Не на нашей улице праздник
АрхивСтатьиШумиха вокруг Playstation 3 и Xbox 360 не должна вас волновать: вряд ли терафлопсовые игровые приставки будут тут популярны, особенно учитывая их зависимость от HDTV и широкополосных онлайновых сервисов. Кстати, Xbox до сих пор даже не поставляется в Россию.
Хотя игровые приставки дешевле компьютеров за счет отсутствия монитора и ряда дорогих компонентов, в России они традиционно очень мало распространены. В Европе, Америке и Японии это не так. Там игровая приставка является наиболее массовой платформой для видеоигр - она ведь создана именно для этого.
Приставки последнего поколения - это , в первую очередь Xbox 360 и Playstation 3, которые были представлены на выставке Electronic Entartainment Expo (E3) в Лос-Анджелесе компаниями Microsoft и Sony. Если верить производителям, эти консоли представляют собой нечто вроде домашних суперкомпьютеров, которые работают в десятки раз быстрее обычного современного компьютера.
О цене Sony Playstation 3 пока в компании не распространяются. "Одно могу сказать, - говорит представитель Sony Computer Entertainment Александр Харламов, - она будет стоить не 150 долларов и не 200, а, конечно, больше".
Появления Sony Playstation 3 на российском рынке можно ожидать не раньше конца следующего года. А вот карманная игровая приставка Playstation Portable, которая уже несколько месяцев продаётся в Японии и США, в Европе и в России поступит в продажу одновременно - 1 сентября.
Хотя у Sony восемь направлений деятельности, почти треть прибыли приносит именно Sony Computer Entertainment. Новым приставкам Sony тоже пророчит популярность, приводя такую цифру: на российском рынке игровых приставок Playstation занимает более 80 процентов. В России официально продано около миллиона приставок Playstation и 250 тысяч PlayStation 2.
Конкурентов у Sony почти нет: Microsoft до сих пор не начала официальных поставок Xbox в Россию. Ничего неизвестно и об Xbox 360. "К сожалению, это так, - признался пресс-секретарь российского представительства Microsoft Петр Суздалев. - Возможно, ситуация изменится". Приставку всё же можно купить, но только привезенную "серым" способом.
В Sony предполагают, что дело в том, что для Microsoft это направление не столь приоритетно в России. "Поскольку Microsoft не первый игрок на рынке, возможно, они пока только присматриваются к нему, - говорит Харламов - Однако и с их приходом перевес не вряд ли будет на их стороне, так как в игровом сегменте Sony удерживает очень прочные позиции."
Ещё одной причиной, по которой Microsoft не спешит привозить Xbox, могут быть пираты. По словам креативного директора компании Nival Interactive (одного из ведущих российских разработчиков компьютерных игр) Александра Мишулина, большинство приставок в России "чипованные" и позволяют играть в пиратские игры. Поскольку цена Xbox ниже себестоимости, а деньги зарабатываются только на продаже игр, деятельность пиратов оборачивается для Microsoft не просто недополученной прибылью, а прямыми убытками.
Цена же лицензионной игры для Playstation 2 или Xbox слишком высока: она не опускается ниже тысячи рублей. Даже лицензионные игры для ПК в России стоят в несколько раз дешевле, чем игры для Playstation 2 или Xbox. Это не способствует увеличению популярности приставок. "Многие в нашей стране считают, что взрослый человек будет "по-серьезному" играть на компьютере, а приставки - это так, "детей развлечь", - говорит Мишулин. - Детям же купить такую "игрушку" за 300 долларов (плюc игры к ней, каждая по 50 долларов) позволить себе могут далеко не многие".
В Sony признают, что предпочитающих играть на компьютере гораздо больше любителей приставок, однако вскоре наступит момент, когда некоторые игры компьютер просто не потянет, и тут уж без приставки нового поколения не обойтись. В Sony рассчитывают на рост доходов жителей России: чем выше будет благосостояние, тем больше будет приобретаться игровых приставок.
Однако одного благосостояния мало. Для новых приставок потребуется инфраструктура, которой тоже пока нет. "Следующее поколение приставок - только что анонсированные на Е3 Xbox 360 и Playstation 3, - говорит Александр Мишулин, - ожидает еще больше сложностей в нашей стране. Эти приставки ориентированы на телевизоры высокого качества, которые у нас очень слабо распространены и весьма дороги, и на постоянное подключение к интернет (что не всегда можно обеспечить за пределами крупных городов). Более того, многие из дополнительных возможностей игр будут открываться только при использовании интернет-соединения. Эти два фактора не позволят приставкам нового поколения относительно широко распространиться в России, по крайней мере, при текущем положении вещей".
Игровая приставка буквально за какое-нибудь десятилетие прошла огромный путь. То, что она многими воспринимается как детская игрушка, причем не самая дешевая, произошло во-многом благодаря тому, что так она начала позиционироваться на рынке. В России была широко распространена только одна приставка - Dendy. Она рекламировалась именно как игрушка для детей и по сути представляла собой пиратский клон NES (Nintendo Entertainment System). Пик распространенности Dendy пришелся на середину девяностых, и дальше дело как-то не пошло.
Sony сразу рассчитывала на более взрослых покупателей. Развитие самого брэнда Playstation легко проследить на том, как менялись слоганы. Эпоха "The Power of Playstation" с картинками летающих подростков с джойстиком в руках на обложке журнала "Ровесник" сменилась мистикой "Welcome to the 3rd place". Рекламные ролики PlayStation делал сам Дэвид Линч (режиссер культового сериала "Твин Пикс"). Обнаружив, что ориентируется на узкий сегмент сумасшедших геймеров неопределенного возраста и занятий, Sony предприняла попытку перенацелить его на более широкую аудиторию. Сейчас Sony задумала нажать на "социальный" аспект продвижения своего продукта на рынке, и, конечно, новой Playstation3. (Наверное, это будет, что-то вроде рекламы Coca-Cola, которая, как известно, не просто водичка, а целый lifestyle).
Видимо, ситуация изменится не раньше, чем будут сломаны стереотипы, и к игровым приставкам будут относиться как, например, к телевизору или радио, к чему-то во что можно поиграть, и когда надоест, отложить в сторону.