на тестирование стартовая модель линейки Premium — DT 440. Не буду отнимать пропитание у «профессионалов» и морочить читателям голову умными цифирями: диапазон частот 10–30000 Гц, чувствительность 97 дБ — все эти бессмысленные в практическом отношении заманухи до костей обсосаны в Интернете. Да и не по Сеньке портянка: ведь «профессиональное» мнение бывает только у звукорежиссеров по профессии. Я же ограничусь тем, что умею: нутряным впечатлением. Благо есть с чем сравнивать: подобно тем, кто сублимирует жизненные неудачи в почтовых марках и спичечных этикетках, я собираю наушники. Аж с 1978 года!
Удивительная штука: среди «Градов», «Коссух», «Зеннхайзеров» и прочих «Сонек» с «Этимотиками» в моем кляссере не нашлось ни одного «Баера»! Тем интереснее оказалось сравнение. Начну с конца: DT 440 понравились больше остальных моих «ушей» мониторного типа. Больше даже, чем несопоставимые по цене Grado SR-325i ($320 против $170). Такое вот святотатство. Теоретически догадываюсь, что Grado RS-1 (за $1000) затмят все, что шевелится у «Байера» за пазухой, вот только с трудом представляю нормального человека, готового заплатить такие деньги за «уши».
По чистоте и глубине звука DT 440 приближается к классическим моделям Etymotic Research (типа ER-4): то же безграничное уважение к оригинальному звуку, то же принципиальное нежелание гипертрофировать низкие частоты (болезнь, кажется, всех моделей Koss — любимцев молодежи). Есть, однако, и отличие: каким-то неуловимым образом DT 440 все-таки вмешивается в оригинальную композицию и дополняет ее осязаемой энергией. В большинстве случаев «самоуправство» DT 440 не вредит, а для каких-то откровенно мертвых композиций (скажем, Филиппа Гласса или Сергея Курёхина) вообще смотрится панацеей. К сожалению, природа этого вмешательства «Байера» в оригинальный звук так и осталась для меня непостижимой.
Плохо это или хорошо? Вопрос вкуса. Мне лично подобные неуловимые эфемерности по душе: не случайно для своей коллекции я выбрал не безупречный Etymotic Research ER-4, а «скандальную» модель ER-6i, в которой сигнал искусственно усиливается на 8 дБ по всему частотному диапазону. Вектор мысли понятен: беспрекословное сохранение сухого оригинала самоценно для ушей звукоинженера, а не музыкального connoisseur’а.
Удовольствие от DT 440 венчает качество ручной сборки и немецкая по духу фундаментальность конструкции: ах, эти бархатные амбушюры, способные, похоже, пережить атомную войну! Ах, этот прорезиненный пластик и кожаные подложки оголовья! Короче говоря, с чистой совестью рекомендую перфекционистам не искать добра от сладкой парочки: ER-6i для мобильного пользования и DT 440 для стационарных звуковых наслаждений.
За бортом отведенного под голубятинские экзерсисы журнального разворота остались не только железяки iRiver, представленные на пресс-конференции, но и второе эпохальное событие НЖО — посещение Call-центра и УСПД (управление сетей передачи данных) компании «МТУ-Интел». С них и начнем разговор через неделю.