Деградация независимости
АрхивКолонка ЗолотоваИнициатива Google по спонсированию разработчиков свободного софта стала очередным (и наверняка не последним!) кирпичиком удивительного процесса, начавшегося несколько лет назад: крупные бизнесы наперебой предлагают помощь сообществу open source. Откуда такая любовь?
В силу не требующих разъяснения причин, автор этой колонки старается обходить стороной темы, в которых доминирует рекламная составляющая. Однако пройти мимо последней инициативы компании Google - тоже несущей явный отпечаток саморекламы, но уникальной во всех других отношениях - было бы несправедливо. Вероятно, краем уха о ней уже слышали многие из вас, хоть анонс был сделан лишь сутки назад. Итак, суть: в рамках конкурс-проекта Summer of Code компания Google предлагает студентам со всего мира побороться за получение именной единоразовой стипендии размером аж в четыре с половиной тысячи долларов.
Организовать не имеющее аналогов предприятие Google помогли несколько партнёров - компаний и организаций, специализирующихся на разработке и продвижении свободного программного обеспечения. Имена их говорят сами за себя: здесь и Gnome Foundation, и Ubuntu Linux, Python Software Foundation, Perl Foundation, Wine Project и ещё несколько столь же известных, включая, наконец, и саму Google. Каждый из партнёров предлагает свой набор конкурсных заданий, из которых всякий желающий поучаствовать должен выбрать одно, самое ему симпатичное. Несмотря на то, что упор сделан на программировании (оптимизация и доработка уже существующих программ, написание новых), имеются и предложения для тех, кто привыть писать не код, а, к примеру, музыку или даже рисовать. Так или иначе, до 14 июня необходимо определиться с выбором и оформить специальную заявку. Число мест ограничено - всего предполагается принять около 200 человек. Каждый счастливчик, официально допущенный к участию, получает пятьсот долларов аванса и три месяца на выполнение своей работы. В случае, если результат будет засчитан, выплачивается остаток стипендии - четыре тысячи долларов.
Изюминка проекта в том, что каждая написанная в его рамках строчка кода, штрих и нота, будут опубликованы на условиях одной из трёх популярных свободных лицензий (GPL, LGPL или BSD). Это тем более приятно, учитывая, что решать участникам предстоит задачки из жизни, имеющие практическую важность и ценность для миллионов пользователей свободных программных продуктов. Таким образом в Google надеются убить двух зайцев сразу - посодействовать прогрессу индустрии open source и "зацепить" новое поколение идеями открытых исходников и свободы программного обеспечения.
А теперь я прошу вас отвлечься от конкретики, оценить картинку в целом и - согласиться: последние несколько лет стали поистине чудесным периодом для сообщества open source, которое там и тут всячески поддерживают крупные и средние бизнесы. В самом деле, складывается такое впечатление, что каждая мало-мальски заметная компания нынче стремится как-то помочь энтузиастам в их нелёгком деле построения прекрасного мира абсолютной свободы. Может быть вычурно звучит, зато точно: попробуйте назвать хоть одну корпорацию, не проявившую себя на этом поприще. IBM, Google, HP, Sony, Sun Microsystems, Apple, даже на первый взгляд лишние здесь Microsoft и Nokia - все, буквально все участники мирового рынка электроники делятся деньгами, рабочей силой, патентами и готовыми наработками, чтобы только быть замеченными прессой и оказаться причисленными если не к приверженцам свободного софта, то хотя бы к списку разделяющих идею открытых исходников. С одной стороны, это, конечно, здорово - любой вклад в общее дело ценен. Но с другой выглядит странно - с чего вдруг такое столпотворение?
Объяснил странное поведение корпораций, подтвердив одну из расхожих конспирационных теорий на сей счёт, европейский чиновник Джезус Вилласанте, возглавляющий подразделение Комиссии Евросоюза, занятое проблемами информационного общества и средств массовой информации. Выступив в понедельник на open source-конференции в Амстердаме, Вилласанте обвинил ИТ-гигантов (часть которых уже была названа выше) в бесчестной эксплуатации сообщества независимых разработчиков в личных целях. Энтузиасты невольно и неосознанно для самих себя превращаются в наёмных рабочих, из любви к искусству или за небольшую мзду выполняющих поручения своих корпоративных руководителей. По словам Вилласанте, особенно этим грешат американские компании, чаще всего эксплуатирующие простую схему: привлекая энтузиастов для разработки своих (собственных или заимствованных у сообщества же) продуктов, они, естественно, определяют и направление движения. Совсем не удивительно, что бизнесы преследуют свои цели, но проблема в том, что независимое поначалу сообщество разработчиков превращается в придаток американской софтверной индустрии. Участникам движения open source необходимо очнуться от спячки и осознать собственную значимость, понять, что они сами способны выбирать направление и оказывать решающее влияние на ход технической эволюции, пытаться это влияние оказать. Только в этом случае можно надеяться на сохранение независимости и в конце концов более равномерное распределение индустрии программного обеспечения по планете.