Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Время разбрасывать баннеры

АрхивСтатьи
10.06.2005

Рынок интернет-рекламы растет и развивается столь стремительно, что американские печатные идания, напуганные оттоком рекламодателей, забили тревогу. От мировых тенденций не отстает и Рунет.

Буквально за последние несколько лет в бескрайнем море рекламы онлайновый сегмент (в том числе и рунетовский) стал настолько динамично развивающимся сектором, что по темпам прироста обогнал все традиционные её виды. Доходы американского рынка интернет-рекламы в 2004 году побили все рекорды и достигли отметки в 9,6 миллиарда долларов США. Эти результаты превысили даже максимальные показатели во времена бума дот-комов. Такие данные предоставили Интерактивное рекламное бюро (Advertising Bureau - IAB) и аудиторская компания PricewaterhouseCoopers.

Рынок растет и развивается столь стремительно, что американские печатные идания, напуганные оттоком рекламодателей в интернет, бьют тревогу: они даже запустили рекламную кампанию, чтобы показать показать потенциальным рекламодателям, что они еще живы. Бюджет маркетинговой компании, ориентированной на трехлетнее развитие, составляет, без малого, $40 миллионов.

Но хотя журналы не жалеют денег, для того чтобы привлечь на свои страницы рекламодателей, последние бегут с бумажных рекламных площадей, как крысы - с тонущего корабля.

Тиражи ведущих американских газет и журналов, таких как USA Today, The Wall Street Journal, Chicago Tribune и Washington Post, стабильно падают. Вообще специалисты давно уже прогнозируют, что со временем онлайновые СМИ начисто вытеснят традиционные.

В России ситуация пока не столь критическая. Более того, по сравнению с американским, масштабы российского рынка интернет-рекламы остаются довольно скромными. По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объём рекламного рынка России в средствах ее распространения в 2004 году составил 3855000000 долларов.

Эксперты называют и иные цифры. По оценкам менеджера компании Spylog Андрея Травина, годовой бюджет интернет-рекламы в Рунете составил 50-60 млн. долларов. "15 миллионов долларов "РБК" и 17 миллионов "Яндекса" - это официальные данные. Прибавим к ним примерно по 10 миллионов "Рамблера" и Mail.ru (неофициально) - это уже $52 млн. Оборот "Бегуна" составляет порядка 1,5 миллионов долларов, хотя он и учтен в некоторых бюджетах Mail.ru, ROL и т.д. Но "Газета.ру", "Авто.ру", AdMedia, сети на "Баннербанке", РОЛ, Subscribe.ru и другие площадки все же доводят наиболее вероятный объем интернет-рекламы в Рунете до таких цифр", - поясняет Травин.

Тем  не менее, данные АКАР свидетельствуют, что по темпам роста в России сегмент интернет-рекламы выбился в лидеры, потеснив телевидение. Прирост составил аж 66,7%. Эксперты прочат ему  дальнейший и более быстрый рост относительно других сегментов. Специалисты сходятся во мнении, что, прежде всего, это связано со стремительным ростом аудитории Рунета. Специалист по поисковым технологиям Сергей Петренко считает, что, помимо экстенсивного развития всех видов онлайновой рекламы, идет ее интенсификация, то есть пробуются сравнительно новые форматы, такие как контекстная и поисковая реклама. По мнению Петренко, эти два относительно новых вида рекламы интересны и перспективны. Андрей Травин также отметил сильное влияние контекстной рекламы на рост рынка.

Алесей Басов, директор по маркетингу компании "Бегун", специализирующейся на контекстной рекламе, подчеркивает, что рост рынка происходит в значительной степени за счет региональных рекламодателей, и прежде всего, малого и среднего бизнеса, который осваивает рекламные инструменты с недорогим входом, в частности, контекстную рекламу с оплатой за посетителя. "И хотя основные финансовые потоки по-прежнему генерируют столичные рекламодатели, я думаю, в следующие годы регионы их потеснят", - говорит Басов.

Относительно того, догоним ли мы США, как догоним и когда - здесь мнения экспетов расходятся существенно. По мнению Петренко, мы не просто отстаем и в будущем придем к той же ситуации, практически точно повторяя все ключевые моменты в развитии рынка. "Единственное, что отличает Рунет от остальных секторов интернета - это наличие концентрации ресурсов вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, такого нет больше нигде, но по мере развития региональных секторов эта концентрация будет ослабевать", - говорит Петренко.

Травин из Spylog с ним не согласен и полагает, что у нас "свой путь" по целому ряду причин.

Во-первых, нигде в мире нет схожей ситуации, когда 90% аудитории интернета заходят на три портала  - Mail.ru, "Рамблер" и "Яндекс". Во-вторых, нигде в мире нет такого явления, как "пузомерка" "Рамблер Топ100", которая очень влияет на трафик в ряде сегментов: туризм, СМИ, юмор и развлечения, например. И баннерные сети подстраиваются под рамблеровский рейтинг. Весьма любопытно также влияние на ситуацию с интернет-рекламой в Рунете отечественных баннерных движков (очень развитых), интернет-счетчиков (нигде в мире нет такого многообразия счетчиков), многообразия нашего рич-медиа и всех прочих програмных достижений, к примеру, нового мощного отечественного  лог-анализатора SpyLOG Flexolyzer и др.

"Я уже не говорю про региональные особенности Рунета, - заявляет Травин, - особенно про нарушение связности между городами, которое создает такие феномены, как внутригородской интернет (например, в Томске)".

"Во всяком случае, - подводит итог Алексей Басов из "Бегуна", - я уверен, что по относительным показателям мы не сможем приблизиться к Америке за такой небольшой срок. Подобные тенденции являются следствием глубокой интернетизации общества, когда большая часть домохозяйств охвачена услугой доступа в Сеть".

Тем не менее, в один голос специалисты твердят о том, что текущее состояние рынка интернет-рекламы: рост, который, безусловно, продолжится и в дальнейшем. Рынок интернет-рекламы по-прежнему растет быстрее других сегментов. Алексей Басов отмечает, что помимо увеличения аудитории Рунета, это связано с затянувшейся недооценкой этого медиа как рекламной среды. Сегодня "в интернет приходят целыми отраслями".

Это логистика, недвижимость, фармацевтика, финансовые и страховые компании, организации, предоставляющие юридические, консалтинговые и мединские услуги. Эти индустрии можно назвать последователями, поскольку они приходят в интернет вслед за бизнесами, массово использующими сеть уже по три-пять лет: туризм, цифровая техника, автомобили, связь, программное обеспечение.

Говоря о рынке онлайновой рекламы, нельзя не упомянуть о таких ее проявлениях, как контекстная и поисковая реклама. Прежде всего, о том, что на рынок контекстной рекламы нацеливаются западные гиганты. В частности, Google со своей Google Adsense, которая представляет собой популярную систему размещения контекстной рекламы. Компания Google построила ее на основе сервиса Google Adwords, использующегося для размещения контекстной рекламы в поисковой системе. Недавно Google Adsense заработал и в России.

Впрочем, серьезной угрозы рунетовскому сегменту рынка контекстной рекламы западные гиганты пока не представляют. Объемы размещения российских рекламодателей в западных сервисах с таргетингом на Россию крайне малы по сравнению с их расходами на российские сервисы. "Данное положение вряд ли изменится, пока эти самые гиганты не начнут, во-первых, продвигать свои поисковые сервисы среди рядовых пользователей, а, во-вторых, продвигать свои рекламные сервисы среди рекламодателей", - убежден специалист по поисковым системам Сергей Петренко.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.