Время гигафлопсов
АрхивКажется, эпоха великих компьютерных событий уже закончилась. Радость новизны персонального компьютера, локальной сетки и Интернета осталась в восьмидесятых и девяностых.
Кажется, эпоха великих компьютерных событий уже закончилась. Радость новизны персонального компьютера, локальной сетки и Интернета осталась в восьмидесятых и девяностых. Но события последней пары месяцев убеждают, что все еще только начинается.
Странные люди эти разработчики свободного софта. Делаешь им добро, а они только огрызаются. Не успела Nokia объявить, что не будет использовать свои программные патенты против Linux, как Ричард Столлмен настрочил колонку: мол, нет тут никакого добра, а есть один лишь волк в овечьей шкуре. И объявляя, что она не будет приставать к разработчикам Linux с патентными претензиями, Nokia ограждает от себя самой всего-навсего один свободный проект из более чем четырех тысяч. И то лишь нынешнюю и прошлые версии ядра Linux основной ветви разработки. Тем самым, делает вывод Столлмен, объявление Nokia — это PR-ход, необходимый компании, чтобы эффективнее лоббировать софтверные патенты в Европе. Конечно, Столлмен ужасный брюзга, но нужно признать, что он не брюзжит почем зря. Там, где речь идет о вещах юридических, дело находится за гранью добра и зла, а тем более хороших намерений. Правит не дух, а буква, к которой Столлмен скрупулезно придирается, — будь в нем поменьше творческого начала, он сделался бы выдающимся юристом.
Одновременно со спорными PR-реверансами в сторону свободного софта Nokia выпускает на основе этого софта любопытные продукты. Первый нетелефон от финской компании — планшетник Nokia 770, который скоро будет продаваться в США и некоторых европейских странах, работает на Linux и GNOME. Впрочем, какая потребителю разница, на чем он работает. С точки зрения функциональности в карманной планшеточке ничего нового нет (да, и GSM тоже нет, только Wi-Fi и Bluetooth, чтобы вязаться с настоящими телефонами). Однако есть надежда, что Nokia удалось сделать не только стильную (в этом нет сомнений), но и действительно юзабельную вещицу, достойную (несмотря на всего лишь три часа автономной работы) внимания Евгения Антоновича Козловского. О том, что существует ниша для подобных устройств — уже не наладонников, но еще не ПК, — говорят уже лет пять, однако до сих пор никто так и не смог эту нишу заполнить. Видимо, дело в каких-то неуловимых флюидах, без которых невозможно затронуть тонкие сердечные струны заевшегося потребителя.
О том, что конкурентная борьба идет на уровне сердечных струн, а не технологий, говорит пример очередного домашнего концепт-ПК от Intel и AOpen, который обозреватели чуть ли не поголовно сравнивают с Mac Mini. Он действительно похож — маленький, беленький и со щелью для оптического диска. Однако в самом Mac Mini, по сути, ничего нового нет — один лишь дизайн, а концепты компактных домашних компьютеров Intel во множестве выкатывала и до того, как на рынке появился малыш Mac. Но в подкорке засел именно Mini — почему? А вот он весь такой… потрогать хочется.
О том, что сходство будущих компьютеров от Apple и Intel не будет ограничиваться внешним видом, в мае догадывались очень немногие, а просачивающиеся в прессу слухи воспринимались как запоздалые первоапрельские перепечатки. О том, что Apple переходит на платформу Intel, компьютерные журналы иронизируют каждый год — вот и дошутились. Сегодня популярен уже иной юмор — «У меня только один вопрос: Стив (Джобс. — М.П.), что тебя так долго удерживало?» — публично удивлялся глава Adobe Брюс Чизен.
Сегодня много говорят о том, что переход на платформу Intel лишит Apple уникальности железа и приведет к появлению дешевых клонов, сделанных третьими фирмами. Конечно, приведет. И это означает только одно: Apple уже не нужно зарабатывать на аппаратной платформе. Мир изменился — вот и IBM продала свое подразделение ПК и ноутбуков не только из-за бесприбыльности, но и потому, что оно в определенной степени мешало жить. Зачем, в самом деле, консалтинговой компании делать ноутбуки?
С точки зрения ПО миграция Apple будет означать, что скоро появится очень много потребительского софта, написанного под Unix (которым, в сущности, и является Mac OS X). Становясь однополярным в своей аппаратной части, глобус ПК приобретает многополярность в программной. О том, как это отразится и на производителях, и на потребителях софта, можно только гадать. Представьте себе Голубицкого, взахлеб надкусывающего яблочные программы…
Еще одно великое, хоть и давно ожидаемое событие последних времен в области архитектуры x86 и иже с ней совместимых — переход Intel и AMD на двухъядерную архитектуру процессоров. Прорыв произошел практически одновременно, но на разных фронтах: Intel сделала упор на персональные компьютеры, тогда как AMD двигает свою двухъядерную архитектуру в серверы. Где ей в первую очередь и место — другое дело, что серверами невозможно удивить весь мир, разве что немногих айтишников. Интересно, научатся ли когда-нибудь Microsoft Word или Open Office Writer быстрее грузиться на двухъядерной архитектуре?
Вредоносные программы, во всяком случае, используют мощь современных процессоров на все сто. Кажется, что в области компьютерного вредительства уже трудно придумать что-то новое. Однако ж придумали — к тысячам способов отъема денег у населения прибавился еще один. В Сети появилась особо изощренная форма вымогательства: Trojan.Pgpcoder шифрует файлы на компьютере пользователя, а за ключ потом просят двести баксов. Правда, напоминают эксперты, деньги придется получать в реале, тут-то шантажистов и можно сцапать. Да и шифрование сделано так себе. Но замеченные рецензентами недостатки наверняка будут вскоре исправлены и на свет появятся более качественные вирусы с параллельным кодом — при шифровании любая вычислительная мощность не помешает.
Не помешает она и игровым приставкам. Видеостандарт высокой четкости, привод BD-ROM, езернет и вайфай с блютусом в новой PlayStation 3 — это, конечно, здорово. Но вот производительность центрального процессора — 218 Гфлопс — разит наповал. Для сравнения — у двухпроцессорного ПК этих гигафлопсов меньше десятка. Как говорил в свое время артист разговорного жанра Аркадий Райкин, эту бы энергию да в мирных целях…