Next Gen на пороге
АрхивРаз в год в США проходит форум, за посещение которого любой игровой фанат, да и просто любитель компьютерных и видеоигр, готов продать душу дьяволу.
Раз в год в США проходит форум, за посещение которого любой игровой фанат, да и просто любитель компьютерных и видеоигр, готов продать душу дьяволу. Речь, конечно, о профессиональной игровой выставке Electronic Entertainment Expo (E3), которая в этом году состоялась уже в одиннадцатый раз.
Вполне понятно, что главными экспонатами нынешней E3 стали консоли следующего поколения. В который раз поразило умение Sony Computer Entertainment хранить свои секреты. У Microsoft картинки Xbox 360 утекли за две недели до анонса, а вот личико PlayStation 3 игроки увидели из первых рук (фото 1). PS3 — именно так, не мудрствуя лукаво, Sony назвала свое новое детище, представленное за день до начала выставки на специальном мероприятии для прессы.
Microsoft, правда, обогнала конкурента и анонсировала свою новую консоль за неделю до E3 — под звуки музыки Chemical Brothers и Killers на телеканале MTV. И все же следует отметить, что Xbox 360, которая, похоже, первой из Next Gen-консолей выйдет на рынок, почти вдвое уступает PS3 по мощности и использует морально устаревшие диски DVD-ROM (подробности см. в новости «Второй раунд»).
А вот PS3 оснащена BD-ROM-приводом, который читает не только Blu-ray-носители, вмещающие до 54 Гбайт информации, но и CD/DVD всех возможных стандартов (кроме DVD-RAM). Сердце консоли — многоядерный процессор Cell «мощностью» 218 Гфлопс, работающий на частоте 3,2 ГГц. Графическая подсистема RSX с частотой ядра 550 МГц и производительностью 1,8 Тфлопс, разработанная совместно Nvidia и Sony, поддерживает видеостандарт высокой четкости 1080p (прогрессивная развертка). Как и обещалось, общая производительность PS3 превысит 2 Тфлопс — фактически это небольшой суперкомпьютер. В качестве игрового минимума заявлен многоканальный 5.1 звук (DTS, LMPS). Есть слот для жесткого диска форм-фактора 2,5 дюйма (то есть ожидаются всяческие мультимедийные функции), гигабитный порт Ethernet, Wi-Fi IEEE 802.11 b/g, Bluetooth 2.0 (до семи контроллеров), четыре USB-порта на передней панели и два — на задней. К тому же Sony наконец-то отказалась от использования карт памяти только формата Memory Stick — PS3 умеет читать SD и CompactFlash.
Новая консоль обратно совместима с PlayStation 2 и PSOne. В качестве контроллера и для обмена данными с PS3 можно использовать PSP (через USB и Wi-Fi). Кстати, в первый день выставки портативная развлекательная система PSP вообще отсутствовала на стенде — Sony делала упор исключительно на свежепредставленную PS3. Цена консоли пока не определена; предполагается, что она не превысит 350 долларов. Выйдет новинка весной 2006 года.
Тогда же появится и консоль следующего поколения от Nintendo. В Revolution (фото 2) будут использоваться проприетарные носители на базе DVD-технологии. По размерам «революционная» новинка немногим толще трех сложенных вместе коробок для DVD. Графическая система Hollywood от ATI и процессор Broadway от IBM дадут игрокам мощность, сопоставимую с PS3. Обещана поддержка карт памяти SD, Wi-Fi, два USB-порта и фантастическая обратная совместимость — не только с GameCube. Через новые онлайновые сервисы покупатели Revolution получат доступ к библиотекам игр Nintendo 64, Super Nintendo Entertainment System (SNES) и даже классической 8-битной NES, то есть ко всему игровому наследию, которое было создано за двадцать лет существования Nintendo.
Владельцев GameCube и DS компания порадовала продолжением игровой серии The Legend of Zelda — The Twilight Princess (фото 3) и обещанием, что до конца года для этих платформ выйдет больше шестидесяти (!) игр (в том числе несколько тайтлов любимой серии Mario). Также в конце текущего года Nintendo на пару с IGN Entertainment запускает игровой Wi-Fi-сервис для наладонников DS — за ближайшие двенадцать месяцев будет разработано 25 игр с поддержкой беспроводной связи. Еще одна новинка Nintendo продолжила серию GameBoy. Игровой наладонник GameBoy Micro (фото 4) значительно меньше, чем его предшественники (100х50х18 мм, вес 80 г) и оснащен более ярким экраном. Купить малыша можно будет осенью за, как обещано, совсем смешные деньги.
