Поисковые машинки
АрхивКолонка ЗолотоваВо вторник компания Microsoft представила собственный десктоп-поисковик и теперь в этом сегменте программного обеспечения стало ощутимо тесно. Чью поисковую машинку выбрать, и какая из них станет стандартом де-факто?
Последние две недели были, пожалуй, пересыщены анонсами новинок ИТ-индустрии, но в кажущейся бесконечной череде "конфеток" технопрома стоит выделить одну, представленную в минувший вторник - ибо она, вне всякого сомнения, заинтересует многих из вас. Спустя пять месяцев и один миллион тестовых копий, компания Microsoft отправила в большое плавание официальную стабильную версию своего десктоп-поисковика. Инструмент, ставший частью бесплатно распространяемого Windows-пакета MSN Search Toolbar, поддерживает более двух сотен различных форматов, включая закладки и кэш браузера Internet Explorer, почтовую и адресную базы Outlook, базы интернет-пейджеров Microsoft и AOL, документы Microsoft Office, аудиофайлы самых распространённых типов, графические файлы и документы PDF. Индексируя в свободное от работы время данные на локальных накопителях, десктоповая поисковая машина Microsoft, как и полагается инструменту этой категории, позволяет искать и по именам файлов, и по их содержимому, проводить предварительный просмотр найденного и сортировать результаты. Список поддерживаемых форматов легко расширить, воспользовавшись подключаемыми аддинами (так уж называют их в софтверном гиганте) сторонних разработчиков, местом концентрации которых избран сайт addins.msn.com. Кроме всего прочего, новый настольный поисковик - через Internet Explorer - связан с официальной поисковой машиной Microsoft, MSN Search, позволяя одновременно искать и на жёстком диске, и в Сети.
Всем заинтересовавшимся новинкой стоит заглянуть непосредственно на desktop.msn.com, автору же позвольте отвлечься от конкретики для составления общей картины происходящего. В самом деле, настал момент взглянуть на ситуацию сверху - ведь всего-то год назад программ, позволяющих быстро и просто организовать полноценный (а-ля Веб) поиск в дебрях файловой системы отдельно взятой персоналки, ещё не существовало (по крайне мере - как класса). В следующие двенадцать месяцев мы были свидетелями бурной эволюции, воплотившей мечты и обещания в код, и вот уже на поприще десктоп-поиска стало тесно: Google и Yahoo!, Microsoft и AOL, Novell и Apple, и ещё добрый десяток компаний с именами помельче предлагают собственные продукты для решения одной и той же задачи. Мы неожиданно подошли к этапу, когда можно (и нужно!) сравнивать, чтобы выбрать лучшее. В целом десктоп-поисковики зарекомендовали себя как весьма однородный класс программного обеспечения со сравнительно-одинаково невысокими системными требованиями (менее гигабайта дискового пространства для хранения индексов, субгигагерцовый процессор, стандартные 128-256 Мбайт оперативной памяти) и приблизительно равными функциональными характеристиками (большинство таких программ "понимают" один и тот же набор форматов, так что отказавшись от продукта одного разработчика в пользу конкурента, вы скорее всего ничего не потеряете). Однако есть и отличия. Так, десктоп-поисковик от Yahoo! при необходимости проиндексирует и вашу веб-почту (если ящик, естественно, открыт в самой Yahoo!), Google Desktop Search умеет работать со стремительно набирающим популярность браузером Firefox, а поисковая машинка от Microsoft удерживает пальму первенства среди бесплатных десктоп-поисковиков по числу распознаваемых форматов. Приверженцам альтернативы тоже есть на что посмотреть: для Linux существует неплохая локальная ищейка Beagle, для Mac OS X - интегрированная в операционную систему Spotlight. Кроме того, имеется прослойка платных поисковых систем для десктопа, из которой стоит выделить продукт компании X1 - несомненный лидер, понимающий просто невообразимое множество кодировок и форматов (часть его функциональности унаследовал основанный на нём Yahoo! Desktop Search).
Суммируя всё вышесказанное, можно предположить, что критическая масса программ для эффективного локального поиска уже накоплена и в ближайшее время последует взрыв, который вынесет одни программы на недосягаемую высоту, а другие похоронит. Распространённая точка зрения на перспективу, проистекающая из известных исторических тенденций, проста: выживут лишь те десктоп-поисковики, которые будут интегрированы в операционные системы. Таким образом, будущее за Spotlight и поисковиком Microsoft, что обязательно будет встроен в Windows Longhorn. Но есть и другая, менее популярная позиция, которой придерживаются рыночные аналитики (Yankee Group, Jupiter Research и др.). Последние предлагают взглянуть на проблему локального поиска данных не как на одно из приложений вычислительной мощи персоналок, но как на часть общей задачи по управлению информацией, для которой и существуют персональные компьютеры. Обывателям, утверждают эксперты, по большому счёту всё равно в какой операционной системе они работают и какими программами пользуются - для них важны лёгкость, удобство и эффективность просмотра фотографий и прослушивания музыки, работы с текстами, электронных развлечений - короче говоря, работы с цифровым контентом. Поэтому предпочтения масс вполне могут склониться на сторону платформонезависимых решений, лучшие из которых на сегодняшний день предлагает Google. Веб-почта GMail, универсальный поисковик Google Search (связанный с Google Desktop Search) уже не требуют для своей работы обязательного использования программ Microsoft (браузера, почтового клиента и т.д.), хоть пока и не порвали с Microsoft Windows. Всё ещё впереди!