Несмотря на все достоинства PS3 и Revolution, у Microsoft есть хорошие шансы упрочить свои позиции на игровом рынке до выхода больших консолей конкурентов. О поддержке Xbox 360 объявили Electronic Arts, Epic и другие известные разработчики. По непонятным причинам Microsoft ни слова не произнесла о продолжении Halo, хотя очевидно, что резать курицу, несущую золотые яйца, корпорация не станет. Помогут росту популярности Xbox 360 и многочисленные промо-акции. Начиная с 28 августа Microsoft будет разыгрывать среди потребителей напитка Mountain Dew по одной Xbox 360 каждые десять минут. Бесплатная газировка на E3 лилась рекой и называлась «игровым топливом».
Описывать отдельные игровые проекты, анонсированные и представленные на выставке, нет никакого смысла — выражения вроде «фантастическая графика», «динамические световые эффекты и тени» и т. д. давно навязли в зубах. Однако демонстрация видео с игровым процессом следующего поколения той же PS3 заставляет долго искать челюсть где-то на полу. Будущее действительно уже наступило.
Помимо графики и звука высокого разрешения нас ждет и реалистичная «физика». Middleware для PS3, отвечающее за физические законы, разрабатывает фирма AGEIA. Эта компания продвигает концепцию PPU (Physics Processing Unit) — отдельных плат расширения для PC, которые должны обрабатывать физические модели так, как нынешние видеоадаптеры просчитывают 3D-графику. В PS3 выделенной платы нет — движок AGEIA NovodeX будет использовать мощность процессора Cell. Middleware же войдет в SDK — пакет для разработчиков, так что игры для PS3 ждет стандартизированная высококачественная физика.
А вот на PC, благодаря подписанным на E3 контрактам, первые PPU-карты появятся уже в конце года. Тогда же выйдут использующие новую технологию игровые проекты на базе движка Unreal Engine 3 от Epic. Это ядро выбрали более двух десятков крупнейших разработчиков, а Microsoft назвала его приоритетным для игр под Xbox 360. Работать физический движок от AGEIA будет и на PC без PPU-платы, однако весь потенциал технологии раскроется лишь с ней. Разработчик обещает, что чехарды, подобной перманентному апгрейду видеокарт, в случае с PPU не будет. Эта железка должна покупаться лишь один раз. Вот только цену пока не называют.
Главными играми жанра FPS на E3 стали Unreal Tournament 2007 и Quake 4. UT2007 создается на базе уже упомянутого Unreal Engine 3 и выйдет в 2006 году на PC. Много нового оружия, много крови. Что еще нужно для счастья? Quake 4, в которой игроку предстоит наконец добить расу строггов, использовался на E3 в качестве рекламы Pentium 4 Extreme Edition — над входом в центр висел рекламный плакат, продвигающий и игру, и процессор как «самых-самых». Для Q4 помимо неслабого процессора понадобится и видеокарта помощнее — например, nForce 4 SLI от Nvidia (уже распродана миллионным тиражом) или ATI X800XL c 512 Мбайт памяти (на выставке ее рекламировал прогеймер Fatal1ty). Главный закон, двигающий индустрию компьютерного железа вперед, работает и сегодня — ради нескольких дополнительных кадров в секунду энтузиасты продолжают тратить сумасшедшие сотни долларов.
Огромное внимание на E3 уделялось мобильным развлечениям. Electronic Arts, как и обещала в апреле, вышла-таки на новый для себя рынок — сразу с восемью играми для мобильных телефонов. Портированы самые популярные франчайзы — The Sims, NFS и пара игр с онлайновых сервисов Pogo.com. iFone показала мобильную версию культовой классической игры Lemmings. А поклонников метания пингвинов на большие расстояния компания Xing порадовала мобильной версией этой популярной забавы. Jamdat Mobile и id Software показали новую RPG, созданную… по мотивам фильма «Doom». Поистине неисповедимы пути идеи: «игра Х фильм Х игра». Графика в игрушке будет стилизована под классический первый Doom, а игровой процесс представляет собой тактический шутер. Студия Square Enix представила почти десяток игр для мобильных телефонов, в том числе Final Fantasy II, аркадные файтинги и мобильные RPG по мотивам серии. Украшением стенда компании стало видео нового анимэ Final Fantasy VII Advent Children. Впервые показанный на 61-м Международном кинофестивале в Вене в сентябре прошлого года, фильм наконец-то выйдет осенью на DVD, а затем в формате UMD-видео.
Nokia со своей N-Gage, судя по E3, сдаваться не намерена. Финны показали чертову дюжину игр разных жанров — от файтингов до стратегий; самой интересной стала, пожалуй, мобильная версия Civilization. Однако игры были не главным экспонатом стенда N-Gage. Nokia рассказывала о концепции мобильного гейминга… опять же следующего поколения («Next Gen» на E3 было самым модным словосочетанием). К сожалению, компания так и не сделала обновленную версию N-Gage — судя по слухам, ее вообще не стоит ждать; речь идет о внедрении отработанных на N-Gage технологий в обычные смартфоны.
Все прошло как всегда — с размахом. Осталось дождаться следующей весны — именно тогда и начнется настоящая конкурентная резня, которая прольется на душу геймеров бальзамом десятков игровых проектов «следующего поколения».